Путь ребёнка к человечности - как помочь и не помешать

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Коллективная рецензия по книге П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребёнка и его значение» . Часть 1

Подлинный гуманизм требует признания того сложного факта, что родившийся ребёнок при всех своих правах и потенциалах на деле ещё не является состоявшейся человеческой личностью.

И к сожалению, может так и не стать.

Детство это не легкомысленные сюси-пуси, это длительный и сложный путь к становлению Человеком.

Путь, на котором взрослые могут и сильно помочь, и сильно навредить.

Изучению этого пути значительную часть своей жизни посвятил Пётр Францевич Лесгафт, выдающийся русский биолог, врач и педагог 19 века, основоположник функциональной анатомии и научной системы физического воспитания.

Простые и понятные выводы, чёткие схемы и крепкая медицинская обоснованность делают его труды необычайно актуальными и сегодня.

«Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал в себе идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.»

«…не утомлять ребенка непосильным умственным трудом, а помогать ему выработать из себя стойкого, неуклонного и энергичного борца за свои идеи, за истину — вот очень существенные требования к школе.»

Знакомство с книгой «Семейное воспитание ребёнка и его значение» поможет родителям правильно разрешить множество вопросов по взаимоотношениям родителей и детей от самого рождения и до их зрелости, поможет изучить особенности роста ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать.

В книге масса примеров и практических советов, как воспитать достойного члена общества, борца за правду и справедливость, привить любовь и потребность к труду, помочь ребёнку стать Человеком в полном смысле этого слова. Немного о самых важных моментах:

1. Положительное и отрицательное удовольствие и страдание.

В самом начале книги Лесгафт приводит простую и очень физиологичную схему:

психика развивается на основе сигналов нервной системы, порождаемых взаимодействием со средой. Нервная ткань имеет способность накапливать некоторый потенциал и под воздействием среды преобразовывать его в сигналы.

Размером этого потенциала определяется «порция» знаний и впечатлений, полезная ребёнку за один раз.

Если воздействия среды гармоничные и не превышают потенциал нервной ткани ни по силе ни по длительности – то они вызывают естественное «положительное удовольствие» - ребёнок испытывает интерес к новым впечатлениям и знаниям.

Когда же потенциал конкретной нервной такни исчерпан – наступает время отдыха/переключения, во время которого ребёнок испытывает «отрицательное удовольствие» - от постепенного восстановления потенциала нервной ткани - то есть ребёнок с удовольствием отдыхает от воспринятых впечатлений.

Как только потенциал нервной ткани восстановлен – ребёнок готов к новым впечатлениям и знаниям.

Но если сила или длительность воздействия превышает потенциал нервной ткани, а отдыха не происходит, это вызывает страдание, приводящее её в истощение или травмирующее чрезмерной силой воздействий. Это страдание от избытка названо Лесгафтом «Положительное страдание», но этот вид страдания не единственный.

Если впечатлений нет и потенциал нервной ткани не расходуется, то возникает тоже страдание – но от недостатка - отрицательное страдание: скука, уныние.

Оба вида страдания угнетают развитие ребёнка, и не допускать приводящих к страданиям перекосов в воздействии среды – одна из главнейших педагогических задач учителя, а доброжелательная внимательность к ребёнку - одно из его главнейших качеств.

Если удерживать воздействие среды достаточно разнообразным и не превышающим потенциала нервной ткани – то развитие ребёнка будет естественным, с гармоничной мотивацией и полноценным усвоением информации.

Как же определить эту меру – когда потенциал нервной ткани исчерпан?

Ответ есть! Он даже даже двух видов: один конкретный личностный – его даёт каждый ребёнок, когда при наполнении впечатлениями одного плана начинает переключаться на другие или на отдых. Внимательный взрослый отличит это от простого баловства.

Другой ответ общий, групповой – на основании физической схожести нервных систем детей - известное на практике (но не прописанное в образовательных программах) «правило 15 минут» и «правило 7 минут», определяющие границы однообразной нагрузки на восприятие детей, после чего необходима смена впечатлений и действий.

Грамотный учитель успевает дать существенную развивающую нагрузку в такое время, в которое дети не успевают утомиться однообразием; и тогда они занимаются с большим интересом.

Здесь стоит упомянуть работы по этой теме нашего современника Владимира Филипповича Базарного – врача, педагога и достойного продолжателя начинаний Лесгафта; создавшего полноценную здоровьесберегающую технологию обучения ( https://vk.com/vladimir_bazarny ).

«Искусство семейного воспитания,— пишет Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности.»

2. Чем рассудок отличается от разума.

Согласно схеме Лесгафта, поступающие в мозг от нервной ткани сигналы обрабатываются на двух уровнях (он даже указал местоположение двух структур мозга, но подробнее - в книге))

1) Рассудок – первое место, куда приходят и обрабатываются сигналы от нервной ткани.

Рассудок действует относительно быстро, но строго прагматически и примитивно, прямо руководствуется непосредственно воспринятыми внешними признаками и вырабатывает простые образцы поведения; рассудок доступен даже животным.

Это уровень дрессировки.

2) Разум – более сложная, надстроечная структура, которая есть только у человека. Путём анализа, сопоставления, уточнения и обдумывания воспринятых явлений жизни разум постигает лежащие в основе их закономерности и строит глубокие и системные объяснения, включая не только формирование мировоззрения, идеалов и ценностных ориентаций, но так же и глубокие чувствования и сопереживание (эмпатия) – воссоздание в себе чувств другого существа.

Разум действует относительно медленно и требует спокойного времени для размышления, а так же (это очень важно) - развитие разума хорошо поддаётся стимуляции путём совместных размышлений ребёнка со взрослым («игры в рассуждалки») и соответствующим образом поставленных занятий. Это гораздо полезнее выдачи готового шаблонного (зачастую не раскрывающего суть) ответа – чем давно и беспробудно грешит современная школа, до отвращения перегружая детей шаблонными «знаниями» без проверки их на практике и не давая времени обдумать.

Такие загромождённые шаблонами дети мало что забывают большинство изученного ещё до окончания школы, но и ярко показывают свою интеллектуальную беспомощность при столкновении с настроенной на подрыв шаблонов информацией вроде «теории плоской Земли», когда выясняется что информация о строении планеты была воспринята бездумно на уровне догматических религиозных верований.

Между тем люди, умеющие действовать собственным разумом, успешно анализируют, проверяют и наглядно опровергают теории подобные «плоской Земле» (если у тебя, дорогой читатель, остались сомнения относительно этого вопроса – спрашивай в комментариях).

Гармоничное развитие разума служит основой развития человечности, включая и представление о справедливости как о социальном выражении гармони, к достижению которой стремится живая природа, и эмпатию как способность воспроизвести у себя внутренние переживания другого.

Нарушения процесса полноценного развития ребёнка могут привести к уродствам разума так же, как нарушения физического развития могут привести к уродствам физическим!

В первую очередь это связано с замещением естественного интереса ребёнка к знаниям поощрениями и наказаниями, перегрузкой впечатлениями и шаблонными ответами, которая не даёт начаться процессу обдумывания полученной информации собственным разумом ребёнка, вызывая задержку в развитии разума на фоне гиперразвитости рассудка, порождающей очередную «умную циничную сволочь» - типажи Лесгафт разобрал отдельно, мы посвятим им вторую часть нашей статьи.


Источник: vk.com

Комментарии: