![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Путь ребёнка к человечности - как помочь и не помешать |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-11-20 13:58 ![]() Коллективная рецензия по книге П.Ф. Лесгафта «Семейное воспитание ребёнка и его значение» . Часть 1 Подлинный гуманизм требует признания того сложного факта, что родившийся ребёнок при всех своих правах и потенциалах на деле ещё не является состоявшейся человеческой личностью. И к сожалению, может так и не стать. Детство это не легкомысленные сюси-пуси, это длительный и сложный путь к становлению Человеком. Путь, на котором взрослые могут и сильно помочь, и сильно навредить. Изучению этого пути значительную часть своей жизни посвятил Пётр Францевич Лесгафт, выдающийся русский биолог, врач и педагог 19 века, основоположник функциональной анатомии и научной системы физического воспитания. Простые и понятные выводы, чёткие схемы и крепкая медицинская обоснованность делают его труды необычайно актуальными и сегодня. «Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал в себе идейного человека и стремился бы в жизни руководиться этим идеалом.» «…не утомлять ребенка непосильным умственным трудом, а помогать ему выработать из себя стойкого, неуклонного и энергичного борца за свои идеи, за истину — вот очень существенные требования к школе.» Знакомство с книгой «Семейное воспитание ребёнка и его значение» поможет родителям правильно разрешить множество вопросов по взаимоотношениям родителей и детей от самого рождения и до их зрелости, поможет изучить особенности роста ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить и действовать. В книге масса примеров и практических советов, как воспитать достойного члена общества, борца за правду и справедливость, привить любовь и потребность к труду, помочь ребёнку стать Человеком в полном смысле этого слова. Немного о самых важных моментах: 1. Положительное и отрицательное удовольствие и страдание. В самом начале книги Лесгафт приводит простую и очень физиологичную схему: психика развивается на основе сигналов нервной системы, порождаемых взаимодействием со средой. Нервная ткань имеет способность накапливать некоторый потенциал и под воздействием среды преобразовывать его в сигналы. Размером этого потенциала определяется «порция» знаний и впечатлений, полезная ребёнку за один раз. Если воздействия среды гармоничные и не превышают потенциал нервной ткани ни по силе ни по длительности – то они вызывают естественное «положительное удовольствие» - ребёнок испытывает интерес к новым впечатлениям и знаниям. Когда же потенциал конкретной нервной такни исчерпан – наступает время отдыха/переключения, во время которого ребёнок испытывает «отрицательное удовольствие» - от постепенного восстановления потенциала нервной ткани - то есть ребёнок с удовольствием отдыхает от воспринятых впечатлений. Как только потенциал нервной ткани восстановлен – ребёнок готов к новым впечатлениям и знаниям. Но если сила или длительность воздействия превышает потенциал нервной ткани, а отдыха не происходит, это вызывает страдание, приводящее её в истощение или травмирующее чрезмерной силой воздействий. Это страдание от избытка названо Лесгафтом «Положительное страдание», но этот вид страдания не единственный. Если впечатлений нет и потенциал нервной ткани не расходуется, то возникает тоже страдание – но от недостатка - отрицательное страдание: скука, уныние. Оба вида страдания угнетают развитие ребёнка, и не допускать приводящих к страданиям перекосов в воздействии среды – одна из главнейших педагогических задач учителя, а доброжелательная внимательность к ребёнку - одно из его главнейших качеств. Если удерживать воздействие среды достаточно разнообразным и не превышающим потенциала нервной ткани – то развитие ребёнка будет естественным, с гармоничной мотивацией и полноценным усвоением информации. Как же определить эту меру – когда потенциал нервной ткани исчерпан? Ответ есть! Он даже даже двух видов: один конкретный личностный – его даёт каждый ребёнок, когда при наполнении впечатлениями одного плана начинает переключаться на другие или на отдых. Внимательный взрослый отличит это от простого баловства. Другой ответ общий, групповой – на основании физической схожести нервных систем детей - известное на практике (но не прописанное в образовательных программах) «правило 15 минут» и «правило 7 минут», определяющие границы однообразной нагрузки на восприятие детей, после чего необходима смена впечатлений и действий. Грамотный учитель успевает дать существенную развивающую нагрузку в такое время, в которое дети не успевают утомиться однообразием; и тогда они занимаются с большим интересом. Здесь стоит упомянуть работы по этой теме нашего современника Владимира Филипповича Базарного – врача, педагога и достойного продолжателя начинаний Лесгафта; создавшего полноценную здоровьесберегающую технологию обучения ( https://vk.com/vladimir_bazarny ). «Искусство семейного воспитания,— пишет Лесгафт,— в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности.» 2. Чем рассудок отличается от разума. Согласно схеме Лесгафта, поступающие в мозг от нервной ткани сигналы обрабатываются на двух уровнях (он даже указал местоположение двух структур мозга, но подробнее - в книге)) 1) Рассудок – первое место, куда приходят и обрабатываются сигналы от нервной ткани. Рассудок действует относительно быстро, но строго прагматически и примитивно, прямо руководствуется непосредственно воспринятыми внешними признаками и вырабатывает простые образцы поведения; рассудок доступен даже животным. Это уровень дрессировки. 2) Разум – более сложная, надстроечная структура, которая есть только у человека. Путём анализа, сопоставления, уточнения и обдумывания воспринятых явлений жизни разум постигает лежащие в основе их закономерности и строит глубокие и системные объяснения, включая не только формирование мировоззрения, идеалов и ценностных ориентаций, но так же и глубокие чувствования и сопереживание (эмпатия) – воссоздание в себе чувств другого существа. Разум действует относительно медленно и требует спокойного времени для размышления, а так же (это очень важно) - развитие разума хорошо поддаётся стимуляции путём совместных размышлений ребёнка со взрослым («игры в рассуждалки») и соответствующим образом поставленных занятий. Это гораздо полезнее выдачи готового шаблонного (зачастую не раскрывающего суть) ответа – чем давно и беспробудно грешит современная школа, до отвращения перегружая детей шаблонными «знаниями» без проверки их на практике и не давая времени обдумать. Такие загромождённые шаблонами дети мало что забывают большинство изученного ещё до окончания школы, но и ярко показывают свою интеллектуальную беспомощность при столкновении с настроенной на подрыв шаблонов информацией вроде «теории плоской Земли», когда выясняется что информация о строении планеты была воспринята бездумно на уровне догматических религиозных верований. Между тем люди, умеющие действовать собственным разумом, успешно анализируют, проверяют и наглядно опровергают теории подобные «плоской Земле» (если у тебя, дорогой читатель, остались сомнения относительно этого вопроса – спрашивай в комментариях). Гармоничное развитие разума служит основой развития человечности, включая и представление о справедливости как о социальном выражении гармони, к достижению которой стремится живая природа, и эмпатию как способность воспроизвести у себя внутренние переживания другого. Нарушения процесса полноценного развития ребёнка могут привести к уродствам разума так же, как нарушения физического развития могут привести к уродствам физическим! В первую очередь это связано с замещением естественного интереса ребёнка к знаниям поощрениями и наказаниями, перегрузкой впечатлениями и шаблонными ответами, которая не даёт начаться процессу обдумывания полученной информации собственным разумом ребёнка, вызывая задержку в развитии разума на фоне гиперразвитости рассудка, порождающей очередную «умную циничную сволочь» - типажи Лесгафт разобрал отдельно, мы посвятим им вторую часть нашей статьи. Источник: vk.com Комментарии: |
|