Метод АБМ при аутизме: 9 принципов Анат Баниэль

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-02-03 15:52

Психология

Анат Баниэль является одной из первых учениц знаменитого Моше Фельденкрайза, разработавшего методику развития человеческого потенциала через движение тела. За последние 30 лет она помогла тысячам особых детей улучшить их состояние и сделать невозможное возможным.

Метод Анат Баниэль основан на принципе нейропластичности. Если какой-то участок мозга поврежден и не справляется со своими обязанностями, мы можем найти резервные пути. Здоровые участки мозга могут взять на себя функции поврежденных. Этот принцип реализуется через движение тела - нейродвижение (neuromovement). Благодаря этому мозг как бы «пробуждается» для реализации своего скрытого потенциала в обучении и других сферах жизни.

Большинство детей с особенностями развития имеют какие-то особенности движения (неуклюжесть, гиперактивность, хаотичность, не умеют ходить, бегать и др).

Во время работы специалист двигает различные части тела ребенка. Используются мало заметные со стороны, мелкие движения разными частями тела (ножки, руки, пальцы, спина, таз и др.), которые не вызывают сопротивления со стороны ребенка. Специалист (или родители) ненавязчиво помогают ребенку осознать, как правильно двигать руками, ногами, расслабить мышцы и др. Эти движения помогают ребенку лучше почувствовать свое тело, осознать, где и что у него находится, заметить разницу между эффективными и неэффективными действиями. Это приводит к бурной работе всего мозга, формированию большого количества нейронных связей. Ребенок начинает видеть различные способы решения ежедневных задач, появляется вариативность мышления и это приводит к ускорению развития ребенка в разных сферах.

А.Баниэль сформулировала 9 принципов, которые она рекомендует использовать во взаимодействиях с ребенком.

1) Внимательное движение

Наш мозг лучше организовывается через движение. И наоборот, мозг организует все движения нашего тела, мысли, чувства, эмоции.

Автоматические движения, которые мы совершаем, не формируют новые нейронные связи. Но когда вы обращаете внимание на то, что чувствуете в процессе движения, ваш мозг начинает строить миллионы нейронных связей. С помощью разнообразных микродвижений мы позволяем ребенку почувствовать ощущения в пятках, лодыжках, суставах, которые остаются незамеченными при обычных автоматических движениях.

2) Замедленность

Мы можем делать быстро только то, что уже хорошо умеем. В этот момент мозг использует ранее сформированные нейронные связи и ничего нового. Например, мы автоматически танцуем уже известный танец. А при разучивании нового танца мы замедляемся и обращаем внимание на каждое движение. Благодаря этому мы осваиваем новый навык. Замедлитесь при обучении ребенка навыкам и при выполнении рутинных действий. При замедлении движения мозг более «внимателен» к мельчайшим деталям и интенсифицирует работу.

3) Вариативность (разнообразие)

Научные исследование доказывают, что разнообразие усиливает работу синапсов в мозге. Вариативность очень важна для развития мозга. Разнообразие обеспечивает мозг богатой информацией, которая необходима для создания качественно новых возможностей в движениях, чувствах, мыслях, действиях ребенка. Можно использовать этот принцип в любых рутинных действиях. Делайте привычные дела чуть-чуть по-другому. Например, измените маршрут на прогулке, придумайте новую игру с уже знакомой игрушкой, чистите зубы другой рукой и др. Сначала это будет вызывать сопротивление и может выглядеть неуклюже, но это хороший признак! Это говорит о том, что мозг как бы «пробуждается». Благодаря этому ребенок выходит за пределы ритуалов и ищет новые способы решения различных задач и проблем.

4) Тонкие различия

Для того, чтобы мозг генерировал новую информацию, он должен научиться замечать тонкие различия. Если вы возьмете в руки тяжелую коробку, а сверху положите конверт, то вряд ли почувствуете разницу в весе. Мозг не заметит эти различия, т.к. изначально усилия были достаточно велики. А если вы будете держать в руках лист бумаги и сверху положите конверт, то мозг сразу же заметит разницу. В любых взаимоотношениях с ребенком не прилагайте больше силы, чем это необходимо. Благодаря этому ребенок будет улавливать все больше тонких различий, которые так необходимы для развития мозга.

5) Энтузиазм

Чувство энтузиазма по отношению к какому-то действию подсказывает нашему мозгу, что это действие очень важно и нужно углублять эти нейронные связи. Энтузиазм «зажигает» мозг, помогает преодолевать сложности, дает новую энергию. Важно, чтобы ребенок чувствовал энтузиазм, исходящий от родителей. И это вовсе не хлопанье в ладоши и восклицания «молодец» и «браво», которые часто бывают наиграны. Это искренняя внутренняя радость и благодарность даже за малейшие изменения, происходящие с ребенком. Об этом вовсе необязательно говорить, ребенок будет «читать» это в ваших глазах и ваших действиях. Этот энтузиазм будет передаваться ребенку, что положительно скажется на мотивации и работе его мозга. Помните, что также ребенок будет «считывать» чувства безнадежности, уныния, неодобрения, разочарования, что приведет к обратному эффекту.

6) Гибкие цели

Иметь цели – хорошо. Мы часто ставим цели в отношении детей с особыми потребностями. И если у ребенка что-то не получается, ты стремимся еще больше сосредоточиться на выполнении этой цели, больше работать над этим. Но постоянное НЕдостижение какой-то цели может привести нас к унынию и депрессии, и это неизбежно будет отражаться на ребенке. Иногда лучше остановиться и оглядеться. А возможно мы что-то упускаем или что-то теряем из-за слишком сильного стремления достичь какой-то цели? Возможно, мы слишком торопимся? Может быть отложить этот навык сейчас и вернуться к нему позже? Как говорит А.Баниэль, нужно работать «по краям». Базируясь на том, что ребенок уже умеет хорошо делать и незаметно привносить что-то новое. Если просить ребенка сделать то, что ему пока недоступно, это все равно что попросить неподготовленного человека сделать сальто. Ребенок не справится с этим заданием, и его неудача будет блокировать усвоение им этого навыка. Суть гибких целей состоит в том, чтобы создавать для ребенка возможности получать успешные результаты на основе того, что он уже умеет делать. Это будет помогать мозгу ребенка строить свой уникальный путь развития. Сосредоточьтесь не на цели, а на прогрессе.

7) Режим обучения

В каждый отдельный момент наш мозг либо готов учиться, либо нет. Если у ребенка режим обучения «выключен», то ваши попытки обучить его чему-то будут мало успешными. А когда режим обучения «включен», ребенок хорошо воспринимает информацию, открывает что-то новое, начинает учиться. Это залог положительных изменений в мозге. Ключевую роль в активизации режима обучения играют положительные эмоции: вовлеченность, заинтересованность, игривость, ощущение безопасности, принятие и любовь. Они повышают скорость передачи информации между нейронами, повышают внимание и эффективность обучения. Обратным эффектом обладают страх, боль, беспокойство, усталость.

8) Воображение и мечты

Умение воображать, мечтать, визуализировать – важная часть развития ребенка. Воображение «включает» различные участки мозга, создавая огромное количество нейронных связей. Исследования показывают, что даже когда мы просто воображаем, что что-то делаем (например, играем на пианино), у нас включаются те участки мозга, которые работают при реальном выполнении этого действия. Не зря дети играют в игры «понарошку», в ролевые игры. Это не пустая трата времени, как иногда может показаться со стороны. Воображение повышает качество работы мозга, открывает новые пути развития, изобретает новые способы двигаться, мыслить, чувствовать. Играйте с ребенком, фантазируйте вместе, рассказывайте сказки, истории, изобретайте что-то, найдите мечту ребенка и уважайте ее. Даже если на данный момент вам кажется, что ребенок не понимает этого, действуйте на базе тех навыков, которые он уже освоил, прибавляя постепенно что-то новое. Пусть это даже будет что-то совсем простое, но интересное ребенку.

9) Осознанность

Для того, чтобы в ребенке происходили глубокие изменения, ему нужно быть осознанным по отношению к самому себе и окружающему миру. А.Баниэль описывает этот принцип как «дома кто-то есть». Это то, как ребенок наблюдает за происходящими процессами и прогнозирует какие-то последствия. Способность к осознанности есть даже у очень маленьких детей. А.Баниэль приводит пример 5-недельного малыша по имени Оливер. Во время одного из занятий она случайно чихнула. И каково же было ее удивление, когда малыш вдруг начал дышать также, как она, когда готовилась чихнуть, и в конце концов издал громкий звук, который был похож на «апчхи». Это говорило о том, что он внимательно наблюдал и интересовался происходящим вокруг. Он «был дома». Он осознанно создал имитацию чиха. Осознанность позволяет ребенку развивать свои движения, мышление, действия, чувства. Ребенок действует осознанно, когда понимает, что может продолжить делать какое-то действие или прекратить. Или сделать это по-другому. Это ощущение выводит мозг из состояния «автопилота», предлагает мозгу новые открытия и варианты действий.

Осознанность ребенка начинается с осознанности родителей. Наблюдайте за собой, за своими действиями, насколько они понятны ребенку, насколько ребенок успевает за темпом вашей речи. Пробуйте задавать разные вопросы. Если ребенок не отвечает, давайте варианты ответов. Что ты будешь кушать: кашу или суп? Суп. И ребенок получает то, что он выбрал. Поначалу он может отвечать невпопад. Но когда он поймет, что от его ответа будет зависеть то, что он получит, он будет делать осознанный выбор.

Успехов вам в применении этих принципов А.Баниэль!

Для начала советуем прочитать книгу Анат Баниэль «Дети с неограниченными возможностями».

Кто уже практиковал этот метод, напишите, пожалуйста, какие результаты получили? Сами занимались или со специалистом?


Источник: vk.com

Комментарии: