Как генерировать идеи и не забывать инсайты? 5 эффективных методов ведения заметок

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Мозг похож на компьютер, способный хранить и обрабатывать колоссальные объемы информации. От календаря и дедлайнов до синопсисов, сюжетов и неожиданных решений — все кодируется в нейронах. Правда, кэша и перегрузок не избежать и в этой системе. Облегчить запоминание и улучшить генерацию идеи могут заметки.

Мозг и заметки

Австралийский педагог-психолог Джон Свеллер разработал теорию когнитивной нагрузки, в которой высказал идею о рабочей памяти. Этот раздел мозга — временное хранилище, «пункт сортировки», который задействован во время размышлений, рассуждений, принятия решений или моделирования поведения. Однако его объем ограничен: некоторые исследователи считают, что рабочая память может удерживать от пяти до девяти блоков информации, в то время как другие утверждают, что это число еще меньше — от трех до пяти.

Но есть спасение — долговременная память. Эта система хранит все знания и идеи, которые мозг усвоил, поэтому ее объем данных значительно больше.

Переносить идеи в долговременную память можно с помощью их фиксации

Ученые полагают, что данные, хранящиеся в долговременной памяти, организованы в виде схем. Поэтому «закодированная» таким образом информация легче усваивается и используется. Для составления схематичных записей опирайтесь на три типа заметок:

  1. Повседневные заметки, которые служат напоминанием об информации; их можно писать любым способом, они попадут в корзину в течение дня или двух.
  2. Постоянные заметки, которые никогда не будут выброшены и содержат в себе необходимую информацию в постоянно доступной форме. Они всегда хранятся в одном и том же формате в одном и том же месте — либо в справочной системе, либо, как если бы текст на них уже был готов для печати, в ящике для заметок.
  3. Заметки для проекта, относящиеся только к одному конкретному проекту. Они хранятся в отдельной папке и могут быть забыты или заархивированы, когда работа будет закончена.

Метод № 1. Минные растяжки

Продумайте места, в которых можно фиксировать важные напоминания, рабочие вопросы для обсуждения и т. д. Их называют минными растяжками. Это один из самых простых методов ведения заметок.

В книге «Бизнесхак на каждый день 2.0» Ренат Шагабутдинов и Игорь Манн приводят бытовой пример — записка на двери, в которой указан список вещей для путешествия. Здесь реализован ключевой принцип: растяжка должна находиться в том месте, которое вы не пропустите.

Вот другие примеры: список вопросов для обсуждения с руководителем или командой можно составлять в течение недели и сохранять в блокноте (с которым пойдете на встречу). Перед подготовкой к спортивному соревнованию можно положить чек-лист с необходимым инвентарем в паспорт или кошелек — тот предмет, который вы точно не забудете перед выходом из дома. Некоторые авторы книг по личной эффективности рекомендуют переворачивать зубную щетку, чтобы не забыть о каком-либо важном вопросе утром.

Двойное кодирование

Когда в мозг поступает новая информация, она сохраняется в кратковременной памяти в двух разных категориях. Графическая информация, изображения и другие сенсорные данные обрабатываются в визуальном центре, а слуховые данные, слова и тексты — в лингвистическом центре мозга.

Рисуйте в своих записях. Это полезно для мозга. 

Эту особенность описал канадский психолог Аллан Пайвио в теории двойного кодирования. Под этим термином понимается сочетание слов и визуальных образов, а также то, как это сочетание повышает вычислительную мощность мозга и способствует запоминанию.

Мы кодируем новую информацию более глубоким образом, когда включаем слова и визуальные элементы.

Попробуйте не только писать заметки, но и рисовать. Например, интеллект-карты.

Метод № 2. Интеллект-карты

Еще этот метод еще называют паукообразными диаграммами. Схема применения: главная тема записывается в центре листа, а к ней цепляются последующие идеи, предложения, дополнения.

Игорь Манн, эксперт по маркетингу, рекомендует по каждой деловой и научно-популярной книге, которая показалась вам полезной и интересной, делать конспект в формате интеллект-карт: «В качестве центральной темы выбирайте название книги (можно добавить изображение обложки), в качестве „топиков“ первого уровня — основные темы книги и далее добавляйте ключевые идеи и методы из книги к темам первого уровня».

(Не)конспекты

Важность хорошей организации для памяти доказал один классический эксперимент. Группе испытуемых предложили запомнить 26 слов. Половине участников дали слова в виде древовидной диаграммы, а другой половине — такой же набор слов в случайном порядке. Те, кто видел упорядоченный вариант, запомнили 65% слов, а кто видел беспорядочный — только 18%.

Систематизация информации нужна для связи элементов, а это влияет на запоминание и генерацию идей.

Вашему мозгу не нужно отслеживать каждую идею в отдельности. Вместо этого он может сосредоточиться на трех пунктах: инсайт, персональная оценка и вопрос. Инсайт — реакция на полученную информацию и выжимка из нее. Оценка — то, что лично вам кажется интересным, важным. В этом пункте вы можете определить применение той или иной идеи. Вопрос — дополнительный инструмент для соотнесения инсайта с оценкой.

Метод № 3. Схема Корнелла

Эту систему часто используют как эффективную замену конспектированию, но она отлично подходит и для деловых встреч. Лист делится на три части: правая — для заметок, левая — для основных мыслей и вопросов (ее нужно делать чуть уже, чем правую), а внизу — место для резюме.

Кстати, вести такие заметки можно не только у себя в блокноте, но и, например, в общем файле вместе с коллегами. Совместное ведение заметок может стать отличным способом поддержать активность каждого члена команды. Создайте общий документ или «холст», куда сотрудники могут добавлять заметки и инсайты. Авторы книги «Генерация прорывных идей в бизнесе», отмечают, что возможность открытого диалога и активность каждого из участников команды находится в прямой зависимости друг от друга.

Руководство по достижению целей

Письмо — это не то, что поддерживает мыслительный процесс, а то, что делает его возможным. Мысли опираются на заметки, как на «строительные леса». Превращайте свои записи в пункты действий.

Будьте конкретны — напишите, каким будет следующий шаг, как он будет выполнен, кто отвечает за его выполнение и когда наступит желаемая дата выполнения каждого пункта. Действие может быть простым: переговорить с коллегой, чтобы получить необходимые данные, или разослать служебную записку, чтобы прояснить ситуацию, по которой у многих членов команды возникли вопросы. При составлении пунктов действий подумайте о том, какие основные выводы вы сделали по итогам встречи и чего хочет добиться ваша команда.

Метод № 4. Матрица дел

Для расстановки приоритетов в рутинных делах и задачах подойдет простой инструмент — матрица дел, она же матрица Эйзенхауэра, она же матрица ABCD. Этот эффективный метод организации записей часто встречается в книгах по тайм-менеджменту. Матрица состоит из четырех квадрантов, в которых фиксируются задачи, исходя из двух характеристик — их важности и срочности.

Пример заполнения матрицы от Рената Шагабутдинова, эксперта курсов МИФа и шеф-редактора направления «Спорт»

Собираем идеи, ищем взаимосвязи

Заметки помогают нам не терять блестящие идеи, стимулируют творческое мышление. Джордж Лукас, создатель саги «Звездные войны», активно использовал заметки будучи малоизвестным режиссером. Когда он работал над звуковым оформлением, напарник попросил передать «R2», «D2» (файлы с нужным роликом и диалогом). Лукасу так понравилось сочетание слов и букв, что он записал их в блокнот, который носил с собой; всего через несколько лет R2D2 станет именем одного из самых культовых персонажей легендарной франшизы.

Благодаря связям между записанными идеями вы обнаружите новые ассоциации, которые могут привести к открытиям и инсайтам.

Метод № 5. Zettelkasten

Один из самых эффективных методов ведения заметок — Zettelkasten. Благодаря ему немецкий социолог Никлас Луман написал более 70 книг и 400 статей. В основе метода лежит идея создания заметок на отдельных карточках. Каждая карточка — законченный фрагмент, которому присваивается номер-идентификатор.

Последующие карточки создаются в связи со ссылкой на другие заметки, которые содержат информацию по теме. Это не просто каталог, а пронизанная взаимосвязями система. Узнать десятки секретов метода Zettelkasten для работы и личной жизни можно в книге «Как делать полезные заметки».

Заметки — настоящие помощники для встроенного «персонального компьютера». Пользуйтесь этим инструментом.

По материалам книг «Как делать полезные заметки»«Бизнесхак на каждый день 2.0»«Учись как профи»«Генерация прорывных идей в бизнесе»

Обложка поста — unsplash.com


Источник: blog.mann-ivanov-ferber.ru

Комментарии: