Как в России в XIX веке компьютер изобрели |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-03-23 13:47 Компьютер придумал русский учёный Семён Корсаков в первой половине XIX века. Что? Да! И теоретическое обоснование к изобретению искусственного интеллекта впервые подвёл тоже он. «Как микроскоп и телескоп усилили наши чувства, так и интеллектуальные машины могут усиливать наш разум», — писал изобретатель. Кстати, вот он — Семён Корсаков, человек, опередивший своё время Интеллектуальные машины, которые создал Корсаков, достаточно простые и недорогие. Базы данных и некий прототип языка программирования Корсаков для них тоже придумал. Машины могли проводить поиск среди множества критериев, учитывая их относительную важность, и обрабатывать большие объёмы информации. Они умели проводить все основные операции с множествами, то есть делать всё, что сейчас делает дискретная математика. Их появление могло физически перевернуть всю науку XIX века и лет на пятьдесят ускорить появление современных компьютеров. Но что-то пошло не так. Что сделал Корсаков и зачем Машины, которые могли взять на себя систематизацию разрозненных и беспорядочных данных, были на самом деле очень нужны самому Корсакову. Во-первых, потому что он работал в статистическом отделе Министерства внутренних дел. А во-вторых, потому что очень увлекался гомеопатией, а значит, должен был уметь подбирать лекарство, максимально подходящее под набор симптомов, мучающих пациента. Вынесем гомеопатию за скобки, тут нас интересует сама система принятия решений. Кроме компаратора, было придумано ещё четыре аналитические машины 1. Линейный гомеоскоп с неподвижными частями 2. Линейный гомеоскоп с подвижными частями Он делал то же самое, но ещё умел мгновенно выделять те элементы сложной идеи, которые соответствовали или не соответствовали аналогичным элементам других идей. То есть помогал сравнивать наборы признаков болезней из разных столбцов и дополнительно показывал, какие именно детали механизмов совпадают, а какие — отличаются. Знакомьтесь — гомеоскоп прямолинейный 3. Плоский гомеоскоп сравнивал две сложные идеи и искал в них совпадения. Количество элементов при этом могло достигать миллиона. В нём Корсаков заменил цилиндр на квадратную дощечку и вместо булавок предложил использовать специальные стержни, которые можно было двигать на определённое количество делений и задавать таким образом главные и второстепенные признаки. Как это работало, изобретатель снова пояснял на примере гомеопатии. Сначала он сделал табличку, в каждый столбик которой вписал части тела (голова, нос, желудок и т. д.), и назвал это топографией человеческого тела. В строчках цифрами обозначил недуги, и это называлось патографией (опухоль, покраснение, озноб, боль, жар и т. д.). Затем на этом поле нужно было сыграть в морской бой: если у человека стреляющая головная боль, то булавку ставят на клетку, допустим, Е7, где Е — это столбик «голова», а 7 — строчка «стреляющая боль». Если при этом ещё и в животе спазмы, нужно добавить одну булавку, допустим, на клетку G9 (где G — живот, а 9 — спазмы) и так далее. Если составить табличку из ста строк и ста столбцов, можно получить базу данных по десяти тысячам симптомов на любой цвет и вкус. Дальше гомеоскоп Корсакова приводился в движение и выдавал рекомендованное лечение. Это — гомеоскоп плоский 4. Идеоскоп Этот механизм тоже позволял делить признаки явлений на основные и второстепенные и умел мгновенно сравнивать большие массивы чисел при помощи специальной таблицы. Он представлял собой два симметричных бруска, соединённых по краям, между которыми была протянута цепь. В цепь крепились держатели рычагов, каждый из которых нижней частью упирался в гомеоскопическую таблицу. К верхней же части каждого держателя крепился рычажок, который двигался вокруг своей оси. Влево нужно было отвести рычаги, отвечающие за важные свойства, а вправо — за не такие важные, но тоже существенные, и на месте оставить те, которые отвечали за свойства объекту не присущие. А дальше машина приводилась в действие. Если признак был важным и соответствовал тому, что указано в таблице, держатель рычага опускался, а сам рычаг — вставал вертикально. Если соответствовал и был несущественным, рычаг оказывался в горизонтальном положении. Так должен был работать идеоскоп Главная новаторская идея Корсакова — использовать в качестве программы-алгоритма для хранения информации перфокарты наподобие тех, что делал для своих ткацких станков Жозеф Жаккар. Только у француза с помощью перфокарты можно было закодировать лишь определённый узор на ткани, а у нашего изобретателя — любую информацию, от военных сведений до поэмы «Евгений Онегин». и позволял относительно быстро и просто делать ткани с модными принтами Как Корсаков придумывал свои механизмы и как пытался внедрить Наверное, пару слов стоит сказать о семье Корсакова и его жизни, чтобы было понятнее, откуда он такой изобретательный взялся. Семён Корсаков родился в 1787 году в очень обеспеченной и известной семье. Его крёстным был князь Потёмкин-Таврический, которого представлять не нужно. Отец — главный инженер города и крепости Херсона. Дед по матери — адмирал, а дядя — один из организаторов Черноморского флота. С 1812 по 1814 год Корсаков воевал с Наполеоном и дошёл до Парижа (вероятно, машины Жаккара он увидел именно там и именно тогда). А по возвращении устроился на службу в статистическое управление Министерства внутренних дел в Санкт-Петербурге. Поднялся по служебной лестнице от коллежского советника до советника действительного статского. Весьма неплохая карьера. Программирование, которое придумал Корсаков, было максимально понятным. Его основные принципы можно описать пятью предложениями:
То есть, если обобщить, программирование — это механическая запись мысли для помощи людям в выполнении умственной работы. От патента на свои изобретения Корсаков, кстати, сразу отказался. Для него главной наградой было увидеть, как эти идеи приносят реальную пользу людям. Какие идеи Корсаков озвучил впервые в истории Он самым первым:
Интеллектуальные машины Корсакова стали механическим прообразом современных экспертных систем. И почему мы тогда почти ничего про него не знаем? Идеи Корсакова могли бы послужить толчком к огромному технологическому прорыву и ускорить появление современных компьютеров лет на пятьдесят, если не больше… если бы не Академия наук. Впрочем, сама идея аналогового компьютера существовала до Корсакова История аналоговых компьютеров для большинства людей покрыта мраком, а между тем их было не так уж мало и умели они довольно многое. А карманный позограф Кауфмана помогал фотографам начала XX века высчитывать экспозицию кадра в зависимости от целой кучи параметров Аналоговый компьютер Гауди Антонио Гауди в жизни не додумался бы называть это «вычислительной машиной», но, по сути, это она и есть. Каждый грузик символизировал собой массу несущей стены, конструкции на крыше или какой-то ещё детали. А дальше нужно было просто посмотреть, как выгибаются арки здания под их тяжестью, и с помощью зеркала перенести информацию на бумагу. Придуманные с помощью этой конструкции асимметричные арки оказались намного прочнее тех, что были построены обычным методом, и кирпичей для них требовалось гораздо меньше, чем обычно. Если бы Гауди попросили расписать распределение сил в формулах и схемах, скорее всего, он бы не смог (потому что не физик и не математик). Но зато его «живой» макет, можно было в любой момент изменять как угодно, подвешивая новые грузы или убирая старые. Проверить любую гипотезу или переделать конструкцию было проще простого. Математики от этой задачи взвыли бы, а Гауди решал её легко и просто. Современные компьютеры так играть с макетами научились совсем недавно. Водяной компьютер Лукьянова Само словосочетание «водяной компьютер» звучит сейчас максимально странно, но тем не менее его весьма успешно использовали на протяжении полувека. Байкало-Амурская магистраль построена в том числе и его усилиями. Как и некоторые глубокие шахты. Как и Каракумский канал. Для запуска ракет в космос его тоже использовали. Такие машины делали серийно и даже поставляли за границу: в Чехословакию, Польшу, Болгарию и Китай. Первые цифровые электронно-вычислительные машины (ЦЭВМ) и вовсе не могли конкурировать с гидроинтеграторами, ни по простоте конструкции, ни по возможностям, ни по скорости программирования. И только в 1980-е годы, когда появились компактные и дешёвые ЭВМ, гидроинтеграторы им всё-таки уступили. Механическая солнечная система Архимеда (но это не точно) Если копнуть поглубже, история аналоговых компьютеров очень древняя. Первому известному — больше двух тысяч лет. Это некий механизм, найденный в самом начале XX века на дне Эгейского моря возле греческого острова Антикитера. Вернёмся на минутку к Корсакову Изобретённая Чарлзом Беббиджем в те же 1830-е годы аналитическая машина не была даже отдалённо похожа на компаратор Корсакова. Механизм и принципы работы были совершенно другими. Например, перфокарты Беббидж использовал для счёта, а Корсаков — для классификации. Источник: habr.com Комментарии: |
|