Плата за многоклеточность

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Единственным гарантированным фактом биографии любого многоклеточного живого существа является только тот, что рано или поздно живое существо таковым быть перестанет: иными словами – умрёт.

Умирание как процесс – явление совершенно естественное, абсолютное большинство животных, не наделённых самосознанием, не осознают факта своей смертности, и просто растворяются в потоке реальности. Есть конечно «отщепенцы», которые способны ощущать свою или своих близких фатальную конечность, переживать по этому поводу или строить гипотезы различной степени фантастичности. Но разговор в этой заметке пойдёт именно о тех, кто умирает «по-нормальному» - без внешней ажитации и паники.

Явление смерти давно и пристально изучается биологами. В настоящее время наилучшим образом этот процесс исследован у млекопитающих. Тем не менее, удовлетворительного ответа на вопрос что такое смерть и для чего она нужна не существует. Одной из наиболее авторитетных гипотез считается та, согласно которой смерть является следствием старения. А старение, в свою очередь, результатом многоклеточности – т.е. того, что в организме присутствует большое количество высокоспециализированных клеток, не способных вернуться в митотический цикл.

Большинству из тех, кто содержал домашних животных или хотя бы смотрел документальные фильмы о дикой природе, знают, что животные, умирающие от старости, стараются остаться в одиночестве или покинуть стаю, так как будто чувствуют приближение своего финала. И тут нас поджидает первая ловушка – животные ни к чему не стремятся – это яркий пример антропоцентрического мышления. Иными словами, мы переносим человеческие чувства и переживания на животных. На самом деле природа этого поведения совершенно иная. Животное не понимает, что пришло его время умирать – в случае, если это одиночный хищник, он просто чувствует, что с его организмом что-то не так, и он не в силах больше охотиться и отбиваться от врагов. Единственным решением в данном случае, является найти укромное убежище, где может быть, получится отлежаться. Как правило, старое животное и погибает в таком «укромном месте» Это т.н. «рефлекторное» восприятие смерти. Со стайными животными всё ещё грустнее – в большинстве случаев они просто отстают от остальной стаи, не в силах поддерживать тем передвижения.

Вообще говоря, естественная смерть в природе – явление чрезвычайно редкое, и является атрибутом животных, стоящих на высоких ступенях пищевой цепи. Но даже господствующие хищники чаще всего гибнут не от естественных причин, а от голода или травм, полученных при столкновении с соперниками.

Но если зверю, внезапно, «повезло», и он удостоился смерти «безболезненной, мирной и непостыдной» - то происходит это не мгновенно (случаются, конечно, ситуации, при которых чувствительность дыхательного центра снижается настолько, что организм в прямом смысле «отключается» во время сна – но это самое невероятное везение). В большинстве случаев, прежде чем переселиться на «злачные пажити», организму придётся пройти через пять стадий умирания:

- предагонию;

- терминальную паузу;

- агонию;

- клиническую смерть;

- биологическую смерть.

Строго говоря это не совсем стадии смерти, вернее – это механизмы, призванные не обеспечить переход организма в мир иной, а наоборот – продлить его существование (иными словами являются компенсаторно-приспособительными реакциями). Именно поэтому первые четыре стадии являются обратимыми, чем с переменным успехом, и пользуется современная реаниматология.

На стадии предагонии развивается резкое торможение в высших отделах ЦНС – это проявляется спутанностью сознания, падением артериального давления, исчезновением пульса на периферических сосудах, учащением дыхания, побледнением или цианозом («посинением») кожных покровов. В этот период практически полностью выпадает болевая чувствительность и снижается количество сигналов от рецепторов. Те, кто помнят опубликованные ранее на странице видео, где один зверь ест другого, а поедаемый даже не старается убежать – это и есть настоящая предагония. С некоторой долей условности это состояние можно приравнять торпидной стадии шока. Предагония может длиться от нескольких десятков минут до нескольких часов. Эволюционный смысл этого процесса – перераспределить потоки энергии в организме и клетках таким образом, чтобы максимальное снабжение получали ткани, более всего страдающие от нехватки кислорода. Как ни странно, кора больших полушарий в их число не входит (ВНД – это скорее роскошь, чем необходимость).

Однако долго так продолжаться не может. И после предагонии наступает терминальная пауза. В этом периоде происходит остановка дыхания и резкое падение сердечной деятельности, вплоть до коротких эпизодов асистолии. Остановка дыхания носит временный характер и может продолжаться от нескольких секунд до 3 – 4 минут. Этот самый коротки период, заканчивается долгим самостоятельным вдохом, который знаменует наступление следующего периода умирания - агонии.

В переводе с греческого на русский «агония» означает «борьба», и действительно, это последний и самый решительный бой организма за возможность продолжить свое существование. Глубокое нарушение функции высших отделов полушарий мозга проявляется полной утратой сознания (впрочем, возможны короткие «просветления»), исчезают рефлексы и реакции на внешние раздражители. Одновременно нарастает возбуждением продолговатого мозга – именно там расположены центры, отвечающие за дыхание и сердцебиение.

Дыхание, вначале слабое, постепенно усиливается, и достигнув максимума, опять ослабевает, прекращаясь на некоторое время, после чего цикл повторяется. Это, т.н. патологическое дыхание Чейна-Стокса, его появление связано со снижением чувствительности дыхательного центра к концентрации двуокиси углерода в крови. В дыхании учувствует вспомогательная мускулатура – мышцы шеи, плечевого пояса, межрёберные мышцы – со стороны это выглядит так, как будто животное не столько дышит, сколько глотает воздух. Такой тип дыхания (его ещё называют Гаспинг-дыхание) совершенно не эффективен, и обеспечивает не более 20% от потребностей организма.

Сердечно-сосудистая система тоже принимает активное участие в борьбе за живучесть – после падения артериального давления в предагонии, наступает короткий промежуток повышения, с усилением силы и частоты сердечных сокращений. Однако это длиться не долго, и сердечная деятельность снова ослабевает.

Таких кратковременных «вспышек» жизнедеятельности может быть несколько, а сама агония может затягиваться на несколько часов.

Во время агонии катаболизм начинает преобладать над анаболизмом, иными словами, все доступные вещества расщепляются с высвобождением энергии. В первую очередь это касается АТФ и других макроэргических соединений. Например, у человека масса расщеплённых в период агонии макроэргических соединений может достигать 70 – 80 грамм (именно этому феномену мы обязаны легенде о «весе» души). В результате массивного распада АТФ в периоде агонии у умирающего организма может повышаться температура тела.

Однако даже активный катаболизм не способен длительно поддерживать функционирование основных систем организма. В совокупности с нарушением лёгочной вентиляции, это приводит к нарастанию ацидоза (смещению рН крови в кислую сторону). Закисление внутренней среды организма вызывает нарушение двигательной активности сосудов – их расслаблению. Давление падает окончательно и бесповоротно, даже централизация кровотока, теперь не способна обеспечить ткани жизненно важных органов кислородом и питательными веществами. Сердцебиение и дыхание останавливаются - наступает клиническая смерть.

По сути, для животного – клиническая смерть – это уже точка в его жизнедеятельности. Однако, не смотря на все признаки: отсутствие сознания, арефлексия, отсутствие дыхания и сердечных сокращений – организм ещё не умер. В клетках продолжаются метаболические процессы. Продолжительность клинической смерти определяет, в первую очередь, скорость гибели нейронов ЦНС. В среднем, у животных, этот процесс занимает 10 – 12 минут. Но на длительность жизни нейронов и продолжительность во многом влияют условия – в первую очередь, от температуры окружающей среды.

Спустя это время, клиническая смерть переходит в биологическую – из которой возврата уже нет. Температура тела постепенно начинает снижаться, до тех пор, пока не выровняется с окружающей средой. Кровь, под действием силы тяжести, стекает в нижележащие отделы тела образуя т.н. гипостазы – «трупные пятна». Мышцы коченеют, в результате выхода кальция из цистерн саркоплазматического ретикулюма непосредственно к моторным белкам.

Начинается разложение в результате действия собственных протеолитических ферментов и работы микроорганизмов. С этого момента начинается возвращение накопленных за жизнь элементов в биогеохимичекский круговорот.

Что ж, всем нам суждено когда-нибудь негативное царство бытия.

Список использованной литературы:

1. Биология. В 2 кн. Кн. 1: Учеб. для медиц. Спец. ВУЗов/ В.Н. Ярыгин, В.И. Васильева, И.Н. Волков, В.В. Синельщикова; под ред. В.Н, Ярыгина. – 10-е изд.. стер. – М.: Высш. шк., 2010

2. Большая медицинская энциклопедия. Т. XXX «Серотонин – Spina ventrosa»./ Под ред. А.Н. Бакулева. Изд. 2-е. – М.: Советская энциклопедия, 1963

3. Воспаление, Лихорадка, Патологическая физиология обмена веществ / под. Ред. А.Д. Адо, П.Н. Весёлкина. Многотомное руководство по патологической физиологии. – Медицина, 1966. Т.I

4. Кумар, В. Основы патологии заболеваний по Роббинсону и Котрану / Кумар В., Аббас А.К., Фаусто Н., Астер. Дж. К.; пер. с англ.; под ред. Е.А. Коган, Р.А. Серова, Е.А. Дубовой, К.А. Павлова. В 3 т. Том 1: главы 1 – 19. – М.: Логосфера, 2016

5. Пальцев М.А., Аничков Н.М. Паталогическая анатомия. Учебник. В 2-х т. Т. 1. – М.: Медицина, 2001

6. Патофизиология: учебник : в 2 т. / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. О.И. Уразовой. 4-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Т. 1.

7. Пиголкин Ю.И., Попов В.Л. Судебная медицина: Учебник. – М.: Медицина, 2003

8. Судебная медицина: Учебник/Под ред. В.Н. Крюкова. – Изд. 5-е, перраб и доп. – М.: ОАО «Издательство «Медицина»», 2006

9. Струков, А.И. Патологическая анатомия : учебник / А.И. Струков, В.В. Серов ; под ред. В.С. Паукова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019

Текст:

Редактура:


Источник: vk.com

Комментарии: