Дальнейший текст не должен вводить Вас в заблуждение

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Дальнейший текст не должен вводить Вас в заблуждение. Основной его массив только кажется монолитом, вытесанным из цельной глыбы истории. На деле - это группы фактов, соединенные с гипотезами. На сплавляющую их силу, по-моему, походит давление действительности, разгоняющей мысли, делающей фантазию трудно отличимой от прошлого.

Событий так много, они столь разноплановы и принадлежат порой противоборствующим, чуждым друг другу измерениям, что усилие отслеживать их перерастает в экстатическое бездействие, тишину, похожую на молчание сингулярности. Примерно так я представляю себе облик одномоментного рубежа "сейчас", соприкасающегося с гипотезой, как бы нависшей дамокловым мечом и все же внушающей потенциал. На рубеже приходится пребывать нам, распоряжающимся временем и событиями, вместе с тем забрасываемыми туда. Что важнее: война, экономический кризис или кризис религиозного/светского миропорядка? Все может пугать на расстоянии, не находя места в обозреваемом физически пространстве, что-то может давить на совесть, вскормленную на определенном наборе чувств и ценностей, что-то - теряться за маятником повседневных забот, откалиброванного существования. Но я не спроста упомянул этот сверхнасыщенный момент погружения в гетерогенные среды, которые все же состыкуются, используя друг друга.

Под использованием я подразумеваю развитие хрестоматийной формулы, описывающей ряд изменений применительно к обстановке в XX веке, - "примат религиозного уступил место политическому". История секулярной теории тщательно проследила метаморфозы к настоящему моменту, показав сохранение религиозного, а не воцарение полной светскости, но переход религиозного начала в область приватной жизни и ее использование политическим как в источника лекал для формирования нарративов, идентичности, памяти.

Следующим этапом я бы назвал смещение чаши весов в сторону экономики. На мой взгляд, ее господство мы наблюдаем сейчас, особенно остро в период широчайшего распространения цифрового пространства, где как раз и сосредоточена мифическая современность. Современность, толкуемая как модернизация общества и страны, происходит неравномерно, потому нельзя говорить о глобальной современности. Однако она - это идея авангарда, острия развития общества, суммы всего, что стоит впереди и поддерживает ускользающий метанарратив прогресса. Место ее концентрации - интернет, ведь цифровая среда олицетворяет идею современности, давая новую онтологию и возможность быть "идеально", так, как хочется. С помощью интернета происходит и аккумуляция власти транс национальных корпораций и всяческих платформ, реализующих всеядную природу капитализма и массовой культуры. Им безразлична политика, в то же время они могут использовать и ее для своих нужд, превращая все в товар, влияя на образ жизни и мышление людей в удаленных уголках земного шара.

Может показаться, что это предел. Особенно в свете того, что даже инновации в технологиях все чаще преподносятся через призму торговли, маркетинга, промышленности, как наиболее понятного языка и способа молниеносной интеграции нового. Я же полагаю, что наступит еще один этап, эпоха доминации эстетического. Об этом я и скажу, вспомнив про акселерационизм, номадизм, телеоплексию, Ника Ланда и криптовалюту.

История "биткойна" начинается в 2008 году с манифеста Сатоши, однако история криптовалют уходит глубже, добираясь до 80ых, когда произошли первые дискуссии и исследовательские проекты по теме цифровой наличности. Немногим позже, в 90ых, на стезе данной задумки прибавились и идеологические соображения, собранные под названиями движений криптоанархистов и шифропанков. Я выделю центральное - мотив свободы и независимости от централизующих, регулятивных институтов. Его стоит принять во внимание и запомнить, так как он видится мне тем трамплином, что позволяет вывести футуристичную гипотезу в конце заметки.

В 2009 году "биткойн" начал свое распространение. За пределами сопутствующего медийного ажиотажа у него был и остается ряд параметров, делающих его особенным, знаменателем многолетних поисков и усилий. Однако мне видится, что именно акселерационистская и телеоплексическая медийная сила стала множителем, давшим ему популяризацию.

Для современного человека остается значимым мифология, дизайн, оперирующий архетипами. Часть товаров функционально бессмысленна, другая в своем инженерном исполнении походит друг на друга, имея незначительные отличия. Важный маркетинговым атрибутом остаются смыслы, что форсируют продажи и выстраивают коммуникацию с потребителем, позволяют акцентировать желанную идентичность. Так некоторая продукция связана со стратегией распространения посредством простых бинарных оппозиций, эксплуатируя логику мифа и связанного с ним ритуала: ритуал зачастую имитирует нужный исход события, а миф дает ему словесное выражение, формируя нарратив. Через нарратив или, как выражаются некоторые современные мыслители, подчеркивая капиталистическую временную, то есть трендовую природу, через сторителлинг продукты находят своих клиентов, обещая эмоции, успех, самореализацию. Смартфон может продвигаться через образ "друга-ассистента", а может - через архетип мага, чудодейственного приспособления, преображающего действительность. Такие ходы совмещаются с распространенными увлечениями эзотерикой, мистикой, с ассоциациями в сфере профессиональной деятельности, где ассистент - признак достатка, благополучия и вообще оберег от доли рутинных хлопот.

Биткойн тоже оброс мифами, постепенно приводя к главной мечте, которую он сулит исполнить, - благополучия, прежде всего, финансового. Давайте по порядку. Он был новинкой, диковинкой, заточенной сугубо в мире цифровых и аппаратных носителей, его нельзя пощупать и нельзя увидеть его референт в действительности. Для многих это почти слово, позади которого всплывали неясные сюжеты о блокчейне, его архитектуре и об отсутствии посредника при обмене. Первый рубеж мифов - мифы о Сатоши Накамото, которого принято рассматривать как групповой псевдоним, а также миф о криптовалюте в целом, значимый для специфической аудитории. В тот период криптовалюта - еще арго, малопонятное для широкой аудитории, но какую-то аудиторию им удалось найти сразу. При чем аудиторию, ретранслирующую часть своего авторитета и тем самым - кредита доверия инновации.

Фактически, эта новинка так и могла бы почить среди других затей. По-моему, биткойну почти повезло преодолеть тонкую грань между "скамом", недоразумением, разрешающимся выгодой для узкого круга людей, и "новым золотом", ищущим своих обладателей, а также имеющим "вес" в глазах институций. Первый этап примыкает ко второму, выводя биткойн в область публичного пространства из казематов криптопанковской мифологии. Даркнет, нижний интернет, викиликс - совокупность явлений и платформ, катализировавших выход на заметное для государств место. Последующее внимание правительств, от части позитивно-нейтральное, внесло свою лепту, предав огласке существование биткойна. Уверен, колоссальную роль сыграла "Викиликс", чей создатель имеет отношение к криптоанархистам и шифропанкам, а судебные тяжбы, окружавшие его фигуру, дали дополнительные каналы внимания, показав действенный способ выживания почти под колпаком государственного преследования. Дополнительные штрихи к притягательному портрету цифровой монеты придало участие в сюжетах про Даркнет. Запретное и опасное всегда добавляют причудливой соблазнительности, как минимум завлекая зевак и давая повод для ярких новостных заголовков.

Немаловажную роль сыграла изначальная ограниченность биткойна. Наше мышление так устроено, что как бы бесконечность нас ни манила, она ассоциируется с абстракцией куда сильнее, чем любой образ, располагающий границами. Количество биткойнов, как известно, имеет предел в 21 млн монет, которые и так не выйдет извлечь до конца. А иссякаемость - хороший задел на ценность, пусть и в духе коллекционирования.

В результате биткойн стал окружен рядом мифов, от совсем романтических до более технократических, и обзавелся историей использования, возникнув перед взором мира как некая данность. Мы всегда неосознанно воспринимаем деньги как связующее звено. Позади их прокладывающей мосты природы - природа лабиринта (как витиеватой детализации, все же имеющей вход и выход), ускоряющего транзакции, оставляющего длинные вереницы следов, вмещающего новые вторжения фантазмов и желаний в дизайне банкнот, карточек, в рекомендациях и предложениях, в их ликвидности, ведущей к чему-либо. Ликвидность - жизненная энергия капиталопотоков, акселерирующая социальные отношения. Биткойн вывел ассамбляж смыслов в цифровой мир, стерев необходимость переходных звеньев, держась как бы изнанки общества и восходя оттуда. Давая новую точку вхождения в мир финансовых отношений, более того, обещая подобие деконструкции и инверсии в их прежнем укладе.

В настоящий момент наступил новый этап. В конце 2010ых к биткойну стали присматриваться крупные фонды, корпорации, цифровые платформы и частные владельцы, постепенно ставшие "китами", обладателями крупных кошельков. Сейчас же вследствие правительственных решений биткойн получил выход к ETF, биржевым инвестиционным фондам, то есть стал торговаться почти идентично стандартным акциям, преодолев массу барьеров в виде регистрации на биржах, созданию кошельков. В обозримом будущем - летом - подобная судьба может настигнуть вторую криптовалюту в мире - Эфир. Уже сейчас цена на биткойн растет под притоком средств, преодолев многолетний максимум, в преддверии "халвинга", когда часть компаний, созданных для майнинга, закроется и, вероятно, распродаст накопленный баланс для выплат кредиторам. Параллельно мы имеем ограниченное число монет, постепенное убывание части монет из-за потери доступа к кошелькам, кончины владельцев, etc. Еще - претензии на вытеснение золота и серебра, опять же не в последнюю очередь благодаря ограниченной эмиссии. Хотя структура использования золота и биткойна кардинально разнится, у проговоренных амбиций есть перспективы, как минимум из-за смещения крена с действительности на цифровую среду, где золото как таковое не "потребляется".

В конечном счете, любые рационализаторские ухищрения бессильны перед концентрацией людского внимания, матрица рациональности может просто адаптироваться под тенденции техноспинозизма, изобретающего будущее. А все материально значимые платформы потребления и человеческих отношений транспонировать в цифровую область. Тот же потенциал блокчейна к сегодняшнему дню используется менее, чем на половину.

Тут мы подступаем к разделу гипотетически-футурологического. К потенциалу относятся NFT, передаваемой виртуальной собственности, оцифровка недвижимости и собственности в формат умной собственности (например, машины за счет продажи цифровых ключей), создание распределенных рынков для торговли ценными бумагами в обход центральной расчетной палаты. Подробнее: https://en.bitcoin.it/wiki/Contract

Транзакции ускоряются, атомизируются, а мир приближается к мифологеме посткапитализма.

Сегодня Россия ограничена в доступе к западному и восточному рынку ценных бумаг, но какие-то лазейки, выгодные и доступные для крупных структур, действующих как самостоятельные агенты рынка, сохранились. Я подозреваю, что решения с доступом к ETF рано или поздно выразятся и в пополнении активов нашими крупными монополистами или игроками первого эшелона, что, в свою очередь, выльется в росте их капитализации и обыкновенных акций. Что касается регуляции рынка, то предположить единственный сценарий трудно. Хотя сейчас есть крупные игроки вроде Tether, поддерживающие аналог цифрового доллара. Подозреваю, что государства попытаются либо ассимилировать имеющиеся компании, либо создать конкурентов. Однако интерес банковского сектора почти наверняка выразится в упрощении доступа к криптовалюте.

Другой потенциал тоже связан с блокчейном и устройством биткойна, точнее с их рукотворностью. Блокчейн был создан и в то же время остается предметом исследований, в нем обнаруживаются баги. Сам легендарный Сатоши остается обладателем доступа к ядру биткойна. При продвижении блокчейна регулярно отмечают его роль в разрешении проблемы доверия при обмене и фиксации действия. Однако что насчет внешнего воздействия? Сам феномен биткойна, по моему мнению, смотрится спонтанным, почти фантастикой, ставшей явью и осуществившей мечтания поколений о легком заработке и новой "золотой лихорадке".

Совокупность намеченных маршрутов еще долго будет подогревать надежды о резком богатстве, о доступе ко множителю уже имеющегося. В какой-то момент ее затмит следствие - еще большее расслоение на богатых и нищих, появление первых триллионеров и ямы из биографий, оторванных от нового языка денежного обращения. Мы смотрим на современный мир и легко находим дистанцию между богатыми и малоимущими. Недвижимость, накапливаемая поколениями, разное восприятие долгосрочных вложений, доступ к благам, включая интернет. Даже сбывшаяся мечта, превратившая незаметных людей в миллионеров, была обращена к ограниченному сегменту человечества, располагавшего интернетом и оборудованием, стартовым капиталом для вхождения в мир криптовалюты. Будущее, связанное с продолжающимся выпуском привычных валют, приращиваемых к ограниченному биткойну, будет протекать в условиях роста цен и концентрации баснословных ценностных смыслов даже в крупицах этих цифровых монет.

Тут я предлагаю вспомнить об идеологической подоплеке, мотивировавшей создать биткойн. Возможности Сатоши, как я понимаю, не предполагают вмешательства изнутри блокчейна, но допускают вмешательство извне, как к цельному объекту. Например, через его разрушение или отключение. Небезызвестные Жиль Делёз, Ник Ланд входят в плеяду мыслителей схожего идеологического вайба. Внедрение биткойна и криптовалюты дает импульс распространению капитализма, ведь наивысшие темпы достижимы именно в цифровой среде, также - к преодолению преград и рубежей, отделявших капитализм от людей, накоплений частных и государственных. Но все это сосредотачивается в новой архитектуре взаимодействия, уплотняющий отношения в цифровых данных, занимающих место на серверах. И вот, чисто гипотетически, что если Сатоши вдохновлялся не только идеями пионеров криптошифрования и программирования, но и Делёза, Ланда, а его проект со спонтанным расцветом имеет и потенциал спонтанного сворачивания в момент сингулярности, всеобъемлющей распространенности, когда, словно в "бойцовском клубе", максимальная привязка к всего к цифровому фантому будет оборвана, рассыпав не материальные здания институций, но их умозрительную архитектуру?

Такой «бойцовский клуб» посткапитализма.


Источник: en.bitcoin.it

Комментарии: