Сциентизм и смешарики |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-11-03 12:44 Многие смотрели серию Смешариков "Не может быть". Лосяш сталкивается с сорняком, который, по научным представлениям, не может существовать, и уничтожает его. "Сорняк" аномально быстро растёт, светится в темноте, а также издаёт мелодию, похожую на музыку венских классиков, а вокруг него в танце кружатся бабочки. Но, что хуже всего, смотря на него, Лосяш по неизвестным и необъяснимым для него самого причинам, испытывает абсолютное счастье. Первое время, как и положено учёному, наш герой пытался изучать данный феномен. Он подробно и детально измерял и описывал растение. Но, как бы он ни старался его тщательно вписать в классификации, "сорняк" упорно не хотел вписываться в картину мира, которую знала наука. "Этого не может быть" восклицает герой, и по принципу "если факт противоречит моей теории, то тем хуже для факта" выкорчевывает его трактором. Вот примерно так выглядит заблудший учёный, который воспринял науку как библию. В основе всего научного познания лежит идея познания мира, то есть скептического отношения как к новым, так и к старым фактами и стремления найти ответ на вопрос "как же на самом деле устроен мир?". Но занимаются наукой люди. И им, как и любым другим Homo Sapiens принадлежит такое свойство, как инертность мышления. Данное явление получило название сциентизм (это не строгий термин, он имеет несколько определений): гипертрофированное желание вписать все в личную "научную" картину мира и отбросить все, что с ней не соотносится. Личную – потому что человек не может знать все, а научную, потому что человек все же что-то знает наверняка, это и составляет его мир. При этом, он считает свое мировоззрение эталоном научности (чтобы она, научность, в его понимании не означала), следовательно, все, что с ним не соотносится, является ненаучным. А когда что-то из этого эталона выбивается: например, никак не поддающееся классификации и объяснению растение – то он просто не способен его принять. Настолько, что физически его уничтожает, действуя иррационально и не научно. Сциентизм является лишь частным случаем общечеловеческого желания сохранять цельность и непротиворечивость картины мира. Более того, желание иметь цельную и непротиворечивую картину мира в научном сообществе приносит не только и не столько не вред, но и пользу. Так новые идеи проходят многократную проверку прочности и доказав свою состоятельность встают в фундамент. Неистинное отсекается, а противоречия наблюдаемого мира и научных представлений разрешаются путем совершенствования теорий. А наука не превращается в калейдоскоп противоречивых идей. Тем не менее, в уме всегда нужно держать, что научная картина мира – это не Библия и не Талмуд. Это то, что может и должно меняться, чтобы лучше описать мир. Некий аналог 10 заповедей есть и в научном мире, хотя они и не высечены на каменных скрижалях. Люди, связанные с наукой и имеющие научное мировоззрение, должны придерживаться определенных правил мышления (за это отвечает Логика) и алгоритмов действий для изучения мира (за эту область отвечает методология науки). Эти принципы принимаются как данность и являются фундаментом, на котором стоит наука. Они не непреложны и совершенствуются. Но это уже совсем другая история. Ну а сейчас я вам предлагаю посмотреть или пересмотреть эту замечательную серию. Она того стоит. Фото 1: лосяш изучает цветок Фото 2: цветок светится и издаёт гармоничные звуки Фото 3: бабочки танцуют у цветка Фото 4: "Если факт не укладывается в теорию, то тем хуже для факта". Лосяш выкорчевывает цветок Источник: vk.com Комментарии: |
|