![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Привязанность, или проблемы в изучении и понимании явления |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-11-18 23:27 ![]() Мы знаем, что млекопитающим от рождения свойственно привязываться к опорной фигуре – родителю. У человеческих существ привязанность – это достаточно сильное и достаточно сложное влечение. Однако в исследованиях данного явления возник странный перекос, который во многом, конечно, опосредован популяризаторами науки. Поэтому эта заметка скорее не о сущности явления, а о подходах к его изучению. В частности, наибольшую популярность набирают статьи и публикации касательно нейробиологии привязанности. Причем даже на солидных конференциях всё чаще мелькает занятное: (а) предпочтение дается нейробиологическим данным и (б) психологические теории привязанности доказываются и обосновываются именно данными визуализации мозга. На мой взгляд, происходит очередная подмена целого частным. Начнем с того, что понятие привязанности – психологическое, а не физиологическое. Во-первых, привязанность является поведением, а поведение образуется по определенному организующему принципу. Психика вообще – это и есть тот самый организующий принцип субъекта. Во-вторых, привязанность обладает психическим ядром, присущим всем психическим процессам. Речь идет об интенциональности, то есть направленности. Нет привязанности самой по себе – есть привязанность к чему-то или кому-то. Иными словами, само понятие привязанности предполагает наличие двух обязательных компонентов: (а) субъекта привязанности (кто привязывается?) и объекта привязанности (к чему/кому субъект привязывается?). Выделение системы привязанности методологически мне кажется верным. В рамках устройства целостного субъекта безусловно есть та часть, работа которой определяется нами как работа привязанности. Нейронный субстрат в данном случае является материальным составом (субстанцией) данного влечения, и его компоненты, его структура и его работа организованны по определенному принципу, благодаря которому они являются тем, что они есть, и потому отличаются от всего прочего. При этом гласно или не очень считается, что нейробиология привязанности – это фундаментальное знание, в то время как психология привязанности – это в лучшем случае уровень студенческого журнальчика. Проблема в том, что само понятие и явление извлекается из понятийного аппарата психологии. И при этом само явление в его научном описании известно из психологии. Именно благодаря наличию этого концепта нейробиолог понимает, работу чего он вообще ищет в мозге. Мы не можешь искать в мозге то, что связано с поведением привязанности, если мы (а) не знаем такого явления и (б) не выделяем его среди других явлений. В действительности выходит, что как раз психология описывает и определяет поведение привязанности и изучает его организующий принципы образования, развития и преобразования в различные невротические формы в случае отклонений (этим особенно пристально занимался психоанализ). То есть в психологии привязанность рассматривается как целостное явление, в то время как нейробиология привязанности дает данные о материальном составе, работе субстрата, но не о самом феномене. Мы вновь приходит к проблеме соотношения стола и древесины, из которой стол изготовлен. Стол не является древесиной: он сделан из (!) древесины. В целом тенденция понятна. В существующей парадигме мы можем признавать психический процесс только в том случае, если он доказан движением нейромедиатора N в определенную область мозга. Это в лучшем случае, а в более популярном варианте мы увидим, в каком именно участке мозга расширились сосуды. Субъект, с которым можно говорить и обмениваться информацией, был предан анафеме и выброшен из науки. Семантика (содержание), синтактика (строение) и прагматика (назначение) психического процесса была подменена субстратом. А как вы думаете, какой нейромедиатор повинен в том, что вы привязаны к определенной женщине, которую называете матерью? И как думаете: откуда этот хитрый нейромедиатор знает, что вам нужно привязаться именно к этой женщине из всех существующих? Знал ли он о ней что-то еще до вашего рождения? Может, он знал о ее существовании еще до того, как родилась она? Нужны мета-анализы! P.S. Поясню для граждан, которые любят читать по диагонали и оттого навязчиво меня поправлять. Я считаю нейробиологические исследования важными, как важными являются исследования в области синтаксического построения текстов. Однако, как и в случае текстов, не стоит сводить сущность всякого системного высказывания к подлежащему и сказуемому. Смысл текста не в синтагмах, но в семантике. P.P.S. Взгляните на картину, приложенную к заметке. Это автопортрет Рембрандта. У этой картины, безусловно, есть определенный химический состав. И у волокон холста, безусловно, есть особенная структура, которая, возможно, отличает ее от структуры банного полотенца. Сведения о том, какие особенности в субстрате этой картины имеются, безусловно, полезны и познавательны. Однако сущность картины далеко не сводится к ее субстрату. Источник: vk.com Комментарии: |
|