Действительно ли сознание — это физическое явление? |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-01-08 12:42 Допустим, что, отвечая на вопрос о природе сознания в рамках концептуального ландшафта мы можем занять одну из двух позиций: редукционизм и анти-редукционизм. Первый подход (1) будет полагать, что ментальное, когнитивное, сознательное и т.д. это разновидность физических свойств, процессов и отношений (или функций, реализуемых физическими системами). Второй тезис (2) будет утверждать, что ментальное не может быть редуцируемо до той или иной конфигурации физического, поэтому сознание будет существовать каким-то независимым способом (полностью или частично) от физических свойств и процессов. Иногда говорят, что при принятии второго тезиса ментальные свойства являются Sui generis (уникальными) свойствами. Здесь я хочу рассмотреть несколько возможных миров, чтобы проанализировать следствия принятия тех или иных позиций по природе сознания и проиллюстрировать то, что анти-редукционисты именуют провалом в объяснении. Рассмотрим следующие возможные миры: W1. Существует человек S, который методом интроспекции (внутреннего самоанализа) обнаруживает что у него болит желудок (обозначим боль в желудке – Р). Боль для S это явное, очевидное и очень неприятное переживание, вызывающее страдание, от которого S мотивирован избавиться. На уровне физических фактов положение дел устроено так, что в желудке S присутствует травма Х, которая создаёт каузальный профиль, являющийся достаточным для возникновения Р, что и объясняет почему S обнаружил у себя Р. W2. Существует человек S, который методом интроспекции не обнаруживает у себя Р. Боль для S – это то, что не является частью его опыта и переживания (по факту S не чувствует Р). Однако на уровне физических фактов у S имеется травма Х, но S не имеет интроспективных знаний о боли, которые могли бы возникнуть в результате Х. Связано это с тем, что S выпил обезболивающую таблетку с намерением предотвратить головную боль, и по случайности таблетка подействовала также и на предотвращение боли в желудке, из-за чего S не переживает Р. В этом возможном мире, S имеет Х (физическая травма), но не имеет Р (переживаемая боль). W3. Существует человек S, который интроспективно обнаруживает у себя Р. S чувствует ту самую неприятную больше в желудке. Однако на уровне физических фактов организм S вполне здоров. Боль S в W3 является фантомной болью (вполне возможно, вай-нот?). В этом возможном мире S имеет Р (боль в желудке), но не имеет Х (физической травмы), так как организм S здоров. Если описание данных возможных миров модально корректно, то из этого следует что: (МС – ментальное событие; ФС – физическое событие) W1: МС-1; ФС-1. W2: МС-0; ФС-1. W3: МС-1; ФС-0. И для удобства добавим четвертый (не особо интересный мир), в котором нет ни боли, ни травмы: W4: МС-0; ФС-0. Как показывает данная таблица существуют возможные миры в котором ментальные и физические события расходятся – это миры W2 и W3. Если представленный анализ верен, то редукционизм (подход №1) либо ложен, либо имеет провал в объяснении второго и третьего миров, так как для анти-редукционизма не составляет проблемы объяснить все 4 мира. Данный модальный аргумент похож на большинство аргументов против редукционизма в философии сознания наподобие знаменитых философского зомби, летучей мыши, стоматолога, комнаты Мерри и т.д. Здесь я намерен поднять дискуссию об онтологическом статусе сознания, поэтому предлагаю Вам задаться вопросом о том, действительно ли редукционизм не способен объяснить миры W2 и W3 или все-таки у последнего имеется такая же объяснительная сила, что и у анти-редукционизма? Источник: vk.com Комментарии: |
|