Сегодня становится очевидным, что человечество угодило в свою же ловушку, созданную ей развитием информационных технологий

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Сегодня становится очевидным, что человечество угодило в свою же ловушку, созданную ей развитием информационных технологий. В нашем уме эволюционно сформировалась базовая функция собирать как можно большее количество информации из окружающего мира, что способствовало выживанию и развитию качества жизни. И эта функция вполне себя оправдывала до тех пор, пока в социальной среде не было средств легкодоступного накопления и хранения информации. И как только наступил век цифровых технологий, как только и нужная, и ненужная информация оказалась в переизбытке и легко доступной, тогда ум, по инерции продолжая жадно ее употреблять, из верного помощника превратился в досадного неприятеля. Но хуже всего то, что для многих пагубность такого явления все еще остается неочевидной.

?? Таким образом для людей стало характерно так называемое "клиповое мышление" в отличие от "системного мышления". Люди с клиповым мышлением невнимательны, постоянно отвлекаются, им сложно схватывать суть, отделить главное от второстепенного, информацию они воспринимают поверхностно и фрагментально, мыслят короткими обрывочными процессами, внимание их перескакивает с одного объекта на другое. Они с трудом могут выстроить причинно-следственные связи, из-за чего стараются и не задумываться о причинах того или иного явления, просто давая себе установку "не париться и расслабиться".

?? Изредка замечая такое в себе, многие даже не интересуются, почему это происходит, автоматически списывая это на стрессы, усталость, нездоровую экологию или на возраст. Но истинной причиной такой перестройки мышления прежде всего является бесконтрольное потребление информации. Большинство людей живут под влиянием мощного потока медиаинформации, которая поступает к ним с экранов телевизоров, смартфонов, планшетов и компьютеров. Ум просто не успевает осмысливать и перерабатывать такие объемы информации.

?? Еще одна причина - это многозадачность. Некоторые даже хвастаются такой суперспособностью совершать множество дел одновременно. Но на самом деле, это неэффективная привычка, потому что по данным экспериментов последовательные операции ум выполняет более эффективно. Однако люди с клиповым мышлением из-за хаоса мыслей не могут долго концентрировать свое внимание на одном, и их многозадачность - это не столько средство добиться лучшей эффективности, сколько простое следствие неспособности длительное время удерживать поток своих мыслей в одном направлении.

?? Такая многозадачность формируется лишь благодаря современной массовой информационной культуре, стимулирующей быстрое переключение внимания и отсутствие глубокой фокусировки на одном материале, в результате чего человек теряет способность к аналитическому мышлению. А такая культура создается в том числе и потому, что сегодня возрос спрос на "мультитаскных" работников: большинство нынешних работодателей желает, чтобы нанятый сотрудник больше делал и меньше думал. Но интересы работодателя далеко не всегда совпадают с тем, что работнику будет полезно и выгодно.

?? Социальные сети усугубляют эту ситуацию, приучая пользователей ко все более простому контенту. Недаром на серверах видеохостинга лучше "заходят" ролики, не превышающие десяти минут. Сегодня общедоступна статистика последних лет, свидетельствующая о тенденции заката фейсбука и твиттера, но рассвета ютуба и тиктока. Предложения в текстах сообщений становятся короче и примитивнее, потому что уму современного человека уже сложно переваривать длинные сложносочиненные предложения. Ежедневно все средства массовой информации борятся за внимание аудитории, предлагая наживки из ярких образов, пестрых картинок и кричащих заголовков. Чем проще и короче контент, тем легче ему завладеть вниманием потребителя. Содержание упрощается до единственной мысли, призванной лишь вызвать эмоции. В видеороликах и даже в фильмах идет частая смена картинки, а в текстах и даже в статьях используются визуальные разделители и смайлики. Используется разговорный бульварный язык вместо литературного, потому что люди чаще читают ленту новостей, сидя в туалете, чем читают книги в кабинете за столом.

?? Еще десять лет назад открыто распространялась статистика, что обычный пользователь интернета прочитывает не более пятой части текста на странице и избегает больших абзацев. По данным исследований, видя перед собой текст статьи, читатель бегло просматривает его по шаблону, напоминающему латинскую букву "F" (сначала считывается несколько первых строк первого абзаца, затем пару строк второго абзаца, затем фокус внимания перескакивает на середину страницы, где считывается еще пару строк, а затем быстро спускается к самому низу страницы, чтобы узнать, чем закончилась тема). Читатель не углубляется в текст, он его лишь сканирует как робот, выхватывая разрозненные части данных и оценивая ее исключительно с позиции "поделиться сенсацией с другими". Нет стремления понять суть, подискутировать с кем-то, а только желание вызвать эмоции в виде короткой смс-реплики или анимированного гифчика.

?? В результате, в литературном мире возникает замкнутый круг: писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объема передаваемой мысли приводит к еще большему скудоумию не только читателей, но и самих писателей.

?? Люди уже предпочитают получать информацию не текстом, а видео, потому что видеопоток в отличие от чтения обладает гораздо большей информационной емкостью на единицу времени и к тому же транслирует готовые образы, из-за чего практически не развивает фантазию и в меньшей степени активизирует мыслительную деятельность.

?? "Счастливые люди больше читают, а несчастные предпочитают смотреть телевизор" - к такому выводу пришли британские психологи посредством социологических опросов, проводившихся в течение тридцати лет. Те, кто считали себя несчастными, отличались тем, что смотрели телевизор на двадцать восемь процентов больше, чем их счастливые соотечественники.

?? Распространенным мифом о клиповом мышлении является его ассоциация только с молодым поколением. На самом деле, клиповое мышление может быть характерным для любого возраста и группы людей в зависимости от характера и содержания потребляемого им контента. И чем больше контент подобного рода потребляется, тем более клиповым становится мышление у потребителя, и тогда тем более он склонен к подобному контенту. Это еще один замкнутый круг, который лишь увеличивается подобно снежному кому.

?? Часто можно найти информацию о плюсах клипового мышления. Но авторы таких доводов либо находятся под иллюзорным влиянием идей предприимчивых маркетологов, либо сами же ими и являются. На самом деле, клиповое мышление - это явный признак дефектной ослабленной психики. Важно понимать, что люди с системным и критическим мышлением всегда будут впереди относительно своих рассеянных коллег, недостаточно владеющих необходимыми по жизни аналитическими способностями.

?? Клиповое мышление по их мнению якобы ускоряет реакцию, но такое ускорение происходит засчет того, что вместо нормального процесса в формате "получил информацию - проанализировал - отреагировал", человек с клиповым мышлением действует так: "получил информацию - воспринял поверхностно - отреагировал". Конечно, иногда такая тактика приносит какой-то выйгрыш, но, в действительности, таких ситуаций бывает очень немного, а если по роду своей профессии приходится заниматься именно таким занятием, то в перспективе лучше уйти с такой работы, ибо в скором времени такую работу все равно заменит робот, да и такая поверхностная работа без творческой составляющей в скором времени самому человеку невыносимо наскучит.

?? Также клиповое мышление оправдывают многозадачностью, но это тоже миф. Если, к примеру, одновременно делать три-четыре дела, раз в пару минут переключаясь с одного на другое, то результативность процесса будет гораздо ниже, чем если те же дела выполнять поэтапно, сосредотачиваясь на каждом из них. Это только кажется, что всем делам достается одинаковое внимание и продуктивность возрастает. По факту же, человек не сосредоточен полностью ни на одном из дел, и общая эффективность падает. Доказано, что сделать все дела по порядку занимает меньше времени, чем когда делаешь их одновременно.

?? Есть еще такие, кто клиповое мышление оправдывают "защитой мозга от перегрузки", что напоминает поговорку "меньше знаешь - крепче спишь". Действительно, процесс мышления, в целом, достаточно трудоемок и энергозатратен, однако он попросту необходим для нормальной жизнедеятельности. Если избегать обдумывания всего необходимого, то какое-то время может быть легко и приятно, но в скором времени неминуемо возникнут неспрогнозированные, неучтенные, непредусмотренные аналитикой пагубные последствия.

?? Важно понять еще один момент. Клиповое мышление напоминает поведение лыжника на горном слаломе, когда он вынужден в быстром темпе огибать все флажки, то есть подстраиваться под кем-то созданную лыжню. Таким образом, такое мышление перестает быть критическим, оно создает из человека того, кто приспосабливается под чей-то объем информации, то есть под чьи-то условия, а не того, кто усилием воли и мышления сам создает для себя предпосылки для мышления, а затем и действий, то есть сам создает для себя условия жизни. Таким образом, клиповое мышление создает из человека потребителя, а не творца. А это делает человека уязвимым к сторонним манипуляциям и обману, может привести к принятию бездумных решений из-за отсутствия опыта самостоятельного суждения.

?? При этом большинство людей привязаны к своим источникам бурной подачи информации (сиречь гаджетам) настолько, что при угрозе оказаться отключенными от сети в течение хотя бы одного дня они испытывают огромную психическую подавленность, граничащую с паникой.

?? Постоянно погружаясь в бурный поток поверхностной информации, человек ослабляет свои коммуникативные функции: со временем ему становится трудно обстоятельно высказывать свою мысль или написать ее текстом, речь становится косноязычной и наводненной словами-паразитами. Глубокие и продолжительные диалоги уже не по силам, да и неактуальны, рассказывая кому-то о чем-то, он с трудом подбирает нужные слова, а слушая кого-то, быстро теряет нить разговора и начинает скучать и зевать. Дискуссия склоняется лишь к кратким и поверхностным обменам мнениями и идеями, что не способствует полноценному и плодотворному общению.

?? С клиповым мышлением следует бороться прежде всего контролем за качеством и количеством потребляемой информации. Следует делать перерывы между потреблением, заботиться о качестве, выбирая преимущественно познавательное и полезное, нежели развлекательное и бессмысленное. Следует волевым решением самому себе устанавливать правила пользования гаджетами, по возможности переводить их в беззвучный режим, если нет необходимости ожидания срочного сообщения. Важно запретить себе информационное потребление за час до сна. Необходимо также остерегаться многозадачности, например, во время просмотра фильма листать ленту социальных сетей на планшете или во время дружеского разговора по телефону писать отчет. Следует объявить бой прокрастинации, взяв за основу правило: строго доделывать дело до конца и только потом приступать к следующему.

?? Ущерб влияния клипового мышления помогают снизить восточные практики: медитация, дыхательные упражнения (пранаяма) и физические упражнения (асаны). Беспокойный ум человека является источником многих проблем в современное время. Если все вокруг направлено на то, чтобы его взбудоражить, надо сознательно переводить ум в спокойное состояние, а для этого очень эффективны медитации. Они дают уму отдых от информационного потока и позволяют правильно "переварить" воспринятую ранее информацию. Кроме того, медитация эффективно учит качественно сосредотачиваться на чем-то одном.

Концентрации способствуют также прогулки на природе, по парку, но не в городской суетливой среде со множеством реклам и других конкурирующих объектов для внимания.

?? Также благоприятны дыхательные практики пранаямы. Всем известна поговорка, когда напряженному и возбужденному человеку рекомендуют: "Дыши глубже!" Но дышать надо не столько глубже, сколько медленнее, и тогда возбуждение ума прекратится. Общеизвестно, что когда человек в стрессе, тогда дыхание его учащается, а когда он его замедляет, то тем самым вызывает обратный эффект.

?? Благоприятно также устраивание для себя так называемого дня информационного детокса, то есть "дня тишины", при этом ограничив себя в пользовании интернетом и общении с окружающими если не на день, то хотя бы на несколько часов, ни с кем не разговаривать, не включаться в обдумывание наплывающих мыслей, дать им побыть и уйти, не смотреть видео, отключить телефон, не читать, не делать требующих сильной концентрации дел. Выполнять простой физический труд: уборку по дому, облагораживание территории, заняться хобби, связанное с ручным делом, отойти от повседневных проблем, высоких скоростей и автоматизма. Для ума и для разума такие паузы весьма благотворны, можно будет заметить, что в последующие дни их работа улучшится, а восприятие событий станет более глубокой и осознанной. Выдающийся индийский лидер Махатма Ганди регулярно практиковал такие паузы, благодаря которым, по его признанию, внутри себя он находил ответы на многие вопросы.


Источник: vk.com

Комментарии: