Как мыслят леса. К антропологии по ту сторону человека

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Эдуардо Кон

Антропология по ту сторону человека, как может показаться из самой формулировки названия, постулирует не простой отказ от обозначения человека в качестве центра мироздания, но, напротив, настаивает на расширении его характеристик за счёт указания на неделимую связность человека с другими жизненными формами. Окружающий нас мир, наполненный не-человеческими объектами, с этой точки зрения включён в активный процесс производства нас теми, кем мы являемся. Впрочем, на этом современная антропология не останавливается, предлагая сделать ещё один шаг, благодаря которому мы сможем неожиданно для себя обнаружить, что леса действительно мыслят.

Работа Эдуардо Кона вклинивается в логику развития современной антропологической мысли, что проявляется в обозначении линии преемственности от таких антропологов, как Клод Леви-Стросс, Грегори Бейтсон, Филипп Дескола, Эдуарду Вивейруш де Кастру, Эннмари Мол и др. При этом в работе читателя ожидает оригинальное авторское осмысление актуальной антропологической проблематики, которое вряд ли смогло бы состояться без личного опыта этнографических наблюдений Кона за народом руна, живущем в тропических лесах Амазонии. Повседневная жизнь руна, построенная на сплетении межвидовых ассоциаций взаимодействия, становится таким образом отправной точкой на пути выхода за границы "слишком человеческого".

Пользуясь семиотической теорией Чарльза Пирса и собственным этнографическим материалом, Эдурадо Кон указывает на то, что все живые существа вписаны в глобальный процесс семиозиса. Так, для Пирса существует три вида знаков: знаки-символы, ассоциирующиеся с их значениями благодаря привычке; знаки-иконы, которые выполняют функцию репрезентации вещей, просто имитируя их; знаки-индексы, говорящие о вещах что-либо, поскольку физически связаны с ними. Данные виды знаков, по мысли Кона, могут изменить наше представление об агентности. Если знаки-символы всё же являются прерогативой человека, то знаки-иконы и знаки-индексы доступны всему живому на планете, позволяя обезьянам, собакам, пумам, лесам и другим агентам живого мира репрезентировать окружающий их мир. Этот теоретических ход позволяет антропологу пересмотреть взгляд на человеческую коммуникацию как на нечто эксклюзивное, поскольку индексовое и иконическое означивание может использоваться и при межвидовом общении.

Знаки тем самым становятся важным инструментом образования различных ассоциаций, отличительной чертой которых является гармоничное межвидовое сосуществование. Теоретическую аргументацию своей позиции Эдуардо Кон сочетает с многочисленными примерами из жизни народа руна, среди которых особенно примечателен феномен, именуемый Коном как "душевная слепота". Душевная слепота в жизни руна означает неспособность воспринимать другие живые организмы в качестве "самостей", то есть в качестве тех, кто обладает активной включённостью в глобальный процесс семиозиса. Душевная слепота способна настигнуть даже самого умелого охотника, что не позволит ему иметь успех в охотничьем деле, поскольку он более не может считывать знаки других живых существ. Главное условие существования в лесу (и не только!) таким образом сводится к тому, чтобы научиться понимать знаки других существ и начать говорить с ними на понятном им языке. Быть может, последнее может способствовать досрочному окончанию периода губительной человеческой интервенции в природные процессы и привести к новым более гармоничным практикам межвидового взаимодействия.

"От неживого физического мира жизнь отличается тем, что все жизненные формы в том или ином виде репрезентируют мир, и эти репрезентации являются неотъемлемой частью их существования. Следовательно, с нечеловеческими живыми существами нас объединяет не телесность, как полагается в некоторых феноменологических подходах, а то, что наша жизнь пронизана и опосредована знаками. Все мы используем знаки как «трости», так или иначе репрезентирующие для нас фрагменты мира. Тем самым знаки делают нас теми, кем мы являемся"


Источник: vk.com

Комментарии: