Можно ли учиться... во сне? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-10-10 08:30 Вы наверняка слышали о "чудо-методиках", где предлагают слушать аудиозаписи на английском во сне и тем самым вроде как учить язык. Может, кто помнит советское кино "Большая перемена" - там так герой пытался историю учить, с ожидаемым результатом. =) Давайте посмотрим, что об этом пишут в умных книжках - можно ли учиться во сне. Как ни странно, некоторые вещи действительно могут усваиваться даже в спящем состоянии. Например, младенец, который еще говорить сам не умеет, обрабатывает большие объемы данных - именно как сенсорные стимулы, включая речь окружающих его людей. В этой обильной речи мозг постепенно начинает замечать паттерны - например, что определенные комбинации звуков более частотны в этом конкретном языке, чем другие, а какие-то звуки вообще практически никогда не идут вместе, и эта информация помогает научиться распознавать, где начинаются и заканчиваются слова в потоке речи - пока еще непонятной по смыслу, но уже разбиваемой на фрагменты. Подобное имплицитное обучение (а это самое настоящее обучение - пусть и не совсем осознанное в прямом смысле этого слова) возможно и во сне (1). Однако пример выше - скорее исключение. Для того, чтобы усвоить значение слова (а не только его форму) требуется многое: внимание, усилие, формирование гипотез ("значит ли это слово то-то?") и их тестирование, глубина обработки информации и связь ее с уже существующими знаниями - словом, то, что можно суммировать фразой high-level cognitive properties. Всего этого во сне особо не достигнешь, поэтому одного прослушивания записей пассивно, во сне, будет явно недостаточно. Вообще роль сна в обучении - весьма интересная тема. Думаю, не скажу ничего неожиданного, если напишу, что для учебы важно хорошо спать. Собственно, ученые говорят о том, что и длительность, и качество сна влияют на то, насколько хорошо запоминается информация. И наоборот, кстати, это тоже работает: потребность во сне в определенной степени зависит от того, сколько стимуляции было за день и сколько новой информации надо усвоить (по крайней мере при проведении экспериментов с участием животных). С этапами сна пока непонятно, какие роли каждый из них играет, но предварительно считается, что глубокий сон способствует консолидации и генерализации знаний (семантическая и декларативная память, то есть осознанные факты - знания "о чем-то"), а быстрый сон (REM) - perceptual and motor learning (процедурная память, то есть "как что-то делается" - напр., как ездить на велосипеде или писать буквы/иероглифы на иностранном языке). Еще занятный факт - во время сна мозг в буквальном смысле проигрывает заново то, что он воспринял за день, только раз в 20 быстрее. Узнали это тоже интересным образом: есть такие клетки, которые называются place cells, и они регистрируют положение в пространстве, то есть когда условная мышь находится в определенной точке комнаты, в голове буквально "вспыхивает" соответствующая точка на карте, которую себе построил мозг. В итоге если мышь гуляет по комнате, это отражается вполне явно регистрируемыми паттернами активации нейронов. И потом, уже во сне, мышь "проигрывает запись" - ту же самую, почти как файлик на компьютере! - с большой точностью в ускоренном режиме, тем самым обрабатывая полученный опыт и укрепляя связи, необходимые для того, чтобы впоследствии перевести это знание из кратковременной памяти в долговременную. Такой же эксперимент, кстати, проводили и с людьми: они играли в Тетрис, а потом им мозг во сне проигрывал тот же самый опыт - регистрировались те же стимулы движения фигур, вплоть до слежения за ними глазами. Из этого ученые сделали следующий вывод: спящий мозг мало усваивает новую информацию, поэтому язык учить нужно активно и днем, но сон крайне важен для консолидации знаний. Однако и консолидация - не единственное, что происходит со знаниями во сне. Сейчас будет несколько мудреный фрагмент, и заранее извиняюсь, если перескажу неясно, но попробуем. Как мы уже сказали, во сне мозг проигрывает "запись" воспринятого за день - и при этом в ускоренном режиме. Это значит, что те нейроны, которые активировались днем, с большей вероятностью вспыхнут, будучи поблизости от других активных нейронов. (То есть днем это все было медленнее, через более длинные промежутки времени, а тут информация как бы сжимается, реплей ускоряется, поэтому активные нейроны "видят" больше других активных нейронов.) Это позволяет синтезировать информацию, выявлять какие-то более абстрактные смыслы - то есть мозг много-много раз просматривает новый объем данных, чтобы, грубо говоря, глубже покопаться и понять, как этот хаотичный массив можно использовать для чего-то полезного и "что все это было". Иначе говоря, сон нужен не только для того, чтобы перенести данные из краткосрочной памяти в долгосрочную (в перспективе), но и чтобы их качественно обработать. Но и это еще не все! (Какой-то странный текст получается - как реклама мозгов.) Отвлечемся на минутку и упомянем искусственный интеллект. ИИ оперирует большими (огромными!) объемами данных - ему они крайне необходимы, чтобы учиться, тоже находить паттерны, делать выводы и пр. При этом данных всегда мало, и массивы нужны действительно гигантские. У мозга объем данных ограничен: день не резиновый, и уж что увидел за день, из того и надо как-то учиться. В связи с этим мозг прибегает к весьма элегантному решению: используя известную ему модель мира, он симулирует множество различных ситуаций, в которых он мог бы быть теоретически, тем самым создавая себе самостоятельно такие датасеты для самообучения. (Согласно одной из теорий, это и есть сны, и потому сны часто такие странные.) Так, известны случаи, когда научные открытия совершались во сне - приходила идея, которая "всплыла на поверхность" в результате всех этих упомянутых манипуляций. (И, наверняка, еще много каких, о которых мы не знаем.) ?Итого по предварительным данным: - Во сне мозг почти не занимается сбором новой информации, за редкими исключениями вроде распознавания кластеров звуков младенцами. - В изучении нового материала играют роль самые разные факторы: внимание, приложенные усилия (desirable difficulty), мотивация, deep processing и др. - Сон (и тем более хороший сон) крайне необходим для учебы, потому что через сон информация может перейти в долговременную память; потому что вновь проигрывается выученное/воспринятое за день, что позволяет понять это глубже и увидеть связи, которые мог просмотреть до этого; потому что симуляция ситуаций, которых не было, но которые в теории могли бы быть, помогает еще лучше встроить полученные знания в свою систему мира и навыков. ?Как нам можно использовать эти знания о сне? - Стараться хорошо спать - как в плане продолжительности, так и в плане качества. - Попробовать повторять лексику перед сном - необязательно прямо строго перед, можно за несколько часов. Некоторые исследования показывают, что даже полуторачасовой сон у детей (и маленьких, и школьного возраста) после учебных сессий способствует намного лучшему усвоению новых слов. (2, 3) При этом, правда, такие daily naps должны быть частью привычного режима дня - внезапно заставлять спать "для лучшего усвоения" смысла особо нет. Взрослым можно просто попробовать регулярно повторять лексику по вечерам (привет Квизлету, Мемрайзу, Анки и им подобным). - Не заставлять подростков учиться в 7 утра: у них естественным образом происходит перестройка sleep cycle, и их организм уже не требует рано просыпаться. Если сдвинуть начало учебного дня на час (или около того) позже, то удается подольше поспать, и от этого может улучшиться успеваемость. (4) А если вам еще не надоело слушать про сон, оставлю тут еще рекомендацию книги на тему - Matthew Walker, "Why We Sleep". Там не только про учебу, а про сон в целом, о разных его аспектах. Познавательно и увлекательно. И обложка симпатичная. =) Пост написан по мотивам "How We Learn" Станисласа Деана. Надеюсь, вам было интересно. =) References: 1. Hay, J., et al. (2011). Statistical learning of syllables and words. 2. Friedrich, M., Wilhelm, I., Born, J., & Friederici, A. D. (2015). Babies generalize word meanings after sleeping. 3. Kurdziel, L. B., Duclos, K., & Schneider, E. (2015). Positive effect of naps in preschoolers. 4. American Academy of Pediatrics. (2014). Beneficial effects of delaying school start times for adolescents. Источник: vk.com Комментарии: |
|