Прочитал тут в ВК занятный пост на тему бесполезности гуманитарного образования, автор которого — студентка некоего филфака — сетует на то, что не понимает, как ей на практике применить всех этих |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-10-16 08:10 Прочитал тут в ВК занятный пост на тему бесполезности гуманитарного образования, автор которого — студентка некоего филфака — сетует на то, что не понимает, как ей на практике применить всех этих Августина, Петрарку и Бокаччо. Постольку поскольку я как раз топлю за переориентацию образования со STEM на гуманитарные дисциплины и, в частности, об этом же рассуждал недавно в Питере, то попробую сформулировать ответ здесь. Да, действительно, применимость на практике гуманитарных знаний неочевидна и не всегда понятна. Да, Петрарка не сделает из тебя кодера, инженера и даже журналиста и копирайтера. Наконец да, читать такое количество литературы, которое требуется гуманитариям, долго, сложно и не хочется. Но гуманитарное образование даёт нечто, без чего невозможно стать ни хорошим журналистом, ни хорошим управленцем, ни хорошим инженером. Оно делает тебя умнее. Во всех смыслах. Начнем с простого — общий уровень культуры. Все те книги, которые вам придется прочесть при получении гуманитарного образования, являются частью нашего цивилизационно-культурного кода, определяющего наш общечеловеческий опыт. Это база, которая помогает нам больше понять про свое прошлое, настоящее и будущее и как-то это всё осмыслить. Далее — развитие мозга, как такового. О пользе чтения больших текстов написано немало научных статей и проведены сотни исследований, и все они, по большому счету, сводятся к одному: чтение развивает мозг. В частности, оно помогает быстрее простраивать зрительные ассоциации, помогает проживать тот или иной опыт (т.е. способствует развитию EQ), увеличивает плотность белого вещества, тренирует мозг строить сложные причинно-следственные и ассоциативные связи, способствует мозговому кровообращению, помогает выстраивать новые нейронные связи, увеличивает диапазон внимания, приучая мозг следить за логическими цепочками событий, и т. д. Ассоциативное и метафорическое мышление. Наличие у вас сугубо практически навыков, безусловно, хорошо с точки зрения возможности их немедленно применить для решения той или иной прикладной задачи. Однако на этом полезность этих навыков и заканчивается. А вот если вы способны привести метафору — ответить на вопрос «а на что еще это похоже?» — вот тогда-то вы и попадаете в ту область мышления, в которой начинаются такие полезные штуки, как эксперименты, научные открытия и поиск новых знаний. Проблема в том, что если мозг не «насмотрен» на метафоры (а это как раз сфера художественной литературы), то он не то, что не ответит на этот вопрос — он его даже не задаст. Развитие софтов. Мягкие навыки — лидерские качества, критическое мышление, эффективная коммуникация, способность к сопереживанию и пр. — это всё истории про эмоциональный интеллект, а эмоции в STEM-дисциплинах как-то не предусмотрены. Поэтому, да, получив STEM-образование вы получите множество крутых инструментов для решения конкретных рабочих задач, но вот понять, а зачем это все вообще нужно, какую пользу от этого получат люди, и — главное — как с этими людьми взаимодействовать, можно, лишь поняв что-то про самих людей. А это, опять же, — литература, философия, психология и этика. Искусственный интеллект. Текущие темпы развития ИИ свидетельствуют о том, что уже очень скоро он будет способен решить любую техническую или творческую задачу, при условии ее алгоритмизируемости. Это очень круто с точки зрения продуктивности, и не так круто с точки зрения вероятного вытеснения человека из целого ряда видов оплачиваемой трудовой деятельности. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность на рынке труда, потребуется в чем-то быть лучше и эффективнее машины. А для этого нужно обладать соответствующим культурным и жизненным опытом, развитым EQ, способностью к ассоциативному и метафорическому мышлению и всем тем, что, да, даёт вам хорошее гуманитарное образование. Конечно, ИИ за один день «прочтёт» в сотни тысяч раз больше книг, чем один человек за всю свою недолгую жизнь, но вот понять их, осмыслить, сделать логические выводы и соотнести с собственным опытом способен только человек. Источник: vk.com Комментарии: |
|