![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Фрейд совершил свой самый важный прорыв в области психологии, когда четко и однозначно заявил, что ощущение «Я» не касается всей психики, что есть нечто большее |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-11-20 13:59 ![]() Фрейд совершил свой самый важный прорыв в области психологии, когда четко и однозначно заявил, что ощущение «Я» не касается всей психики, что есть нечто большее. До Фрейда наука не допускала концепцию бессознательного, принимаемую нами сегодня как должное. Но опыт говорит о другом. Фрейд знал глубинных монстров, как их знаем и мы. Он знал то, что известно каждому ребенку, боящемуся темноты и того, что таится в шкафу: есть нечто большее, чем то, что мы видим глазами. Примитивные и деструктивные аспекты этого «большего» религия объясняла как проявления негативных или злых сил, которым даны разные имена, а для рационального разума они являются фрагментами воображения. Вечная заслуга Фрейда в том, что он смог по-настоящему посмотреть на тьму и её опасности, а также на фантазии и надежды эмоционально взбудораженных людей, приходящих к нему за помощью. Фрейд позиционировал поле бессознательного как то, что находится в оппозиции к эго и постоянно вступает с ним в конфронтацию при помощи проекций, метафор и символов, демонстрирующих, что Эго или Я — это еще не всё. Но по его мнению и видимый мир, доступный Эго — тоже не всё. Невидимый мир, о котором говорил Фрейд, - это хранилище двух видов материала или данных. (Я использую слова материалы и данные метафорически, так как бессознательное не может быть материальным или фактическим). Первый — это человеческие состояния, первоначальные драйвы и инстинкты, представленные в нас, мотивирующие нас действовать, даже если мы не осознаем этой мотивации. Второй вид — это всё скрытое из нашей жизни: всё, что мы отвергли, потому что оно выходило за зону нашего комфортного восприятия себя, всё забытое, а также неосознанное Этот бессознательный материал остается в невидимом мире психики, стремясь прорваться в наше сознание. Это может стать причиной проблем; и все же когда мы начинаем понимать это, то видим, как такой материал одним своим наличием расширяет наше сознание. Приведу пример такого прорыва из бессознательного. Юнг «открыл» бессознательное почти одновременно с Фройдом, но они пришли к своим осознаниям разными тропами. Фрейд, венский еврей, где, мягко говоря, не относились к евреям с дружелюбием, был тесно связан факторами внешнего мира, с которым нужно было сталкиваться, чтобы выживать. Этот жизненный контекст вкупе с его врожденным экстравертированным типом личности породил в нём желание изучать то, как можно мирно существовать с внешним миром и оказывать на него влияние. Его пациенты излечивались от своих неврозов, когда могли продуктивно существовать в мире и строить нормальные отношения с другими людьми. Юнг, сын пастора из небольшого городка интровертированной Швейцарии, с раннего детства нашёл хорошо защищенное место для себя в том обществе, где жила его семья. Его завораживала внутренняя жизнь, испытания и мистерии духа, те, что он не мог обсуждать ни с кем, потому что они не вписывались в религиозную догму, преподносимую ему с ранних лет. Вызов внешнего мира был для него минимален. Важнейшим фокусом его энергии являлась жизнь духовная; в наших терминах — невидимый мир. Фрейд считал, что Эго нужно укреплять, чтобы оно могло конструктивно справляться с конфликтами, порождаемыми бессознательным. И если кто-то работает над этим упорно, Эго ассимилирует достаточно бессознательного материала и постепенно может начать контролировать бессознательное, а не идти у него на поводу. Он был одним из тех, кто увидел, как травмы всех видов угрожают сломать хрупкий дом психики, требуя невероятное количество энергии, чтобы удержать защиту. Когда защиты начинают рушиться, человек может почувствовать, что он — ничто. Ему кажется, что все проходит прямо сквозь него — страхи, тревоги, подозрения, нереализованные желания. Фрейд развил техники психоанализа, чтобы принести бессознательный материал в сознание. Его работа показала нам нашу задачу: исследовать границы видимого мира. Юнг же рассматривал бессознательное как нечто более широкое и непознаваемое, чем то, что предлагал Фрейд. Не то, чтобы Юнг был не согласен с Фрейдом по поводу содержимого бессознательного: он считал всё, что говорит Фрейд правильным, но ему казалось, что взгляд Фрейда на бессознательное слишком ограничен. Юнг называет концепцию бессознательного Фрейда личным бессознательным, чтобы обозначить, что оно относится к отдельному человеку. Он сказал, что у нас всех есть бессознательный материал, относящийся к нашей личной истории и событиям нашей собственной жизни, но есть также и коллективное бессознательное, которое разделяют все люди. Для Юнга коллективное бессознательное – контрапункт к культуре, так же как личное бессознательное – контрапункт к эго. Культура – контейнер того, что культивируется в каком-либо обществе. Она охватывает правила, ритуалы и практики, ценности и виды поведения, дозволенные в обществе, исповедует, утверждает. Эго, как главное правило, стремиться найти себе место в контексте культуры. Коллективное бессознательное напрямую относится к культуре общества, поскольку в нём содержится все, что бессознательно по причине отвержения его культурными стандартами и практиками. Однако это лишь малая часть коллективного бессознательного. Всё, что еще не пришло в осознание в культурном смысле, остается бессознательным для этой культуры – как часть коллективного бессознательного. Сюда включены все знания, еще не открытые, которые могут стать, а могут и не стать объектом исследований в этом обществе. Тот еще не открытый аспект коллективного бессознательного лежит на пороге, меж видимым и невидимым мирами. На дальней стороне непостижимое, то есть непознаваемое рациональными методами. Если вообще его возможно познать, то через процесс субъективного познания. Это означает, что оно может открыться одному человеку, уникальным для него одного способом, который невозможно приравнять к культурно одобренным способам в этом рациональном, видимом мире. Ближе к концу жизни Юнг подытожил свои размышления о важности признания невидимого мира. В его автобиографии Воспоминания, Сновидения, Размышления (1961), он писал «Решающий вопрос для человека в том, связан ли он с чем-то высшим или нет? Это так называемый основной жизненный вопрос. Лишь если мы понимаем, что по-настоящему значимое – это бесконечное, лишь тогда можем мы избежать фиксации внимания на тщетности и на всех незначимых целях». Источник: vk.com Комментарии: |
|