Мнемодайджест: исследования памяти в октябре 2023 года? |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-12-20 15:17 В науке постоянно выходят статьи, повествующие о различных исследованиях памяти. Мы, как правило, пишем о них отдельно, либо рассказываем в составе дайджестов публикаций из ведущих журналов (Nature, Science). Сегодня мы попробуем посмотреть на исследования памяти в одном выпуске. В этом «мнемодайджесте» будут описаны работы, опубликованные в сентябре-октябре в ведущих журналах в области когнитивной нейронауки. И поднимаются в них самые разные темы: от социального влияния на память до влияния биоэлектрических полей на формирование энграммы. Сredit: public domain Science Исследование Турее и коллег рассказывает о том, как в мозге приматов интегрируются сигналы зрения и слуха в представление о личности. Ученые провели записи активности одиночных нейронов гиппокампа у мартышек, показывая им изображения и звуки разных особей. Исследователи выяснили, что существуют субпопуляции нейронов, которые реагировали либо только на лицо, либо только на голос, что похоже на идею концептуальных клеток у человека (например, нейрон “Холли Берри”). Любопытно, но декодируя активность нейронов, ученые смогли успешно установить запоминаемую личность. Более того, по активности субпопуляций нейронов гиппокампа ученые также смогли определить отношение мартышек к запоминаемой особи. Это, по их мнению, подчеркивает идею того, что гиппокамп создает подобие “социальной сети” (это контекст к запоминанию личности: личность нужно встроить в существующую социальную схему). Исследователь Чан Лю и коллеги использовали онтогенетическую стимуляцию нейронов гиппокампа крыс для изменения структуры энграммы (следа памяти) о траектории движения в лабиринте. Такое воздействие привело к отсутствию повторного воспроизведения траектории в мозге во время последующего сна и повлияло на предсказательную модель крысы. На уровне поведения это привело к тому, что крысы продолжали поиск оптимальных путей движения по лабиринту, даже несмотря на то, что таковой был найден. То есть наблюдалась активность клеток, но последовательность этой активности не сохранялась, что говорит о том, что это два разных параметра энграммы, ранее считавшиеся отражением одного и того же процесса. Джин-Николас Аудет и коллеги оценили связь между вокальным обучением у певчих птиц (более 20 видов) и различными когнитивными навыками. Ученые выяснили, что виды с более сложными навыками вокального обучения в то же время обладают лучшими навыками решения проблем, и отличаются бОльшим отношением массы мозга к телу. Ученые предположили гипотезу о наличии фактора, связывающего размер мозга, вокальный репертуар и навык решения проблем в единый комплекс, необходимый для эволюции. Увеличение размеров мозга могло быть обусловлено усложнением системы пения. В то же время, получаемая повышенная плотность нейронов могла бы обеспечить птицам большую вычислительную мощность мозга. TrendsinCognitiveSciences Нина Рухани и коллеги в своей статье обсуждают механизмы усиления памяти на события, связанные с угрозой или вознаграждением. Такое усиление связано с одной стороны с модуляцией активности гиппокампа, вызванной норадреналином и дофамином, с другой стороны — с механизмом предсказания (предиктивный механизм), при котором память укрепляется в том случае, если минимизирована ошибка предсказания (различие между реальностью и ожиданием). Оба механизма усиления памяти имеют свои собственные системы в мозге, иногда противоборствующие. Neural Networks Ученые из Китая описывают с помощью математических моделей традиционную концепцию “двойной памяти” Аткинсона-Шифрина. С помощью своей модели они поясняют как происходит взаимодействие префронтальной коры и гиппокампа в процессах кратковременного и долговременного запоминания. Математическая модель учитывает обновление кратковременной памяти при выполнении текущей задачи и фиксирование воспоминаний в долговременном хранении по завершению этой задачи для будущего повторения. Сredit: G. Ma, R. Jiang, L. Wang et al Cerebral Cortex В исследовании, проведенном с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии, ученые проверяли, как изменяется сигнал мозга при распознавании простых и сложных объектов. Участники исследования изучали объекты и сцены, которые состояли из разного количества объектов с разными признаками (простыми и сложными). После обучения ученые тестировали память участников. Оказалось, что сигналы запоминания простых признаков были наиболее выражены в задних зрительных областях и снижались по мере продвижения вперед к медиальной височной коре. В то же время сигналы при запоминании сложных признаков следовали противоположной схеме. Ученые отмечают, что сигналы из задних зрительных областей при запоминании простых признаков наиболее сильно коррелировали с эффективностью распознавания. Для сложных признаков и их сочетаний наибольшая корреляция наблюдалась для передних областей мозга. Вышла очередная статья Эрла Миллера (MIT), одного из крупных исследователей темы рабочая память. В ней ученый изучают формирование энграммных комплексов: распределенных зон мозга, активирующихся при конкретном воспоминании. Ученые описывают гипотезу о формировании сетей памяти, согласно которой биоэлектрические поля играют ключевую роль в соединении активностей разных зон мозга в энграмнные комплексы, таким образом играют роль своеобразных рельс нейрональной активности. Cognition В исследовании Эндрю Клемента и Брайна Андерсона рассматривается влияние статистического обучения на контроль внимания при поиске объекта. Под статистическим обучением понимается способность человека извлекать закономерности из окружающего мира. В качестве задачи на поиск ученые предлагали респондентам искать цифру в массиве из цветных квадратов. Каждый экспериментальный блок включал в себя разное количество квадратов каждого цвета, и оптимальной стратегией было выбирать цвет с наименьшим числом квадратов. Результаты показали, что статистическое обучение существенно ускоряло поиск цифры, то есть способствовало контролю внимания, подсказывая, какие объекты вероятнее всего являются целевыми в описываемом эксперименте. Сredit: A. Clement and B.A. Anderson Еще одно исследование, опубликованное в журнале Cognition, сравнивает два способа социального влияния на индивидуальную память: социальную фасилитацию ранее изученного материала и социальное заражение ранее неизученной информации. Под социальным заражением понимается быстрое распространение информации по группе от одного человека без ее рационального осмысления (как пример — фейки). Участников исследования делили на группы по 3 человека. Сперва они индивидуально запоминали пары слов, затем проходили тестирование либо индивидуально, либо в группе (то есть могли свободно общаться). Часть запоминаемых пар слов была лишь у одного участника (индивидуальные), часть — у нескольких (общие). Целью эксперимента было выяснить, как общение во время второго тестирования повлияет на память на финальном тесте (его проходили индивидуально), и чем будет обусловлено данное влияние. Социальная фасилитация в тестировании проявляется как улучшение результатов теста для тех слов, которые были общими у участников. Социальное заражение — как улучшение результатов для тех слов, который участники изначально не заучивали. Исследования показали, что и социальная фасилитация и социальное заражение искажали индивидуальную память, формируя “распределенную память группы”. Сredit: M. Abel and K.-H.T. B?uml Еще одно исследование мы ранее описывали в новости “Символы сильнее слов”. В ходе данного исследования ученые продемонстрировали преимущество символом по сравнению со словами при запоминании. Наконец, исследование Нейл Виллиган и коллег продемонстрировало эффект усиления внимания при его распределении. Данный эффект наблюдается тогда, когда при распознавании целевого стимула во второстепенной задачи улучшается кодирование стимула в первой задаче. Такой эффект идет в разрез с классической парадигмой двойной задачи, где выполнение одной задачи мешает запоминанию материала в первой. В нескольких экспериментах ученые продемонстрировали, что тестовые слова в паре с целевыми стимулами (когда внимание было направленным) запоминались значительно хуже, чем тестовые слова в паре с отвлекающими стимулами (при распределенном внимании), если отвлечение шло только на этапе воспроизведения информации. Обратный эффект наблюдался если распределение внимания происходило при запоминании. Слева — при воспроизведении, справа — при запоминании. Target — целевой стимул, Distractor — отвлекающий. Сredit: N.W. Mulligan et al. Текст: Никита Отставнов Источник: neuronovosti.ru Комментарии: |
|