М. А. Полякова. Проект «Экзистенциальная (смысловая) дефектология». |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-02-01 16:58 Статья нуднейшая, советую не читать. К тому же, она не всем понравится. Я помещаю ее с замахом на свой любимый курс, который планирую дать в Вологде, рабочее название: «Экзистенциальная (смысловая) дефектология вместо сенсорной интеграции. Коррекция у детей нарушений развития авторским методом "Неигровых игр"». Здесь я хочу рассказать о своих мировоззренческих опорах, от которых я отталкиваюсь в понимании сути дефектологии, ее целей и методов. Экзистенциальной дефектологии на данный момент пока что нет (есть одноименные философия, психология и педагогика). Но, я надеюсь, она появится. Потому что это не блажь — это действительно метод, реально открывающий новые горизонты и возможности. А откуда вообще берутся методы? — из философии. В своем первом и решающем делении философия колется на два лагеря: материалистический (есть лишь материя) и нематериалистический (есть и нематериальный мир). Раздел философии, «думающий» о том, кто такой человек (по-греч.: «антропос»), называется антропологией. Философские концепции потом «утилизируются» в других областях: политике, социологии, психологии, образовании, медицине и т. д. Возьмем для примера европейскую и китайскую медицину — это же две разные философии! а вовсе не медицины! Анекдот. Применение китайской медицины весьма результативно при соблюдении правила «трех К». Первое «К»: китайский метод. Второе: китайский врач. Третье: китайский пациент. В дефектологию философские «посылки» традиционно приходят из медицины и психологии, и они почти всегда материалистического толка. В материализме много течений. Рассмотрим три антропологические модели. 1. Научный материализм. Его антропология утверждает, что в человеке нет ничего, кроме тела. Что это значит для дефектологии? Любые нарушения развития детей объясняются причинами обязательно физическими (физиологическими). Если подобные причины для какого-то нарушения не выявлены, значит, «рука» науки (со скальпелем) их еще не вскрыла. В рамках материалистической антропологии «госпожой» становится неврология. Если у ребенка нет существенных неврологических отклонений, у него находят минимальную мозговую дисфункцию. Как говорится, дыма без огня не бывает — а потому должен быть хоть минимальный, но огонек. Важное замечание. Пожалуйста, не поймите меня так, будто я против объективной материалистической науки и отрицаю существование неврологической патологии. Ее больше чем достаточно. Тело у нас действительно есть. Я не согласна лишь, что причины абсолютно всех детских нарушений надо искать в телесной голове ребенка. Из сугубо материалистического взгляда на природу детских нарушений вытекают и способы их преодоления: разнообразные методы воздействия на мозг и медикаментозное лечение. Логопед в свете данной концепции обязан мыслить «нейронаучно» и «физиологически» и ездить на «собачках Павлова» (дабы не прослыть дикарем и невеждой). В результате найдем у ребенка все «человеческое» в нейронных структурах мозга и все починим и исправим. А каков с точки зрения материалистической антропологии человек с его чаяниями и потребностями? Хочет жрать. Хочет пить. У него есть инстинкт самосохранения. Что такое любовь? — игра гомонов. Что такое печаль? — недостаток эндорфинов. Что такое смысл жизни? — э-э-э?.. 2. Психоанализ Зигмунда Фрейда. Предыдущая версия материалистической антропологии опирается на данные экспериментальной науки, хотя в ней и мифы водятся (например, гипотеза Дарвина). Психоанализ — материалистический миф чистоганом (прошу прощения, это мое личное мнение). Базовый антропологический миф Фрейда: человек управляется инстинктами. Главный из них — половой (либидо). Любое психическое или психологическое расстройство связано с либидозными проблемами. В конце жизни Фрейд нашел еще один «основной человеческий инстинкт»: танатос (по-греч.: «смерть») — инстинкт жажды смерти и разрушения — еще одна мифологема. Итак, всё человеческое психоанализ выводит исключительно из инстинктов. А я опять задаюсь своим дурацким вопросом: а как же смысл жизни? Ответ — цитата из письма З. Фрейда к принцессе Марии Бонапарт: «Как только человек начинает задумываться о смысле жизни и своем предназначении, он, считай, уже болен, ведь ни то, ни другое не является объективной реальностью; все это лишь свидетельствует о том, что у человека скопилось много неизбытого либидо». На дефектологию психоанализ напрямую не повлиял. Однако, сведя все человеческое к сфере инстинктов, он задал общий вектор на упрощенное понимание того, что есть человек. Это упрощение сказывается везде и на всем, в том числе и на дефектологии. С детьми подчас работают так, будто они биологические механизмы: «сделаем так-то и сяк-то — автоматом получим то-то и сё-то». 3. Бихевиоризм. Его антропология: человек — это социальное животное, отвечающее на импульсы внешней среды (стимул — реакция). Человек — это совокупность поведенческих реакций. Из основной посылки вытекает и задача человека в жизни — социализация и адаптация — приспособление к среде. А что делать с детьми с отклонениями в развитии? Разумеется, социализировать и адаптировать. Это же единственная цель жизни человека и, более того, самый способ его существования. Я опять влезу со своим дурацким вопросом: скажите, а в чем смысл человеческой жизни? Впрочем, в контексте бихевиоризма вопрос и впрямь идиотский. Вы спятили, коллега, какой еще смысл? Приведу реплику Дж. Уотсона, отца-основателя бихевиоризма, после которой кому-либо вряд ли захочется задавать этот вопрос. «Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности». А что ценного бихевиоризм несет дефектологии? А вот что. Дефектологии скоро не будет. Будет только бихевиоризм. Нематериалистических концепций тоже много. Я остановлюсь на экзистенциальной психологии Виктора Франкла (и его последователей), поскольку, на мой взгляд, идеи именно этой школы очень подходят для воплощения в дефектологии. Общим для нематериалистических концепций является то, что они признают в человеке не только существование тела, но и души, и духа. Причем, главенствует дух. Понятия «душа» и «дух» давным-давно заменили словом «психика» и тем самым выдворили их с подмостков научной сцены, но не из недр человеческого существа. У кого-нибудь хоть раз болела психика? А душа? У кого-нибудь есть психические потребности? А духовные? Главной духовной потребностью человека, настолько же властной, как и потребности инстинктивные, Виктор Франкл считал потребность человека в смысле и цели его жизни — как всей жизни целиком, так и каждого жизненного шага. Франкл назвал это «волей к смыслу». Разберем, что такое «экзистенция». Слово переводится как «существование», «жизнь». И подразумевается здесь не какая угодно жизнь, а именно лично и собственно человеческая. Человек «экзистирует» не тогда, когда живет просто биологически или социально, а когда живет, видя смысл в своем существовании и воплощая этот смысл. Одно из наших самых непереносимых переживаний — чувство бессмысленности своей жизни. Оно убивает все желания и мотивы. Нам говорят: «ну сделай вот это, займись вот этим». А мы машем рукой: «а-а-а… какой в этом смысл?» Подобное состояние Франкл назвал «экзистенциальным вакуумом» — вакуумом жизненного смысла. Мы страстно ищем, как сделать дефектологию более научной. Но есть и другой путь. Ее можно сделать более человечной, человекосообразной — находящейся в ладу с тем, как на самом деле устроен и чем на самом деле является человек. Я намеренно использую слово «человечность», а не «гуманизм» — затертое до дыр и сто лет как ставшее общим местом и обессмыслившееся. Итак, из экзистенциальной психологии можно вывести экзистенциальную дефектологию, ориентированную именно на смысловую работу с детьми. Обычно мы не задумываемся: а видят ли дети в наших с ними занятиях какой-либо им понятный, их собственный «детский» смысл? Мы-то, конечно, видим. Но у детей не наши горизонты. Для иллюстрации сказанного приведу простой логопедический пример. Ставим ребенку звук С. Вынули у него изо рта зубочистку — проложили «желобок». Теперь он свистит немного шепеляво. Надо уточнить звук. Говорим ему: зубы сомкни, улыбнись, чуть двигай языком по зубам и в это время свисти. Ерзая языком, ребенок нащупывает более точную артикуляцию звука. Когда слышим правильный С, говорим: стоп! свисти вот тут! запоминай место! А он не запоминает. Да и никакого места не ищет. Свистит как попало и зырит пустыми глазами поверх зеркала. Отчего? А на фиг ему это все? Какой в этом смысл? Звук С ему даром не нужен. Он нужен нам. Это у нас есть цель и смысл. Люди (и взрослые, и дети) устроены одинаково — никто не станет эффективно пахать ради чужих целей и смыслов, если не состыкует их со своими собственными, лично значимыми. И что же тогда делать с нашим «свистящим» ребенком? Надо вложить внутрь его дела его собственную — смысловую, а значит, интересную ему, мотивирующую его цель. Продолжу пример. Уточняем С способом, который я называю: «овеществление», или «опредмечивание», звука. Говорим ребенку: «У тебя во рту завелся комар. Он свистит и ползает туда-сюда по зубам — ищет щелочку, чтобы выбраться наружу и тебя укусить. Но ведь ты его не выпустишь?» Ребенок отрицательно трясет головой. Что мы получаем за счет такой инструкции? 1. Звук для ребенка перестает быть отвлеченным свистом, лишенным всякого смысла и назначения. Звук персонифицируется и ощущается во рту тактильно и двигательно, как некая «вещь». Тактильно ребенок ощущает прохождение воздушной струи на кончике языка и на зубах — это и есть вполне предметный «комар». Воображая, что «комар» ищет щель между зубами, ребенок невольно совершает языком нужные для уточнения звука движения. Дополнительно звук обрастает и «двигательной плотью». 2. Мы задаем ребенку смысловую цель — не выпустить «комара». Цель обоснована: комар укусит. И ребенок действует со вниманием, думая, что делает. В результате он вместо выполнения формальных действий (улыбнись, свисти, перемещай язык) занят реальным делом — его собственным, детским, игровым делом, имеющим для него цель и смысл. Такого типа смысловые коррекционные игры я назвала «Неигровыми играми». Я не буду о них распространяться, это слишком долго. Скажу только, что с помощью подобных игр можно корректировать любые нарушения развития детей (которые в принципе подлежат коррекции). На эту тему и будет мой курс «Экзистенциальная (смысловая) дефектология». Аннотацию и план-конспект опубликую позже. Хочу кое-что пересмотреть — сделать ставку на коррекцию внимания. Почему? Во-первых, потому что с вниманием у детей сейчас полный караул. Во-вторых, оно неразрывно впаяно в работу других психических функций (и не только, вы и не представляете, сколько всего за эту «нитку» зацеплено!), и, если потянуть за эту «нитку», можно раскрутить и все остальное. Дорогие-коллеги-логопеды-в-сапогах, дочитавшие пост до конца! Буду вам очень признательна за ответы на два вопроса. Первый: интересна ли эта тема вообще (просто в плане интересности)? Второй: будет ли она интересна в качестве семинара? (ох, боюсь, он выйдет длинным, трехдневным). Семинар я планирую дать в Вологде (дата пока не определена). Координатор и вдохновитель Марина Гурина (+7-900-507-23-79). У меня уже есть и еще пятеро вдохновителей! Фотографии ниже с моего предыдущего семинара в Вологде на тему аутизма. Всего три. Времени не было снимать. Источник: vk.com Комментарии: |
|