"Фантазии о том, что ИИ будет проверять домашние задания, — это вредная утопия" |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-02-09 12:00 Российский математик, популяризатор науки, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Савватеев выступил в Екатеринбурге с лекцией "Математика и жизнь". По мнению эксперта, современная модель образования нуждается не просто в реформировании, а демонтаже, потому как одержимость Министерства образования цифровыми технологиями играет против создания суверенной школы. Фантазии Германа Грефа, что ИИ будет проверять домашние задания вместо учителей, — это утопия, причем утопия крайне вредная, говорит Савватеев, никто и ничто не заменит настоящего учителя. Подробнее — в материале Накануне.RU. На встречу с известным лектором, блогером и популяризатором науки в Екатеринбурге собрался полный зал, многим не хватило мест, пришлось следить за полетом мыслей и движениями человека на сцене с экранов в коридоре. Первые и главные зрители этого математического шоу — конечно, дети. Причем не только ученики физмат-классов, которые, судя по откликам из зала, получали наибольшее удовольствие от каверзных задач, которые задавал Савватеев, но и ребята из общеобразовательных школ, где им не хватает столь глубокого вникания в предмет. Следить за мыслью доктора наук сложно, но увлекательно, недаром, как рассказал сам лектор, есть ребята на домашнем обучении, которые ездят по разным городам, где он выступает, и не пропускают ни одной лекции. Остальным же представлены открытые лекции в Сети на ресурсах движения математика "Родная школа". Но историю о том, что настоящего учителя может заменить "говорящая голова", Савватеев не приемлет — поэтому старается как можно чаще выступать с живыми уроками. С горестью сообщая, что по статистическим данным анкет, которые они собирают по стране с соратниками и другими общественниками, в России не хватает минимум 300 тыс. учителей. "Половина всех престижных наград, которые даны за математику — это наши соотечественники, но, к сожалению, разъехавшиеся по разным далеким странам. Нет, будущее есть, потому что здесь гениев полно рождается. Вот единственное, что могу сказать — что в любой деревне, куда я прихожу вести урок, в любой глуши, обязательно сидят один-два ребенка, с которыми ясно, что если поработать, то это будут победители Всероссийских олимпиад, — рассказывает Алексей Савватеев. — Земля плодородная, здесь, как трава, все растет — рождаются гении. Но потом они сталкиваются с тем, что у нас со школой сделали. Ломоносова тоже кто-то должен поднять и его увидеть. Я подхожу и говорю — вот, ребенок, занимайтесь им, будущий гений, а мне говорят — у нас нет ни одного живого учителя математики. Приехали!" Цифровизация О проблемах в системе образования открыто заявлять Алексей Савватеев начал еще семь лет назад, но, по его словам, журналисты всегда переводили разговор на другие темы и слушать его никто не хотел. Сегодня ситуация несколько изменилась, видно, что перед Министерством образования поставлены четкие задачи, что итоги последних 20 лет реформ — однозначно плачевные, и теперь у нас не просто "проблемы" в образовании, а настоящий развал. "Засучив рукава, надо браться за систему образования, — говорит математик. — Раньше вечная отговорка была — все равно мы все закупаем в Америке, в других странах, если надо, будем у Китая, зачем нам своя система — она была нужна, когда была суверенная государственность? Но дальше лихие времена помогают, сегодня это общепризнанная проблема. И так получилось, что вокруг меня сплотились единомышленники, некоторые из них готовы тратить свое время на то, чтобы изменить положение дел. Мы находимся в той ситуации, когда проблема осознана на высшем уровне, но диагноз поставлен неверный. Если диагноз поставлен неверный, то лечение будет прописано, возможно, пагубное". Сегодня лекарством от всех болезней в школе видят цифровизацию, и оно не помогает для того, чтобы выстраивать суверенную систему. Образно выражаясь на лирические темы, математик рисует картину, как бегают вокруг президента личности, которые говорят, что все плохо, потому что мало цифровых технологий, потому что у нас "отсталые учителя". "Это не просто как лечить другую болезнь, это еще и давать средства, болезнь усугубляющие. У нас вся система держится на тех самых добросовестных учителях, которые, может быть, не очень в этих компьютерных программах и соображают. Министерством поставлена цель как можно больше учителей перевести на новые, современные цифровые рельсы. Ну, переведут, придут эти девчонки, которые ни в чем не смыслят, предмет не знают, зато кнопочки хорошо нажимают". Первое, что нужно осознать, призывает Савватеев, что никакие цифровые технологии живого учителя не заменят ни при каких условиях. Второе — что искусственный интеллект никогда учителю ничем не поможет. "То, что Греф мечтает, что ИИ поможет учительскому сословию тем, что вместо них будет проверять домашние задания, — это утопия, причем утопия крайне вредная, потому что на нее будут потрачены деньги, президент уже дал ему стартовый миллиард. Морочат они голову президенту прекрасно", — говорит математик. Конечно, сегодня идет борьба с применением гаджетов в школе — вроде как, запретили пользоваться телефонами на уроках, но это тоже фикция, говорит эксперт, ведь регистрация на задания и уроки идет через те же телефоны. СанПиНы по времени, проведенному в интернете для детей, никто не соблюдает, и о запрет гаджетов так же будут вытирать ноги. Самое страшное — что детям хотят разрешить при ОГЭ пользоваться даже калькуляторами, в Министерстве думают, что считать столбиком — отнимать время у школьников, которое они потратили бы на более созидательный труд многоумных рассуждений. Так мыслить могут только те люди, говорит Савватеев, которые в жизни реальной школы не нюхали даже, любой учитель или директор школы понимает в обучении больше, чем "эффективный менеджер". Это главная беда системы, и единственное решение — привлекать в нее настоящих специалистов, предметников, а не тех, кто делает ставку на коэффициенты и технологии. "И еще ряд моментов есть: когда, например, цели воспитания сводятся к формальной регистрации на каких-то мероприятиях — это все всегда оборачивается чисто формальной стороной. Потому что у нынешних министров все основано на показателях эффективности. Я бы сказал, не побоясь соврать, чему учат на программах эффективного менеджмента, это тому, что совесть — это химера, от которой надо избавиться. Необходимы только коэффициенты, неважно, что в школе будет происходить, важно, чтобы были коэффициенты. Пока это происходит повсеместно, я не знаю, чем вас утешить, чтобы изменить это, надо об этом все время говорить", — говорит Алексей Савватеев. "Сталинский букварь" Конечно, если говорить про локальные проекты, такие как "Русская классическая школа" или "Сталинский букварь" (проект возрождает советские учебники для родителей и учителей) — в них много пользы, говорит Савватеев. Но только это проекты не так широки, как хотелось бы, и подобное образование доступно не для всех. Все же общественная школа идет по пути цифровых заморочек и не слишком талантливо составленных учебников, считает эксперт. Когда математика спрашивают, по каким же учебникам лучше всего учиться, он советует — "сталинские". "Априори все старые учебники хороши. Тогда их писали профессионалы, люди, которые серьезно относились к своей работе, а не пытались пролезть в начальники или получить государственный грант. Лучше учебников, чем представляет "Сталинский букварь", пока не придумали. То есть книги 1940-1950-х годов. Там все четко. У меня самого не все дети математику легко понимали, и мы занимались именно по сталинским учебникам все лето — на "четверки-пятерки" сейчас идет. Там сидели предметные комиссии из серьезных людей, когда принимали эти учебники, профессионалы занимались этим делом. Сейчас вырождается этот класс. Сейчас тоже есть люди высокой квалификации, да, просто их во власть сейчас не пускают", — говорит эксперт. Нагрузка на учителей Как говорилось выше, общественники из команды Савватеева приводят данные, что сегодня в России не хватает 300 тыс. учительских позиций. Из-за чего остальные работают на полторы-две ставки, и это абсолютно незаконно и вредно для качества обучения, ведь ставка существует не просто так, ее разработали специалисты-психологи. 18 часов в неделю — это та разумная нагрузка на учителя, которую превышать никто не разрешал. "И когда какие-то министры заявляют, что никто не ставит задачу выхода на одну ставку, этим министрам место где-нибудь в другом месте. Это какой-то наш общий позор. Та команда, которая сейчас находится на среднем уровне, это наш вселенский позор. Не знаю, как мы до этого дошли, туда попадают абсолютно бессовестные люди, которые просто выучились на эффективных менеджеров и не знают предметной области, в которой они работают. И у них принцип какой — не слушать людей из предметной области, а нагибать их. И долго ли мы с такой системой еще проживем, я не знаю, но ее нужно просто всю сместить, абсолютно демонтировать и пригласить специалистов, которые знают предметную часть", — говорит Алексей Савватеев. Математик говорит, что, несмотря на то, что образованием наконец-то озаботились, ведь никакой индустриализации, суверенности и прочего, что декларируется на высоком уровне, не добиться без суверенной школы и разумной системы образование, но он замечает, что у президента этот вопрос не находится в приоритете. "Даже когда он собирает Госсоветы и говорит, что — да, да, проблема видна, учителей не хватает, давайте что-то делать, завтра он занимается уже какой-то приоритетной для себя проблемой. Мы понимаем, что у президента на руках есть некоторые более приоритетные вопросы", — сетует Алексей Савватеев. Но в какой-то момент образование нужно сделать приоритетным вопросом — вопросом номер один, потому что вердикт современной системе у всех один, какой бы идеологии ни придерживались эксперты — в том, что развалено то, что было построено, сомнений нет ни у левых, ни у правых, ни у красных, ни у белых: "В данный момент я ничего утешительного сказать не могу про систему образования, кроме того, что проблема осознана. Еще некоторое время пройдет, пока президент поймет, что вокруг него эти шарлатаны и от них надо избавиться". Источник: www.nakanune.ru Комментарии: |
|