![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Свои чужие и чужие свои: как повадки определяют принадлежность? |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-11-20 14:08 ![]() В целом человеческому мышлению свойственна дифференциация, или различение. В рамках языка смысл вообще рождается в рамках противоположностей: А есть не-А. Отсюда и семиотический квадрат. Соответственно, уже дети на до-речевом уровне развития умеют отличать маму от папы и папу от постороннего мужика, которых приходит погостить к маме в отсутствие папы. К счастью, ребенок продвинется в познании семейных отношений и обнаружит, что этот посторонний мужик – папа мамы (можно выдохнуть). Начнем с общего. Система свои/чужие – это система отношений. Объектных отношений. Следовательно, в разуме человек строится четкое представление о других и психических связей между ними. Что является ядром схемы свой/чужой? Разумеется, свои и чужие разделяются по признакам. И поскольку мы прекрасно знаем, что для человека другой человек может быть чужим, а собака может быть своим, то речь явно не о морфологических признаках. Повадки. Это достаточно емкая категория, которая вписывает в себе все возможные признаки, по которым мы можем разделять своих и чужих. Естественно, что свои и чужие – это категории степени. К примеру, семья – свои, но также своими являются пацаны со двора, однако пацаны с другого двора – чужие, поэтому с ними якобы можно стенка-на-стенку. При этом в чем-то семья может быть чужими, а пацаны со двора – своими. В категорию повадок может входить вообще всё: одежда, род занятий, область интересов, язык, акцент и т.п. Скорее всего, вы отличите панка от гота. При этом в рамках панк-движения ряд граждан, которые просто стали одеваться как панки, могут быть для «истинных» панков – чужими, ряжеными. Повадки – это и образ жизни, и взгляд на мир, и манера коммуникации со своими. И вот что примечательно. Схема отношений свои/чужие как психическое явление подвержено развитию. По сути, зрелый субъект (считай, более опытный) лучше различает тонкости отношений и тонкости отклонений в этих отношениях. Вот реальный пример жесткой и достаточно защитной формы свойчужой: - Расскажите о своем муже. - Он – ангел. Мне очень повезло с ним. Он такой заботливый и нежный со мной. Он – моя опора в жизни. Он чувствует и слышит меня. - Случались ли у вас какие-то разногласия? - Да, мы оба потеряли ребенка. - Что же случилось? - У меня был выкидыш. - Я так понимаю, были какие-то проблемы с беременностью? - Нет, всё было в порядке. - Почему же тогда был выкидыш? - Ну, он меня избил. - Кто? - Ну, муж. - Избил? - Ну, да. Я была беременной. Мы с ним поссорились. Он ударил меня – я упала. Потом он еще ударил меня в живот несколько раз. А потом еще ножом. Не сильно. Ну, у меня тогда открылось кровотечение и случился выкидыш. - Можно вопрос? - Да, конечно. - Вы сказали, что ваш муж – ангел. Но он вас избил и это спровоцировало выкидыш. Нет ли здесь противоречия? - Где? Никакого противоречия! Я могу быть очень… ну… я могу довести человека. Он не выдержал. Мне не надо было его доводить. Мне с ним очень повезло. Он свой. В доску. Причем рационализация и идеализация вместе взятые позволяют человеку удерживать привязанность (цепляние) любой ценой. И вот что характерно. В рамках системно-эволюционного подхода Созинова, Пескова и Александров проводили исследование по решению моральных дилемм в схеме отношений свой/чужой [1]. Напомню кратко теорию. В системной психофизиологии развитие понимается как образование новых дифференцированных систем. Старые (или ранние) системы поведения являются более общими, в то время как новые (или поздние) системы поведения являются более частными. Ситуацию можно представить как языковые категории: есть понятие «вещь», затем это понятие подразделяется на «живые вещи» и «неживые вещи». Понятие «живые вещи» подразделяется на «растительные вещи» и «животные вещи». Понятие «животные вещи» подразделяется на «люди» и «животные». И так можно продолжать до конца, пока мы не придем к предельно конкретным вещам. К примеру, подойдя к понятию «стол», мы не сможем продвинуться дальше: мы не можем сказать, что стол – это что-то еще, кроме стола. Но мы можем сказать «мебель» и пойти дальше: мебелью может быть стол, стул, шкаф и т.п. По сути, развитие всякого влечения – это древовидная структура, где от общего ствола идут несущие ветви, от них ветви поменьше, а от тех – еще меньше. Крайние ветки произрастают из более общих и являются их продолжением. Поэтому образование нового навыка (или системы) не отменяет предыдущий, а как бы наслаивается на нем. Отсюда в психоанализе мы и знаем два явления: регрессия и перенос. Регрессия позволяет вернуться к более ранним (прошлым) формам поведения. Перенос позволяет применять старый навык, выработанный со старым же объектом, с новым объектом, который как-то ассоциативно напоминает старый. Пример? Вы приходите в ресторан. Вам подают кофе. Кофе налит в чашку. Эту чашку вы видите впервые в жизни. Но у вас уже есть навык использование чашек. А потому вы переносите свой опыт взаимодействия с чашками на ту конкретную чашку. Возможно, вы даже почувствуете легкое рассогласование с той чашкой, которой пользуетесь дома: у нее форма и ручка чуть другие. Так вот, дети в целом тем и отличаются от взрослых, что у них поведенческие системы, или влечения, обладают более низким уровнем дифференциации. Отсюда и категоричность в мышлении детей: дядя либо хороший, либо плохой. Именно поэтому, кстати, в детских мультиках обычно ярко проявляется водораздел между хорошими персонажами и плохими (но не всегда, разумеется). Иными словами, дети – это взрослые на старте, поэтому у них от рождения есть базовые категориальные заготовки, посредством которых в принципе возможно хоть как-то дифференцировать среду и отношения между субъектами. И это две категории: хорошо или плохо. Отсюда и «хороший», и «плохой». Поэтому свой – это хороший, а чужой – это плохой. Поэтому своего трогать нельзя (какой бы мразью он ни был), а чужого можно бить (каким бы добряком он ни был). И вот исследование психологов, о котором я упоминал выше. Тестировали детей от 3-х до 11-ти лет. В моральной дилемме свой/чужой дети выбирали, кому из нуждающихся нужно помочь. Чем младше был ребенок, тем он больше склонялся к тому, чтобы помогать своему, даже если он вообще не нуждался в помощи. Причем, что характерно, дети при этом вообще игнорировали моральные качества других. В то же самое время дети постарше проявляли большую вдумчивость и оценивали моральные свойства: кому здесь вообще помогать. То есть они (а) дифференцировали значительно больше и (б) больше опирались на свой опыт. В рамках последнего поясню: дети помладше предпочитали помогать нуждающемуся (хоть и чужому) только в условиях, если над ними стоял экспериментатор. В психоаналитических понятиях можно говорить о том, что экспериментатор выступал в качестве внешнего Сверх-я ребенка, и ребенок пытался соблюдать его «желание». К этому добавлю, что в общем и целом дети помладше больше склонны к прилипанию, поскольку зависимы от своего ближайшего окружения, а потому система свой/чужой может проявлять себя острее в виду стремления к партиципации, или слиянию с опорным объектом. Дети постарше могут быть более автономными, а потому могут проявлять более автономные, независящие от внешнего наблюдателя решения. Иными словами, ребенок постарается удержать привязанность любой ценой. В том числе он может игнорировать угрозу, исходящую от опорного объекта, и может положительно оценивать его деструктивные действия, лишь бы ничто не разрушило эту связь. Психоаналитик, к слову, в работе с таким человеком может допустить ошибку: пытаясь ввести в область осознания (понимания), что опорный объект в действительности является достаточно деструктивным, он рискует попасть в категорию «чужой», а значит плохой. Я попадал в таких ситуациях, и скажу прямо: идея, что аналитик молча сидит и длительное время просто слушает – она не на пустом месте. Даже если психоаналитик стоит строго на стороне жертвы домашнего насилия и понимает, что адекватным будет осознание жертвой своего положения и принятие решения прекратить опасную связь, он не должен к этому подводить и даже на этом настаивать (он в принципе не должен ни на чем настаивать). Он сразу попадет в категорию того, кто пытается разрушить идеальную негу, теплый рай, даже если тепло в этом раю – от потоков крови. Нужно время и опыт новых объектных отношений, которые психоаналитик может дать, не вторгаясь. Посмотрите на схему свой/чужой в рамках социальных событий. Крестьянка совершает преступление: например, пишет на амбаре «Король дурак! Долой крестовые походы!». И тут вся королевская конница, вся королевская рать кидается, чтобы крестьянку унять. Все приходят в движение и волнение: даже поисковых собак и боевых комаров запускают. Королевство встревожено и дрожит перед крестьянкой. Крестьянку хватают и – в острог. При этом у короля есть барон, и этот барон, например, по пьяни (или даже по трезвяку) сжигает часть урожая, рубит несколько дворянских и крестьянских голов, насилует монашку и вешает потехи ради всех собак в деревне. Король делает выговор барону, и барону – ничего, а в лучшем случае – символическая дарственная от самого короля. Вопиющая несправедливость, да? Для короля крестьянка – это чужой. Если психические группы короля остановились в дифференциации в 3-4-летнем возрасте, то король будет определять своих вообще не по моральным и этическим аспектам, а по более примитивным и явным повадкам. Поведение же барона соответствует его собственным повадкам: хищное, разгульное, деструктивное поведение – это то, что свойственно вообще всей группе привязанности короля. То есть для короля в действительности действие крестьянки – это вопиющая несправедливость, вызывающая самый бурный аффект, в то время как действия его барона – это ожидаемое, понимаемое и принимаемое. Он свой. Он такой же. В самом деле, если пацан из дворовой шайки вынесет ларек и его за это повяжут, то никто из других пацанов его за это не осудит, но более вероятным будет другая реакция: они будут возмущены, что пацана их повязали ни за что ни про что. Он свой. В доску. Статья: [1] Созинова, И.М. Решение моральных дилемм "свой" - "чужой" детьми при отсутствии видимого внешнего контроля / И.М. Созинова, П.А. Пескова, Ю.И. Александров // Вопросы психологии. – 2018. – № 2. – С. 53-64 ВСЕ РЕСУРСЫ: VK: vk.com/psycaseanalytic Boosty: boosty.to/psycase Dzen: dzen.ru/psycase Telegram: t.me/psycaseanalytic YouTube: youtube.com/@psycase Источник: vk.com Комментарии: |
|