Пообщаемся насчет раздела "Путь к феноменологической трансцендентальной философии, исходя из возобновляемого вопроса о предданном жизненном мире" из "Кризиса европейских наук" |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-02-15 13:46 1. В начале Гуссерль говорит о жизненном мире. ЖМ - это регион всех регионов, но не матесис универсалис. Это царство изначальных, допредикативных очевидностей, предшествующих любой науке. Наука черпает из ЖМ все свои истины. Мы в ЖМ - объекты среди объектов, равнозначны с другими его частицами. Но все же этот мир нами осмысляется, обживается, переживается, то есть он интенционально направлен на нас, а мы - на него. Эон един, он постоянно изменяется и корректируется в плане ракурсов, которыми к нам поворачивается. Само-теперь-присутствующее сущее для нас в тот момент, когда мы меняем установку, проводя редукцию. Редукция очищает познание от предрассудков, оставляя с нами "феноменологический остаток", то есть царство трансцендентальной субъективности. Нетрудно увидеть, что ТС и ЖМ соотносятся, коррелируют друг с другом. В коррелятивности нет ничего зазорного, хотя я в целом понимаю претензии к Гуссерлю, мол, субъект и объект все равно противопоставлены, ибо существуют корреляции. Неинтенциональная феноменология в духе постмодернистского "мышления-изнутри" с добавлением телесности исправляет эту трудность. Но я думаю, что Гуссерль осознавал ее. Правда, не знал, как избавиться от трудности, не перекраивая полностью свою систему. 2. Для Гуссерля важен не рассудок, а важно созерцание. Созерцание - универсальный акт, сопрягающий в себе интуицию и прагматику. Мы созерцаем идеи в идеирующей абстракции или идеации (категориальное созерцание), мы созерцаем вещи в нашем быту как целое, позволяющее нам приспосабливаться конкретно и просто "зависать-себе" в повседневности. И интересный взгляд на вещь через ретроспекцию: она есть "бывшая вариация перспектив". Как и сущность, кстати, ведь модификации распространяются и на эйдетический мир, идеи тоже имеют горизонты. Каждая вещь имеет телесность, поэтому необходимо, если идет разговор о ЖМ, возвращаться к чувственному созерцанию. Это не "эмпиризм", а взгляд на мир без посредника, согласно принципу всех принципов. Многие философы чересчур сложно организовывали наш опыт, особенно Кант и в Новое время - эмпиристы, он проще, чем, скажем, Юмовы "пучки восприятий", смутная психология Локка. Сложнее эйдетический мир. Наш эмпирический опыт предельно прост, но наивность его исчезает при смене установки. Простота - это не наивность. Простота - это телесность и оформленность всего окружающего и нас самих. Хотя Сартр и говорил, что "глаз не может сам себя видеть" и потому телесность трудна, но что может быть нам ближе, чем кинестезы (я делаю, я иду)? Сущности потому и требуют эйдетической редукции, что сложны и отдалены от нашей повседневности. Тело же редукции не требует, оно - часть феноменологического остатка. Оно двумерно: тело-корпус и тело-плоть, первое выражает возможности второго. 3. Мы "постоянно активны на основе пассивного владения миром". Это любопытно. В самом деле, мир все же фонит в отношении нас и актуальных феноменов нашей повседневной жизни. Жизнь - это ореол, то, в чем заложена перспектива. От нетематической встроенности в ореол мира мы можем идти к тематизации, но мне кажется, что смысл редукции не в том, чтобы тематизировать, а как раз в том, чтобы вернуть нас в ЖМ, в изначальное прото-бытие, закрытое для нас пока мы "заставлены миром", если говорить на хайдеггеровский манер. Зов бытия слышен только в Lebenswelt, он не слышен в модусе Das-Man. Dasein, как я думаю, это тот самый модус человека, который окунут в нетематический "маточный раствор", и окунут, воззрясь, а не попросту "плавая-себе". Это как бы осознание без надуманного осознания и без потерянности в бытии, это возвращение цветка в росток с потенциалом цветка. Иметь себя и ореол - это несравненно больше, чем иметь просто себя. Именно так мы активны на основе пассивности "само-собой-бытийствующего". Само собой разумеющееся - это не трюизмы, а все новые и новые "спектакли очевидности", раскрытие вещей, именно для этого нас зовущих. 4. ЖМ анонимен. Это, по-видимому, означает чистую возможность, то есть поле открытия, возникновения, которое описывал Паточка. В штуке недавней о неинтенциональной феноменологии я говорила об этом поле, посмотрите. Раз мы совершаем трансцендентальную редукцию - мы выключаем личное, мы становимся анонимными и наблюдаем за отношениями Я и мира со стороны - в этом смысл третьей редукции из четырех. Мы анонимны - мир анонимен. Именно здесь можно увидеть больше, чем на то настроено наше Das-Man. Это медитация. Трансцендентальное - это медитативное. "Радикальное рассмотрение мира — это систематическое и чисто внутреннее рассмотрение вовне себя «овнешвляющей» субъективности" (Гуссерль Э. Избранные работы. С. 455. Ресурс: электронный, прикреплен). Мы рассматриваем мир через субъективность именно обобщая их "медитативной анонимностью". Единство организма прослеживается именно на трансцендентальном уровне, а не на уровне его функционирования, которое можно узреть "объективно". ЖМ именно та сфера, которая связана с трансцендентальной субъективностью собственной трансцендентальностью. Он был бы трансцендентным, а не трансцендентальным, если не открылся бы при помощи редукции. Ан нет, редукция открывает его. Все четыре редукции. Гуссерль там еще вспоминает о tabula rasa, и я бы наделила это понятие модусом "анонимное трансцендентальное". Вот так вот, в целом. И ничего лишнего. И почему так сложен Кант? Потому, что он строил свои "мифические понятия" (слова Гуссерля, не мои) без опоры на внутреннее созерцание, а трансцендентализм сделал, насколько я понимаю, вот этим сложным нагромождением понятий, выражающих возможность. Трансцендентальное - это не структура, а поток, ореол, поле возникновения. Источник: vk.com Комментарии: |
|