А вот я вам опять принесла описание архетипа по К. Пирсон.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-02-24 14:44

Психология

Человечество порицает власть, это было всегда, и, видимо, будет. Мне это удивительно, поскольку править – тоже дело, и всякий несет свою ношу и делает свою работу. Что бы с нами было, если бы среди нас не было рулевых, кто знает?

Правителей мало. Это старший архетип. Нет у природы, мира и духа необходимости выращивать табуны Правителей. Потому туда добирается в своих приключениях не всякий, а кто не добрался, тот может либо описывать внешние атрибуты и признаки, либо гадать и не угадывать внутренние задачи и мотивы этого квеста. Оттого снаружи этот архетип либо идеализирован и наряден, либо выглядит холодным и механистичным. Ни то, ни другое не про внутреннюю реальность Правителя.

Отчего его трудно понимать: правитель неподотчетен тем, кем правит. Вы можете предполагать, что он хочет, и что имеет в виду, но вы не можете знать наверняка. Если правитель начинает подробно объяснять вам, зачем он что-то делает, почему именно так, и как всем от этого будет хорошо – это не тот архетип, а младший, имитирующий.

Родиться Правителем нельзя. Нет такой сказки, где достаточно угадать с родителями, спокойно дождаться воцарения и править себе. Предварительно придется, возможно, осиротеть, или сражаться, или бежать и скрываться изгоем, а потом еще учиться любить и что-то делать.

И конечно же, не всякий, кто работает боссом или царем, - в архетипе Правителя. Но об этом потом.

ЦАРЬ, ЦАРЕВИЧ, КОРОЛЬ, КОРОЛЕВИЧ - КТО ТЫ БУДЕШЬ ТАКОЙ?

Кто такой Правитель, чем он занят? А в основном, тем, что играет в «Цивилизацию» прямо в реале. Есть две разновидности, два этапа игры: спастись всей группой и развиться. Кстати, сейчас случается так, что единственная возможность младшим архетипам «примерить» Правителя – это как раз компьютерные игры-стратегии с развитием территорий. Виртуальный опыт всем хорош, кроме коварной возможности сохранения и рестарта. Поэтому подлинный квест, с новым вкусом горечи, проходится только вживую.

У человека, который дорос до архетипа Правителя, три главные задачи.

1. Научиться выделять приоритеты. Не получится мирно прокачивать науки и искусство, если враг у ворот или надо строить хижины для работников (вспомним же компьютерную игру). Каждому времени – свои движения, и двигаться хорошо бы в нужную сторону. И сторону определяет Правитель.

2. Научиться пользоваться другими людьми. Именно пользоваться. С умом и рачительностью, с толком и вниманием.

3. Окончательно постичь тему границ своих и чужих: соблюдение, нарушение, санкции, отсроченные последствия.

Всякий Правитель занят тем, чтобы сохранять, преумножать и развивать материальные ресурсы и территории посредством группы товарищей. Уровень может быть разным, от школьной тусовки до транснациональной корпорации, или там страны какой.

Что требуется для этого: решать, где взять ресурс, куда перекинуть, кому жить, кого казнить, кого включить в группу, кого изгнать, как обойтись с врагами и конкурентами.

Налаживать, перераспределять и приращивать. Вроде бы, похоже на Опекуна, да не так. Опекун любит стабильность, Правитель – рост. Правителю бы и в радость все сохранить в надежности и под присмотром, но без роста это невозможно, энтропия сразу побеждает. Чтобы расти царством, нужно постоянно балансировать, потому что в жизни равновесие бывает только динамическим.

СИЛА ДЕЛАЕТ КОРОЛЯ

Кто тут главный? Ты? Чем докажешь?

Первая забота человека, который осваивает этот архетип – разжиться где-нибудь правом на власть. Так, чтобы в этом не было сомнений ни внутри, ни снаружи. Впрочем, снаружи всегда кто-нибудь будет деятельно сомневаться (на то и щука в пруду, чтоб карась не дремал). Так что хотя бы внутри.

Если человек – носитель Правителя, значит, у него есть люди, которые согласны, что он – их лидер. У него также есть знание о том, чего и как он хочет. И достаточно сил, чтобы поделиться своим намерением с несколькими людьми.

Все видели такое: веселая компания, всеобщий разброд и шатание, и кто-нибудь безуспешно призывает к тишине. Надрывается, но люди не реагируют. И когда кто-нибудь другой говорит спокойно и внятно, все стихают. Чем различаются эти двое? Второй располагает достаточной личной силой, чтобы распорядиться энергией всех. Люди прекрасно читают эту силу, так же, как любые животные. И абы кому не подчинятся.

К большому сожалению высокодуховных людей, для того, чтобы человеку многие подчинились, его моральные качества не имеют существенного значения. Только право на власть и готовность его подтвердить вовне разными способами. Более того, множество исторических примеров и психологических экспериментов демонстрируют изящную подгонку моральных норм к требованиям конкретного правителя.

Да, у Правителя всегда есть враги и конкуренты, и палач, и контрразведка (иногда часть функций выполняется своими же силами, но при первой возможности делегируется). Невозможно играть в шахматы только белыми фигурами. Если вдруг этих всех товарищей нет, мы наблюдаем другой (обычно старший) архетип, который ненадолго встал у руля с другими задачами, чем у Правителя.

ЦАРЬ-ОТЕЦ РОДНОЙ

Мы смотрим в лицо архетипу, и видим отеческую или материнскую фигуру, равную богу. У Правителя получается даже лучше, чем у Опекуна, он всехний папа. В царском лике можно увидеть любые черты, от деспотических до ласковых, поэтому образец подходит всякому подданному практически без подгонки. Как только мы видим в фигуре архетипа родительский облик, мы немедля уменьшаемся сами. И вот мы готовы верить, покоряться, протестовать, уповать и доделывать все прочее, что не совершили с собственными родичами.

Влияя на подвластных людей, Правитель оперирует верой как инструментом, а готовность верить выращивает в людях, как морковь в огороде. Агротехнику описал еще Маккиавелли.

Люди при этом часто убеждены, что Правитель несет какую-то особую ответственность, просто потому, что у него в распоряжении судьбы других людей.

Тем не менее, ответственность у Правителя только та, которую он себе сумел отрастить и которую способен переварить, и по факту она не больше и не меньше, чем ответственность каждого из нас – за самого себя. Как человеческая единица со своей неповторимой жизнью, вы Правителю не очень важны. Вы ему требуетесь, как функция. Если это понимать, то концепция Царя как большого Родителя или Богонаместника рассыпается. И подданным приходится брать ответственность за самих себя из добрых царских рук обратно, хотя не хочется.

В целом, Правитель – архетип более взрослый, чем Опекун, и даже чем еще восемь других. Когда наш лидер взрослее, чем мы сами (ну, или хотя бы нам так кажется), то мы с согласием идем под его знаменами. Мама всегда права, а мы пока выдохнем и расслабимся. Когда он младше нас психологически (ну, или хотя бы нам так кажется), - это уже почва для вызревания оппозиционных мыслей. Не радостно, когда тебя куда-то ведет чужое дитя, да? И когда в компании босс истерит вместо решений, коллектив всей фирмы безмолвствует, как народ у Пушкина. Вынашивая где-то в недрах отдела продаж конкурентов своему Акеле.

Зрелый Правитель, близкий к завершению квеста этого архетипа, все больше времени и ресурсов начинает вкладывать в развитие. Ему уже не столь интересны подданные на коленях где-то внизу, он с бОльшим удовольствием готов иметь дело с рыцарями Круглого стола, растущими, набирающими силы и переходящими в статус коллег. Перепад в размерах с другими людьми к завершению архетипа заметно сокращается при сохранении большей силы (и дело пахнет Магом).

Ирина Мальцева

на картинке - самый быстрый тест на корону.

У маленького Артура все только начинается.


Источник: vk.com

Комментарии: