Серенький волчок каменных джунглей

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Волк, как известно, слабее тигра и льва, но в цирке не выступает. Или выступает?

Ведь собаки с удовольствием и успехом дают цирковые выступления по всему миру. Но когда и при каких обстоятельствах гордый сын перегляциальных степей превратился… или не превратился?..

Сегодня попробуем разобраться в этом непростом вопросе и, возможно, даже поймём, что диванный чихуахуа на самом деле волк ни в чуть не меньшей мере, чем какая-нибудь самоедская лайка.

Вопрос о том, когда волк стал домашним животным, волнует головы исследователям уже не первую сотню лет. До настоящего времени во многих учебниках и книгах можно встретить точку зрения Рея и Лороны Коппингееров, которые выдвинули гипотезу, согласно которой волк был приручен человеком около девять тысяч лет назад, когда человечество переходило от присваивающего хозяйства к производящему.

Исследователи предположили, что серые волки (Canis lupus), которые обитали вблизи человеческих поселений, питались со свалок пищевых отходов («генералы песчаных карьеров не едят отбросы», ога).

Такие звери становились более терпимыми к присутствию человека и в итоге сами собой превратились в домашних собак.

В этой гипотезе прекрасно всё. Во-первых, и об этом знает любой человек, который сталкивался с волками (впрочем, достаточно и стаи диких Шариков), появление волков вблизи пищевых свалок заканчивается только одним – нападением на людей.

Судя по всему, знакомство волков с людьми, поедание брошенных отходов и внимательное наблюдение за повадками прямоходящих приматов приводит не к одомашниванию, а к повышению агрессивности у серых волчков и, как следствие, появлению непреодолимого желания сделать кусь за бочок.

Во-вторых, эта гипотеза чрезвычайно сильно отдаёт ламаркизмом с его наследованием благоприобретённых признаков. Что значит «становились более терпимыми к человеку» – сами?

Каков механизм отбора, позволявший волкам сначала стать терпимее, а потом и вовсе дать себя одомашнить?

Следует понимать, что приручение и одомашнивание (доместификация) – понятия совершенно не тождественные.

Приручение – это формирование неких правил поведения между человеком и животным, таких как, например: «не кусай людей», «не кради мою еду» и «не пей воду из унитаза».

В ходе приручения человек заставляет животное следовать этим правилам, пока оно не примет их, иначе его выгонят или убьют.

Подобное обучение легче всего проходит с молодым животным, причём период обучения должен начинаться вместе с периодом социализации, во время которого животное изучает мир без опасений и узнаёт, что такое безопасность.

У волков этот период начинается, приблизительно, в возрасте двух недель, когда они ещё лишены слуха и зрения, а значит сигналы из внешнего мира получают через обоняние и осязание. Длительность этого периода составляет около месяца.

Те вещи, с которыми сталкивается щенок за эти четыре недели, воспринимаются им без опаски и остаются таковыми на протяжении всей жизни.

В свою очередь, у домашних собак период активного знакомства с миром начинается в возрасте четырёх недель, когда щенки уже могут видеть и слышать. Именно эта задержка является решающей для одомашнивания собак, поскольку общение с людьми в этот период имеет наиболее длительный эффект.

Совершенно очевидно, что такая разница в сроках когнитивного становления может быть следствием только генетических изменений.

По своей сути доместификация, в отличие от приручения, и есть генетические изменения, которые раз и навсегда меняют биологический вид. Значит имел место отбор, который очевидно проводил древний человек, а значит, должны быть «переходые» звенья между волком и домашним барбосом.

Иначе выходит, что волк как-то резко стал собакой? Не это ли свидетельство божественного вмешательства? Конечно нет.

Строго говоря, собака – это и есть серый волк (точнее его подвид), который ведёт себя как собака только находясь в непосредственном контакте с людьми (да, в это сложно поверить, глядя на какого-нибудь тойтерьера, который получает перелом основания черепа при прыжке с дивана, но факты – вещь упорная), а в случае отсутствия такого контакта быстро возвращает все признаки, свойственные его предкам.

Но есть ли в руках учёных такие «переходные» формы, которые перекрывают границы изменчивости как у волков, так и у собак?

Собственно, с морфологией всё и хорошо и просто одновременно. Одним из наиболее авторитетных исследователей, занимавшихся вопросом происхождения домашней собаки, является Матьё Женмонпре, который в 2009 году опубликовал работу по сравнению морфологии черепов домашних собак, волков и доисторических собак.

Он проанализировал строение и пропорции черепов 48 волков, 52 собак 11 различнх пород (чау-чау, сибирский хаска, малинуа, ротвейлер, немецкая овчарка, доберман-пинчер, ирландский волкодав, немецкий дог, мастиф, тибетский мастиф, среднеазиатская овчарка) и пяти известных, общепризнанных доисторических домашних собак. Возраст остатков доисторических собак был определён методом радиоуглеродного датирования и колебался в пределах от 10 до 22 тыс. лет.

К слову, это ещё одно обстоятельство, которое ставит под сомнение гипотезу Коппингееров: более современные находки показали, что наиболее древние остатки одомашненных собак имеют возраст 32 тыс. лет, т.е. практически в три раза старше первых культур производящего хозяйства.

Но вернёмся к работе Жемонпре. При статистической обработке результатов перед ним и его командой встала проблема невероятного разнообразия размеров и форм тела современных домашних собак.

На протяжении последних 200 лет проводилась активная селекция пород собак. В результате чего возник необыкновенно широкий диапазон изменчивости этого подвида.

В настоящее время такого разброса нет ни у одного другого вида млекопитающих. Тем не менее, исследователю удалось определить именно те параметры, которые едины для всех представителей домашних собак, независимо от пропорций их тел.

Применив полученные статистические данные к волкам, он выяснил, что этот метод уверенно позволяет отличить череп волка от черепа собаки. Неожиданность ждала учёных позже.

Среди образцов доисторических собак были обнаружены черепа, по своим параметрам не попадающие в изменчивость ни волков, ни собак.

На основании чего был сделан вывод, что в руках у исследователей находятся остатки гипотетических предков домашней собаки. В ряде публикаций можно встретить понятие «волкособы» по отношению к представителям этой группы.

Следует понимать, что в данном случае это значит не гибрид волка и домашней собаки, а именно переходное звено между волком и собакой.

Морфология это, конечно, хорошо, но на основании морфологии можно выделить отдельный таксон видового (а иногда и более высокого) ранга. И если применить этот подход, в этом случае получится, что есть вид домашняя собака, вид «волкособ» и вид волк.

Но кроме морфологических, есть ещё и цитогенетические критерии вида, молекулярно-биологические, биохимические, экологические и куча других критериев вида.

Согласно этим критериям, на которые опирается определение вида, особи в условиях панмиксии должны давать плодовитое потомство, иметь сходный цитогенетический профиль, общность биохимических процессов, сходные белковые и ДНК-последовательности и неограниченный ареал соприкосновения друг с другом.

В настоящее время известно, что все современные представители семейства псовых – собаки и серые волки, койоты, эфиопские волки и три вида шакалов – могут спариваться в естественных условиях и давать фертильное потомство.

По большому счёту на этом месте можно было бы ставить жирную точку, и, несмотря на весь накопленный груз изменений, считать собаку «всего лишь» подвидом волка, но тогда также и шакала, и эфиопского волка следует считать подвидом.

Однако шакалы и койоты, как правило, либо выкашиваются серыми волками, либо их ареалы не дают возможность свободно скрещиваться. А ареал эфиопского волка и серого вообще не пересекаются.

В то время как волки с собаками спокойно могут скрещиваться между собой, в литературе встречается много информации о том, как волки похищают самок собак с целью спаривания.

Так, например, сравнительно недавно доказали, что чёрные канадские серые волки – результат свободного скрещивания между собаками и волками, ведь нормальный серый волк не бывает чёрным.

Правда, самцов собак выкашивают практически всегда и сразу, но самкам везёт больше. В то время как другим видам практически не везёт никогда. Волки "любят" только представителей своего вида.

К слову, различий в генетике, биохимии и микробиологии у всех перечисленных видов, кроме собак, найдётся куда больше. Это позволит нам сказать, что собака – экоморф серого волка, а шакал – нет.

Но значит ли это, что современный серый волк является предком собаки?

Конечно же, нет. Как же так, спросит читатель? Ведь вы же сказали, что собака не только подвид серого волка, но и его потомок.

Да, это так. Но современная популяция Canis lupus не равна популяциям Canis lupus из плейстоцена, представители которых были несколько крупнее, мощнее и выкашивали на раз-два многих представителей мегафауны.

Именно от этих популяций древних плейстоценовых волков экоморфов вида Canis lupus произошли как собаки, так и современные популяции Canis lupus. Но на этом "вот это поворот" не заканчивается.

Так, международная группа генетиков и археологов в 2022 году обнаружила, что происхождение собак можно проследить как минимум до двух популяций древних волков, а то и больше.

Исследование железобетонно говорит о том, что собаки произошли от плейстоценовых волков из Азии и Европы. Причём их эволюция в домашнего пуделя происходила несколько раз.

Одно из возможных объяснений этого двойного происхождения заключается в том, что волки были приручены более одного раза, и, в конечном итоге, разные популяции смешались вместе.

Другое объяснение предполагает, что одомашнивание произошло только один раз, а наблюдаемое двойное происхождение связано с тем, что эти ранние собаки смешались с дикими волками, поскольку ограничений в размножении у подвида было ещё меньше чем сейчас.

В настоящее время невозможно определить, какой из этих двух сценариев имел место на самом деле.

Но одно ясно точно – собака является подвидом вымерших плейстоценовых волков. А поскольку эти плейстоценовые волки, также как и современные, являются представителями вида Canis lupus, то и собаку следует назвать Canis lupus familiaris.

К тому же даже одного поколения собак, выросших без участия человека, достаточно, чтобы из верных помощников и защитников они превратились в кровожадных хищников, для которых человек – всего лишь лёгкая добыча.

Так или иначе, ответом на вопрос, выступает ли волк в цирке, будет служить однозначное "да". Ведь волк в цирке выступает и ещё как. Ауф!

P.s. Собака на видео здорова и ищет хозяина. Кому нужна? То что скалится, так это кушать хочет, но надеемся не вас.

Текст:

Редактура:


Источник: vk.com

Комментарии: