"Организм, который видит объективную реальность, всегда менее приспособлен, чем организм такой же сложности, который видит выгоды от приспособленности

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


"Организм, который видит объективную реальность, всегда менее приспособлен, чем организм такой же сложности, который видит выгоды от приспособленности. Видение объективной реальности приведёт к вымиранию", Дональд Хоффман, профессор кафедры когнитивных наук в Калифорнийском университете, автор теории мультимодального пользовательского интерфейса.

Согласно этой теории, "перцептивный опыт не соответствует свойствам объективного мира и не приближает их, а вместо этого обеспечивает упрощенный, специфичный для конкретного вида пользовательский интерфейс к этому миру". Из его теории так же следует и экспериментально подтверждено, что если вы с рождения слепой человек, неожиданно прозрели, и перед вам поставят куб и шар, вы не будете способны взглядом определить, что из этого является шаром, а что - кубом. Только предыдущий тактильный опыт (когда вы наощупь познавали мир, и таким образом учились различать фигуры) поможет вам установить взаимосвязь зрительной и тактильной оценки. Т.е. впервые увидев куб и шар глазами, вы сможете их определить как шар и куб, только пощупав и увязав предшествующий опыт контакта с этими объектами. Аналогичным образом, из этого эксперимента следует, что если вы по какой-то причине были бы всю жизнь лишены тактильных ощущений, и могли только видеть, вы бы не смогли наощупь в абсолютной темноте отличить куб от шара.

Наш опыт, завязанный на различные сенсорные системы, по теории Хоффмана, не дает нам объективного представления об окружающей реальности, а эволюция распорядилась таким образом, чтобы мы были способны наблюдать в окружающем мире только то, с чем мы сможем взаимодействовать для собственной выгоды. Существуют поразительные примеры изучения зрительной системы птиц, служащие дополнительным подтверждением этой теории.

Знаете ли вы, что в Майнкрафте игроки создали компьютер (основываясь на игровых механиках Майнкрафта), на котором можно играть в этот же самый Майнкрафт? Транзисторы, шины, и даже монитор сделаны из деталек внутри игры, и вместе все это собрано в компьютер. Вы запускаете Майнкрафт, заходите в свою сохраненную игру, где вы собрали компьютер и на нем, внутри игры, запускаете Майнкрафт. Люди создали интерфейс, внутри которого альтерэго человека - игровой персонаж - создает такой же интерфейс и так же играет в Майнкрафт. Если бы этот условный персонаж предполагал, что окружающий мир реален, а он его воспринимает объективно, он бы запускал на созданном компьютере игру и полагал, что все это - реальность. Он ходит по кубическому миру, исследует работающие внутри (компьютерной игры для нас, и реального мира - для него) законы, подтверждает эти законы экспериментально и опытным путем додумывается до создания компьютера.

Система восприятия окружающего мира у персонажа будет идентифицировать как настоящее дерево то, что мы видим, как куб, олицетворяющий деревянный материал. Персонаж будет взаимодействовать с этим "деревом", получать запланированный результат и подтверждать собственные догадки об устройстве окружающего мира. В то время, как эти догадки будут оставаться неверными. В то время, как для персонажа коричневый куб - дерево, для игрока и создателя мира этого персонажа, дерево - лишь группа пикселей на экране, в реальности этот объект представляет собой лишь биты информации, кодирующие принципы взаимодействия с объектом "дерево" и комбинацию пикселей, создающих картинку.

Удивительно для меня в этой теории то, что она прекрасно отражает более эфемерные, философские закономерности жизни. К примеру, почему человек, который по оценкам людей более осведомленных, опытных и компетентных расценивается, как откровенно глупый, может быть более успешным в жизни? Даже более успешным в той же области, в которой трудится намного более компетентный человек? Обратите внимание, насколько глубоко по своей сути согласуется теория Хоффмана с цитатой из Ветхого Завета "Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь".

По Хоффману, эволюция подразумевает формирование восприятия окружающей реальности не объективным, а выгодным. Стремление к познанию окружающего мира делает его более сложным для нас, более многогранным и неоднозначным. Представьте себе подростка, чье представление об окружающем мире не ограничено наблюдениями и выводами родителей о том, что мир сложен, деньги достаются с трудом, везде необходима ответственность и добросовестность. Представления родителей - это их представления, не являющиеся отражением реальности. Серебристая чайка не видит свою маму - взрослую птицу - как ее видим мы. Более того, проведенный эксперимент показывает, что птенец не только не видит различий между своей мамой и длинным стержнем с тремя кольцами, он воспринимает последний в качестве матери в большей степени. Эволюция распорядилась так, что его зрительной системе этого достаточно для приспособленности и выживания. Мне кажется, можно предположить, эволюция, как явление - нечто более сложное, чем понимает человек (как мог бы понимать эволюцию и физику житель Майнкрафта, не осознавая, что за законами его мира стоят иные, прописанные кодом программы, созданной человеком из иного мира - нашего с вами). И если предположить, что эволюция имеет какие-то более глубокие и обоснованные корни, нежели выведенные человеком, то вполне может быть, в нее вписано какое-то условие. Например, мозг серебристой чайки не настолько велик, чтобы уместить и обработать более широкое и детальное восприятие окружающего мира, в таком случае иные функции организма пострадают от недостатка вычислительных мощностей, что приведет к вымиранию вида, из чего следует, что зрительное восприятие чайки должно быть эволюционно ограничено до минимально необходимого для ориентации в пространстве.

Если теория Хоффмана верна, представьте любые взаимные недопонимания среди людей. Мы утверждаем, что определенное действие невозможно без ряда условий, о которых мы каким-то образом разузнали - прочитали в книгах, услышали на лекциях, впитали с воспитанием родителей. Тем временем, человек, лишенный подобных знаний, может быть попросту меньше ограничен в собственном восприятии преград и стремлении к некоему действию. Мы проходим обучение в университете, запоминаем какие-то законы и формируем представление об окружающем мире - нельзя быть тренером без среднего специального или высшего образования, нельзя быть успешным тренером без определенных знаний и опыта, нельзя вот так вот взять и запустить свои курсы похудения, если ты сама однажды скинула двадцатку и превратилась в красотку.

Для нас с вами - нельзя. А в чьем-то ином мире - можно. И в попытке объяснить недотренеру или похудологу его неправоту, мы будем сталкиваться с искренним непониманием. Да как нельзя, если можно? Если вот он я, все это сделал?

Там, где мы видим сложный путь и бесконечную череду преград, за которыми лежит желанная цель, чужое неведение может открыть свободные от преград пути. Серебристой чайке необходимо различать мать лишь в той степени, чтобы поклевать ее клюв и получить пищу. Видеть больше ей просто нет необходимости - ее способность воспринимать окружающий мир эволюционно ограничена лишь теми наблюдаемыми объектами, которые могут положительно или отрицательно повлиять на ее существование. Стержень с тремя кольцами? Пусть так, если ты все равно получишь еду. Как она видит скалы, о которые нельзя разбиться? Очевидно, намного более примитивно, чем человеческий глаз, но достаточно, чтобы воздерживаться от столкновения.

Возможно, некоторые люди, достигшие того или иного успеха, вырастают с сильно отличным от нашего восприятием окружающего мира. Не с точки зрения сенсорных систем, но с точки зрения умозаключений и выводов из наблюдаемой жизни во всех ее проявлениях. Некоторые, по видимому, правда не воспринимают проблемой и препятствием то, на что другие попросту неспособны закрыть глаза.

Представьте себе мозг, выросший в условиях узконаправленного мышления - вижу цель, не вижу препятствий. В свете теории Хоффмана, для меня это больше не выглядит просто шуткой.


Источник: vk.com

Комментарии: