Абсолют, запредельная точка отсчета, трансцендентный надмирный центр, вокруг которого строило свою метафизику классическое европейское философствование, к эпохе постмодернизма окончательно зачах, |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-10-05 19:14 Абсолют, запредельная точка отсчета, трансцендентный надмирный центр, вокруг которого строило свою метафизику классическое европейское философствование, к эпохе постмодернизма окончательно зачах, превратившись в пустую оболочку квазирелигиозных форм сознания. Его место заняла Культура (с большой буквы), укрывающаяся за многообразными масками и псевдонимами. Но она не трансцендентна миру, как Бог, а одновременно и трансцендентна и имманентна, будучи и самой реальностью, и системой идеальных законов ее существования и являя, тем самым, синкретическую неразделенность бытия и мышления. Она есть и последнее самоцелеполагание, и иерархия производных и конечных целей для всех отпадающих бытийственных форм. Таким образом, культура понимается не как онтологически пассивный, хотя и системно организованный (кем? синергетический ответ на этот вопрос не вполне устраивает) объект в духе новоевропейского физикализма. Культура, по нашим представлениям, есть субъект в самом непосредственном понимании этого слова. Во всяком случае, она обладает по меньше мере тремя существеннейшими свойствами последнего: целеполаганием, самоорганизацией, авторефлексией (приобретаемой в процессе становления в собственных формах). Совокупная энергия культуры складывается из витальных импульсов человеческой экзистенции, трансформируемых в момент разрыва психического континуума и задержки сознания на дискретном нечто. В этот момент психическая энергия как наиболее сложная форма биоэнергии преобразуется и транслируется в энергию культурной деятельности. В отличие от конечных и единичных дискретных феноменов, культура как целое способна к самоорганизации, ибо обнаруживает черты автономной структурно-энергетической системы. По мере отрыва и приобретения независимости от витально-энергетических природных оснований культура посредством коллективного, а затем и индивидуального сознания достигает уровня саморефлексии. И здесь уже без всяких метафор можно говорить о том, что культура преследует свои собственные цели, вполне осознавая как сами эти цели, так и способы манипуляции людьми для их достижения. Культура - не есть некое пассивное безличное пространство, подобное ньютоновскому, «заполненное» в отличие от последнего не физическими телами, а фактами культуры. Можно сказать, что последовательно имманентизуемый европейским антропоцентризмом средневековый Бог, в конце концов, преобразовался в Культуру, а почти безразмерное философское понятие бытия «свернулось» до понятия культурной реальности, обретающейся не в бесконечной философской вселенной, а в рамках конкретной и ограниченной в истории культурной системы. И если средневековый Бог был изначально максимально трансцендентен (или, по крайней мере, понимался таковым) и вектор познавательной деятельности сознания был направлен на его «послойную» имманентизацию, то с Культурой дело обстоит противоположным образом. Последняя изначально понимается как некий суммативный объект. Объект сколь угодно широкий, но пассивный и безличный, как и всякий иной объект в антропоцентрическом космосе европейского сознания. Но теперь гносеологическая тенденция со всей определенностью указывает на необходимость возвращения субъектности в иноположенный человеку мир, ибо она всегда присутствовала в нем до новоевропейской эпохи. И основой этой вторичной субъективизации, и самим мета-субъектом этого мира выступает полуимманентная человеку Культура. Трансформация Бога в Культуру - не пустая игра слов. Дело не только в том, что постижение культуры, в отличие от Бога, отталкивается от берега имманентности. Культура не всемогуща в отличие от трансцендентного Бога, которого сконструировало себе подростковое средневековое сознание в соответствии со своим подростковым идеалом. Культура вынуждена считаться с созданными ею самой историческими обстоятельствами, не говоря уже об обстоятельствах природных - ландшафтных, климатических и пр. И кроме того культура - не есть единый монолитно-целостный субъект. Это сложно организованная иерархия полутрансцендентиых человеку сил и направленностей, воздействующих на него с разных сторон как извне, так и изнутри. Человеческой многосубъектности мира социального соответствует многосубъектность активно действующих культурных полей-топосов (подсистем и субсистем культуры), каждое из которых существует, подобно живому организму, в соответствии с собственным целеполаганием. Напомним, что именно целеполагание, наряду со способностью к рефлексии и способностью к совершению осознанного выбора, выступает основополагающими признаками субъекта. По нашему убеждению, культурная система как целостный организм, а также в определенной степени и ее отдельные подсистемы обладают всеми этими свойствами. Вероятно, утверждение о том, что культура способна осуществлять осознанный выбор, может показаться особенно экстравагантным, но если отбросить привычные штампы сознания, то в этом суждении не больше экстравагантности, чем в концепции божественного провидения. Правда, выбор культуры - это, как правило, акт жизненной необходимости, совершаемый в пространстве ограниченного количества вариантов, а не осененная сакрой свободная божественная воля. К тому же выбор культуры далеко не всегда является «правильным» с точки зрения воззрений об этическом абсолюте, который человек вменяет божественному субъекту в качестве ключевого атрибута. Культура в своем выборе руководствуется собственными целями, вовсе не интересами, и уж тем более не идеалами, отдельных субъектов и групп. Поэтому не стоит обижаться на историю - пространство актуализации экзистенциального выбора Культуры. Это не история слепа, иррациональна, жестока, непостижима и неправильна. Это манипулируемый Культурой субъект не видит и не понимает ее целей, закономерностей и интенций. Впрочем, если перефразировать известную поговорку, можно сказать, что умного Культура ведет, глупого - тащит. И он, добавим, при этом совершенно не понимает, что с ним происходит. Андрей Пелипенко Источник: vk.com Комментарии: |
|