Кризис философии |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-10-12 17:30 На данный момент, философия находится в упадке. Философы скатились на периферию академической среды, при этом варясь в постмодернистском дискурсе. При этом, сам статус философии в обществе неуклонно падает. Философ теперь - это в лучшем случае какой-нибудь популярный Жижек или просто любой человек, нахватавшийся цитат в социальных сетях. Античный идеал мудреца и средневековый идеал вечного студента утеряны. Как писал Камю: "Философов сейчас нет, есть только профессора философии". Хочется дополнить, что и профессоров уже почти не осталось, философское образование нынче находится в глубоком упадке, предметы преподаются бессистемно, куцо и необъективно. Знаменитое высказывание Витгенштейна: "А зачем мне читать Аристотеля?" очень точно характеризует интеллектуальный уровень многих современных псевдофилософов, возможно даже имеющих соответствующие корочки. К слову, сам Витгенштейн Аристотеля конечно же читал. Для американцев, например, аналитическая философия политически безопаснее, она не задаёт неудобных вопросов. А в Европе вместо бурной плеяды континентальных философов, вроде Гуссерля, Хайдеггера, Левинаса, Шелера наступил постмодернистский хаос, когда философия превращается в языковую игру, в которой отсутствует смысл. Например, широко известен факт, что Фуко писал таким "заумным" псевдонаучным языком только потому, что салонная богема его времени это требовала. В связи с этим, мы призываем вернуться к древним. Вспомнить, что античный мудрец – это прежде всего мудрец, который стремится к трансцендентной Истине (Благу). Мы можем сказать этому миру, как Сократ своей жене: «Отстань от меня, Ксантиппа, я Истину ищу». Конечно, над философами всегда смеялись, а учитывая написанное выше – их сегодня никто не воспринимает всерьёз, ни учёные, ни рядовые граждане, ни те, кто как раз таки склонен к философии в истинном понимании. Идёт какая-то игра в словесные и терминологические извороты, которые для остальных совершенно непонятны, и ясно, что это вызывает у всех ассоциацию философов с современными политиками – то есть болтунами и бездельниками. А ведь не так ещё давно, Гегель именовал философию царицей всех наук, а философы считались наиболее почётными в интеллектуальных кругах (стоит отметить, что Гегель, как и Кант были уже теми самыми профессорами философии). XIX век дал нам и таких самобытных и оригинальных философов, как Шопенгауэр и Кьеркегор, которые не побоялись бросить вызов Гегелю и университетской рационалистической философии, придумав оригинальные системы и развив идеи, сильно повлиявшие на их потомков. В итоге, можно выделить основные принципы, характеризующие истинного философа с нашей точки зрения, идеал, к которому нужно стремиться и поддерживать соответствующий дискурс: неспособность устремиться мыслью вдаль. Десакрализуя себя и мир (космос) вокруг, человек превращается в машину в механистической и враждебной природе, которую надо изучить, а потом и подчинить себе на основе открытых законов. Античный же мудрец знал, что нужно жить в согласии с Природой и что мир не ограничивается материальным, а в нём есть и духовная составляющая, которая и фундирует материальное. В разных традициях эта духовная составляющая называлась по-разному (Бог или Боги, Единое, Брахман, Дао, Абсолют и т.д.). Именно к познанию трансцендентного и должен быть устремлён дух истинного мудреца. 2) Иррационализм и антисциентизм. В современном мире считается, что человеческий разум может абсолютно всё. И действительно, мы наблюдаем в своей жизни плоды т.н. научно-технического прогресса, по заверениям ярых сторонников которого, «делающего жизнь лучше». Безусловно, человеку есть чем «гордиться», ведь разум и абстрактное мышление возвышает его над природой, позволяя называть себя «венцом творения». Но познание Истины невозможно лишь с помощью разума. Истина по ту сторону. Догмат о всесильности разума приводит человека в состояние автомата. Разум не может отвечать на смыслообразующие вопросы, вроде «кто я в этом мире?», «зачем я живу?» и т.п., потому некоторые ярые адепты рационализма отбрасывали вообще все эти метафизические вопросы (крайними в этом являются логические позитивисты). Но от них нельзя просто отмахнуться, они то, что составляют саму суть бытия-в-мире. Поэтому, главными инструментами должны стать интуиция, мистическое откровение, вера и т.д., а разум может служить лишь подспорьем, но не опорой. В истинном мудреце всегда сильно творческое начало, которое подавляется общественным сознанием, воспринимающим все вещи лишь в структурной и приземлённой плоскости. Антисциентизм – это наш ответ на торжество современного общества потребления. Мудрец должен вести созерцательную жизнь, наполненную гармонией. «Философия, как образ жизни» Мудрец должен вырабатывать для себя этические нормы и жить по ним. Грош цена тому философу, который лишь говорит о том, как нужно делать, но сам так делать не торопится. Идеальный пример – это Сенека, который жил совсем не по своей стоической этике (эпизодами как минимум). Мудрец всегда должен быть примером, его этические принципы базируются на трансцендентной Истине, а не на мирской светской этике, черпающей силы из гедонизма. Таким образом, он приближен к духовной составляющей, в результате чего его никогда не выбьют из колеи какие-то события из внешнего мира. Теория не должна оставаться лишь теорией, но должна составлять основу практического действия. Источник: vk.com Комментарии: |
|