Феномен фейка и способы противодействия фейкам

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Современные технологии в информационно-коммуникационном пространстве постоянно развиваются. При этом потребность в навыках информационной гигиены у пользователей приобретает особую актуальность. По мнению ведущих библиотековедов России человечество всё более обволакивается некими символами и образами посредством СМИ, рекламы, кино- и видеопродукции, компьютеризации и интернета, которые зовут в виртуальный мир искусственных и ложных смыслов человеческого бытия, порой абсолютно далёких от понятий нравственности и гуманизма [1, 60]. В частности, известный библиотечный исследователь, ведущий научный сотрудник Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук Марина Юрьевна Нещерет в своей статье «Факты против фейков: библиотеки в борьбе за информационную грамотность» в 6 номере журнале «Библиография» за 2020 год подробно говорит об этом.

Ложная информация, или по-другому «фейковая новость» в цифровой среде становится новой формой пропаганды. Этот новый термин приобрёл множество значений. В научной литературе его используют в основном для обозначения неверного изложения неких фактов, дезинформации, воспринимаемой за истину. Дезинформация предназначается для создания неверного впечатления и используется для воздействия на какой-либо объект с целью заставить его действовать либо бездействовать.

Такие явления как «информационное загрязнение», «информационный шум», «информационный стресс», «информационная перегрузка» становятся объектом изучения философов, социологов, журналистов, лингвистов. Информационная экология рассматривается в качестве доктрины выживания человечества в условиях глобализации, оказывающей влияние на политику, экономику и безопасность государств и народов, а также понятия гуманности и гуманизма.

Ложная информация отнюдь не в самых гуманных целях использовали с давних времён.

С изобретением печатного станка в Европе начали выходить и первые газеты. Издатели находились в постоянных поисках свежих новостей. Чтобы заполнить страницы они публиковали фантастические заметки о чудовищах, морских сиренах и прочих мистических существах, утверждая об их реальности. Давно замечено, что публика часто легко принимает на веру то, что обнаруживает на газетных полосах. Если фейковое сообщение вызывает яркие эмоции, оно воспринимается как правдоподобное.

Известен и такой психологический феномен, описанный Фрэнсисом Бэконом, как предвзятость восприятия: «Ложные понятия, которые уже пленили человеческий разум, так владеют умом людей, что затрудняют вход истине…».

В период появления так называемой «жёлтой прессы» ложные сенсации стали обычной практикой. Журналисты создавали ажиотаж вокруг самого обыкновенного события, плодя абсурдные и нелепые публикации, порой поступаясь гуманностью и нравственностью. Писатель Джемс Фенимор Купер так отзывался об американской печати того времени: «Часто похваляются тем, что в Соединённых Штатах издаётся великое множество газет и журналов. Разумнее было бы скорбеть об этом, ибо качество этих изданий обратно пропорционально их количеству». Купер обличал «грубость американской прессы», «нравственную ложь», «искажение истины, смешение правды и лжи в информации». Нельзя не упомянуть издателя и журналиста Джозефа Пулитцера, излюбленными приёмами которого были драматизация новостей, использование шокирующих заголовков.

Известный конкурент Пулитцера – Уильям Рэндольф Херст – мастерски умел манипулировать психологией широкой публики. По его мнению, основу масс составляли чувства самосохранения, любви и тщеславия: «Материалы, содержащие один этот элемент, хороши. Если они содержат два таких элемента, то они лучше. Но если они содержат все три элемента, то это первоклассный информационный материал».

В качестве яркого примера антигуманного отношения к слушателям и влияния СМИ на массовое сознание можно назвать эпизод с радиопостановкой произведения Г. Уэллса «Война миров» в 1938 г. Режиссёр Джордж Орсон Уэллс разыграл спектакль в формате прямого репортажа об инопланетном вторжении, что вызвало массовую истерию, охватившую Америку. Паника была вызвана не самой радиопередачей, а главным образом, СМИ.

С появлением и развитием Интернета угрожающая скорость распространения фейковой информации приобрела огромные масштабы. Чтобы привлечь как можно больше внимания к мнимым фактам в сети используются так называемые кликбейты или заголовки-приманки, дипфейки или синтез изображений, кибербуллинг или травля в сети, онлайн-мошенничество и пр. Большинство информации в Интернете не только не представляет интереса, но и наносит ущерб пользователю. При этом, у «фейка» вероятность быть распространённым гораздо выше, чем у правдивой новости. Феномен фейков состоит также и в том, что минуту назад их вроде бы и не было, а потом все только о них и говорят.

Существует ошибочная тенденция считать, что то, что происходит в сети, не имеет прямого отношения к реальной жизни. Отсюда происходит распространённое заблуждение, что реальный гуманизм и нравственность как таковые ничего общего с онлайн-жизнью не имеют, что в более-менее анонимном пространстве сети можно всё. По мнению заведующей кафедрой «Психология» Белорусского национального технического университета, кандидата психологических наук, доцента Татьяны Викторовны Шершнёвой (в статье «Психологические особенности безопасного поведения при виртуальном общении» во 2 номере Вестника Прикамского социального института за 2019 год), виртуальное пространство приобретает наибольшую степень значимости за счёт того, что в нем созданы условия, способные удовлетворить потребности любого индивида [3, 81]. Тем не менее, есть множество грустных примеров из судебной практики, когда подобные суждения буквально ломали жизни тем, кто попался на удочку громких и лживых названий тех или иных материалов или стал жертвами фото- и видеомонтажа, преследований или обмана в сети.

Мир пока ещё нельзя назвать готовым к переходу от традиционного информационного поля, имеющего устоявшийся институт проверки на достоверность, к соцмедиа без ограничений. Обычный пользователь не ищет правдивые факты, сам распространяя фейки, поскольку они более схожи с его моделью мира. У индустрии фейков миллионы простых читателей, каждый из которых одновременно является фактически и журналистом. Поэтому борьба с фейками очень затруднена, она становится борьбой с самими потребителями информации, выполняющими роль передатчиков дезинформации.

На борьбу с фейковой информацией уходит много сил и средств. Приоритетная роль информации, динамика её развития натолкнули на начало формирования движения за информационную грамотность, в которую почти сразу же включились и библиотеки.

Формирование такого информационного иммунитета к фейкам – задача библиотечных специалистов и, в первую очередь, библиографов. Российский учёный-библиографовед О. П. Коршунов определил три исходных функции библиографии – поисковую, коммуникативную, оценочную. В борьбе с дезинформацией оценочная функция выходит на первый план. Современные библиографы своей задачей ставят научить пользователей грамотно ориентироваться в информационном многообразии, критически оценивать и анализировать информацию, проверять её источники, развивать информационную грамотность и безопасность. Важнейший навык такой грамотности – критическое мышление. Миссия библиотек как раз и состоит в том, чтобы просвещать и пропагандировать его важность. Библиотеки осуществляют свою деятельность в соответствии с «Перечнем информационных ресурсов, регулярно распространяющих недостоверную информацию», опубликованным на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Ключевую роль в борьбе с ложной информацией, по мнению научного руководителя Библиотеки Российской академии наук В. П. Леонова, может и должна сыграть библиография, в арсенале которой «имеются как традиционные, проверенные опытом методы анализа и синтеза документов, так и те, которые характерны для новых медиатехнологий».

Библиографическая деятельность ориентирована на определение достоверной информации. Библиограф формирует и направляет информационный поток, осуществляет своевременную верификацию материалов, анализирует информацию, выявляет репутационные риски сетевых ресурсов, оценивает достоверность и надёжность контента. Развитие информационной экологии – профессиональный долг библиографа.

Важное значение имеет обучение методам информационного поиска и применения поисковой стратегии с использованием более одного набора ключевых слов. Фейковые новости чаще всего воздействуют на читателей, просматривающих только первые строки поисковой выдачи. Усложнение формулировки поискового запроса – нужный навык, для отыскания релевантной информации в сети. Библиограф обязан уметь анализировать текст с соблюдением пропорций между фактами и их эмоциональной оценкой. В материалах фейковой информации часто используются экспрессивно-выразительные языковые средства, такие, как метафора. Соотношение нормирования на тематическом, содержательном, лексическом и синтаксическом уровнях даёт оценить достоверность информации при помощи анализа элементов текста: цитат, внешних ссылок, иллюстраций и пр.

Хорошим решением для распространения таких знаний становится открытие Школ информационной безопасности при ведущих библиотечных центрах. Например, филиал Центральной городской библиотеки им. В.И. Ленина (Муниципальный информационный центр правовой культуры), г. Н. Новгород, в рамках соглашения с Главным радиочастотным центром (Роскомнадзор) в Приволжском федеральном округе организует просветительские встречи специалистов Радиочастотного центра с населением: студентами колледжей и вузов, преподавателями, служащими. Новый подход к информации требует от специалистов-библиографов не только оценки релевантности контента заданным поисковым критериям, но и его достоверности и надёжности. Более того: именно библиографы могут сыграть жизненно важную роль в том, чтобы помочь человеку, независимо от возраста, стать критичным и ответственным потребителем информации. Важно помнить и пропагандировать необходимость гуманного отношения к личности человека при использовании информационно-коммуникационных технологий, ведь то, что попало в Интернет, остаётся там навсегда.

В фонде нашей библиотеки есть несколько интересных изданий по тематике фейкинга и информации в сети Интернет.

«Фейковизация как средство информационной войны в Интернет-медиа», издательство Блок-Принт, Москва, год издания 2023.

Это по-настоящему инновационное научно-практическое пособие, раскрывающее феномен фейковизации как особого средства информационно-психологического воздействия в дискурсе массмедиа. В издании приводится подробный анализ фейкинга, то есть деятельности по созданию и распространению недостоверной информации в условиях информационной войны. Авторами издания выступили известные ученые и практикующие юристы: директор Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, и.о. заведующего кафедрой криминалистики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, почетный работник сферы образования Российской Федерации Елена Галяшина, доцент кафедры судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук Владимир Никишин, старший научный сотрудник Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), адвокат Адвокатского бюро «Падва и партнеры», кандидат юридических наук Елена Пфейфер и младший научный сотрудник Центра правовой экспертизы в сфере противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Константин Богатырев. Рецензентами стали заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий МГЮА, доктор юридических наук Алексей Минбалеев и заведующий лабораторией судебной лингвистической экспертизы Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, кандидат филологических наук, кандидат юридических наук Виталий Кузнецов.

Свою работу авторский коллектив посвятил фейковизации как особому средству информационно-психологического воздействия в дискурсе массмедиа, а также анализу фейкинга (деятельности по созданию и распространению недостоверной информации) в условиях информационной войны.

Говоря об актуальности заявленной проблематики исследования Елена Гяляшина обратила внимание на то, что широкой общественностью практически не замечаются такие процессы, как сокращение доброкачественной информации, перестановка акцентов с одних событий на другие, устранение противоречивой информации, отражающей разные точки зрения и толкования происходящего, или создание информационной неопределенности.

«Токсичная загрязнённость информационных потоков, тендензиозный отбор и пропагандистская подача новостных информационных материалов, подтасовка фактов, так же, как и «информационный голод» в первую очередь оказывает деструктивное массмедийное влияние на подрастающее поколение», - подчеркнула она.

«Фейковые новости чаще всего нацелены на определенную аудиторию, у которой сложились собственные установки. Новая медиа стала сетью эхокамер: интернет-пользователи, независимо от своей территориальной принадлежности, «потребляют» безальтернативный контент и еще более укрепляются в своих мировоззренческих установках, а все, что не согласуется с данными установками, игнорируется без какой-либо критики», - добавил Владимир Никишин.

По словам авторского коллектива, научно-практическое пособие предназначено для руководителей образовательных организаций, сотрудников органов государственной и муниципальной власти, ответственных за обеспечение информационной безопасности, а также для представителей общественных организаций, реализующих проекты в сфере противодействия информационным угрозам.

Значимость издания подтвердила и директор Ассоциации «Лига безопасного Интернета», член Общественной палаты Российской Федерации Екатерина Мизулина: «Человек, который занимается борьбой за безопасную информационную среду, должен иметь устоявшиеся мировоззрение, четкие жизненные ориентиры и эффективный методический аппарат для противодействия деструктиву. В связи с этим представляется, что данная книга будет очень полезна и сослужит хорошую службу в деле защиты нашего общества и страны».

«Информационное право в условиях цифровой трансформации российского права», издательство «Проспект, Москва, 2022 год издания.

Информационное право является одним из перспективных предметов для изучения и применения в правовом регулировании общественных отношений. Информационное право — относительно новая отрасль российского права. Вместе с тем современные тенденции развития общественных отношений диктуют потребность в комплексном осмыслении проблем правового регулирования в сфере оборота информации. Монография написана в доступной форме, ориентирована на творческое усвоение материала. Цель книги — предоставить читателю знания об информационном праве как одной из отраслей российского права; разъяснить основы правового регулирования отношений в сфере оборота информации; показать роль информационного права в процессе развития информационных технологий и цифровизации общества.

Авторами издания выступили известные ученые и практикующие юристы: Аркадий Владимирович Корнев, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права Университета им. О.Ю. Кутафина (МГЮА) и Олег Владимирович Танимов, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Университета им. О.Ю. Кутафина (МГЮА).

(С) Елизавета Маркова, магистр культурологии


Источник: xn--80aaahib0at6ado8a.xn--p1ai

Комментарии: