Эволюция или «Что думает наука о Spore?» |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-08-06 15:18 Дисклеймер: для удобства в тексте классы земноводных и рептилий именуются просто рептилиями, поскольку они повторяются довольно часто. Опуская подробности – Spore на момент выхода была, пожалуй, самой неординарной игрой в жанре «симулятор бога». Такую гибкость геймплея ранее не давала ни одна игра. Изначальным названием даже было SimEverything, что дословно – «Симулятор Всего». Зачастую игры этого жанра прямыми (Sims) или непрямыми методами (Black&White) дают игроку управление над расой/цивилизацией/существом. В то же время Spore сочетает в себе самые разные аспекты жанра. Чем-то она напоминает Minecraft, при наличии воображения открывая игроку огромные возможности и разнообразие ролевого отыгрыша. Игра буквально оставляет вас наедине с самим собой, изредка тыкая палкой на некоторых этапах. Это одна из тех игр, про которые можно сказать, что 90% времени было потрачено в редакторе, как в игре Nimbatus, о которой я писал больше года назад. Вкратце: игра позволяет игроку создать существо и провести его через разные этапы эволюции – начиная от клетки и заканчивая галактическими завоеваниями. На разных стадиях игры она понемногу вбирает в себя разные жанры, здесь есть и action, и RPG, и даже RTS. Spore позволяет дать волю фантазии и создавать существ любой формы и цвета. В этом игроку поможет большой набор «запчастей», гибкий редактор и множество пользовательских модов. Игра довольно самобытна и весьма известна в узких кругах. Каждый узнавал о ней по-своему и любил по разным причинам. Моей причиной оказался интерес к самой эволюции. В довесок к этому шла богатая фантазия – и вот он, рецепт идеального фаната Spore. И на почве этого я бы хотел постараться разобрать игру с точки зрения науки – как оно происходило бы у нас, и возможны ли вообще подобные метаморфозы у живых существ? Рассматривая Spore через призму современных знаний, можно с уверенностью сказать, что происходящее в игре вполне могло произойти и в реальной жизни, может на совершенно другой планете, а может и в другой галактике (однако в игре используется млечный путь). Существо игрока вместе со множеством других попадает на планету в составе относительно крупной кометы, взрывающейся по достижении поверхности. Возникает резонный вопрос: «а там вообще что-то могло выжить?» Ответ неоднозначный. И кроется он в теории «панспермии», гласящей о том, что жизнь на земле могла быть «занесена» с падением метеороида. Учеными было доказано, что микроорганизмы способны перемещаться по вселенной в «консервации», но такое перемещение обычно занимает не несколько часов, а сотни тысяч лет, за которые никаких признаков жизни могло и не остаться. Учтём еще и высокотемпературную плазму, образующуюся при подобных столкновениях в момент удара, и можем назвать шанс невозможно малым. Но он все же есть, как и альтернативный путь. Под действием давления и температуры на планете могут образовываться аминокислоты, которые при удачном стечении обстоятельств образуют определенные связи и составляют РНК, которая уже способна самореплицироваться. Отсюда до первых «живых» существ – всего ничего, если смотреть с точки зрения вселенной. Оставим спекуляции на тему реальности подобных преобразований, поскольку наука ещё не способна достоверно подтвердить или опровергнуть эти данные. Но пока поставим началу игры «зачёт». Геймплей этапа «клетка» проскочим быстро: он совершенно не интересен для нашей темы, ведь вопросы в нем возникают только касательно механизма эволюции, но этот вопрос тянется всю игру, так что мы его пока что опустим. По окончании первого этапа, существо игрока приобретает мозг и вынуждено эволюционировать, отращивая ноги. Разработчики умышленно пропустили один сегмент игры – стадию «рыбы», скорее всего осознав ее схожесть с нынешним этапом «существо» или не справившись с разработкой. Поэтому и мы пропустим эту стадию эволюции. Однако стоит заметить, что временные рамки из-за пропуска стадии «рыбы» несколько сдвинулись, хотя, скорее всего, задумывались как соотносящиеся с реальностью. Например, с момента появления прокариот до появления первых рыб проходит около 3,3 млрд лет, о чем и гласит игра после окончания первого этапа. И тут же появляются наземные животные, до которых по «меркам Земли» должно было пройти еще около 200 млн лет. Однако еще в начальном ролике игрок может заметить, что планета – не пустыня, на ней уже есть зелень и даже некоторые постройки. Это указывает либо на ошибку геймдизайнеров, либо на обитаемость планеты еще задолго до начала игры, что также может обуславливать измененную скорость эволюции существ. На этапе «существо» игрок сталкивается с полноценным редактором, в котором можно полностью изменять окраску и строение без каких либо ограничений (кроме «сложности» существа и количества валюты – ДНК). Существо также обладает позвоночником и является яйцекладущим, что заставляет нас относить его к одному из четырех классов: земноводное (амфибия), пресмыкающееся (рептилия), птица или млекопитающее (однопроходное а-ля утконос). И если первые два варианта вполне реальны, то последние стоят под большим знаком вопроса. Но и на этот вопрос у игры есть ответ. Теория эволюции в одном из своих аспектов гласит, что потомки во многом похожи на своих предков. Обращаясь к «теории общего предка», мы можем понять, что из клетки (рыбы) сразу возникнуть млекопитающее едва ли могло – оно должно было пройти ряд ароморфоз, чтобы стать таковым, а потому более вероятным будет возникновение амфибии или рептилии. Млекопитающие и птицы стоят в эволюционном ряду гораздо дальше, и, видимо, поэтому разработчики приняли решение не давать игроку сразу возможность «установить» руки и крылья, а также сделали существо яйцекладущим, чтобы оно ассоциировалось с рептилиями. Итого – игра напрямую ничего не заявляет, но косвенно показывает, что эволюция в ней идет по пути «клетка – рыба – рептилия». И лишь после выхода на сушу в виде рептилии существо может эволюционировать в птицу или млекопитающее, оставив свое ползающее прошлое. Однако если рассмотреть игру поподробнее, то можно заметить, что почти никаких кардинальных преобразований после выхода на сушу не происходит. У существа лишь постепенно растет мозг и изменяются способности наряду с внешним видом (по желанию игрока). Это вновь подводит нас к отличной теоретической базе разработчика, закрывшего таким образом дыры в повествовании. Выходит, что мы все время играем за рептилию, и все наши существа всегда будут таковыми, без какого либо выбора с нашей стороны. Но не все так просто. Одно преобразование все же осталось. Завершая нашу «ветвь» на рептилиях мы упускаем из виду один важный фактор, который на момент разработки, возможно, сильно повлиял на вид летающих существ в игре. Видите ли, игра Spore вышла в 2008 году, а начала свою разработку еще в далеком 2003, и с тех пор научные данные сильно поменялись. Рассмотрим типичное строение летающего существа в Spore и сравним с птеродактилем в новом и старом представлении. По современным научным данным летающий ящер передвигался с использованием крыльев как передних конечностей, и отправлялся в полет мощным толчком лап, умудряясь пролетать огромные расстояния на скорости свыше сотни километров в час. В то же время в игре существо никогда не опирается на крылья как на дополнительные конечности, и реализовать это практически невозможно. К тому же подъем в воздух осуществляется взмахами крыльев, а вот расстояние, которое можно пролететь, весьма ограничено. Что уж говорить – разработчики добавили достижение за то, что игрок пролетит больше всего лишь двухсот метров! А теперь рассмотрим более старые представления о полете птеродактилей: разбег, прыжок с высокой местности и недлительное планирование – все, на что мог рассчитывать динозавр по мнению ученых прошлого. Отчасти это сходится с тем, что мы видим в игре, но все еще – не то. Исходя из этого, можно заметить, что существо в полете скорее похоже на курицу или индейку, а скорее – на древних птиц, что тоже недалеко от рептилий, но куда дальше, чем летающие ящеры. Тогда мы можем расширить нашу «ветвь эволюции», ведь теперь она включает в себя четыре этапа: «клетка – рыба – рептилия - птица», последний – опциональный. Так или иначе, после этапа «существо» эволюция кончается. Мозг существа буквально «вылезает» за рамки, образуются примитивные племена, затем города и вовсе межзвездная империя. Игра не показывает процесс деторождения после этапа «племя», но на нем существа все еще яйцекладущие, что помогает нам сделать вывод об окончании эволюции на этом моменте. Выбор игрока на протяжении всей игры так или иначе влияет на то, к чему будет предрасположена его цивилизация. Если вы всегда были плотоядными и воинственными - такими и останетесь, приобретя разные "плюшки" для усиления своей мощи. Аналогично с другими ветвями прохождения. Это отсылает нас к одной теории, объясняющей свойственную людям агрессию. За нашу "злобу" отвечает некоторый ген (МАОА) в организме, активность которого зависит как от наших предков, так и от нашего окружения. Это - один из факторов, например, асоциального поведения, который может стать причиной развития крайнего национализма или может просто отправить "хозяина" за решетку. Отдельно отмечу существование в игре морского змея – русалкоподобного монстра, обитающего в глубинах стартовой планеты. Технически он является единственным существом , способным обитать в океане, чем, возможно, обусловлена невозможность игры за «реальную» амфибию или рыбу. Интересен также процесс получения различных «мутаций». На этапе «клетка» он заключается в убийстве других существ и приобретении свойственных им черт, а на следующем – в раскопках окостенелых останков каких-то древних существ и истреблении целых видов. Так почему этот процесс интересен? Потому что он потенциально возможен. Это не полностью выдумка геймдизайнеров, а отчасти – вполне реальный процесс, о котором, в любом случае, скорее всего не знали или лишь догадывались в 2003 году. Относительно недавно были выпущены некоторые научные работы, в которых указано о способности некоторых клеток поглощать другие клетки и преобразовывать их в своем теле в органеллы или ассимилировать гены. Так произошло, например, с Methanoperedens, археями, поглотившими разные виды бактерий и приобретшими способность расщеплять метан. Когда-то таким же образом растения приобрели способность к фотосинтезу, так что сам процесс – не новый. Но про получение генов из костей сказать особо нечего: вымысел да и только, но ничего страшного в нем нет. В итоге лишь скажу, что сложно соотнести игру с реальной теорией эволюции Дарвина, поскольку в конечном итоге выживает не самый приспособленный, а любой вид игрока, будь он самым несуразным и дружелюбным. Однако на титул самой достоверной игры об эволюции Spore никогда не претендовала с заверения самих разработчиков, потому с них «взятки гладки». К тому же многие моменты в игре сделаны с удивительной точностью, что совершенно не присуще большей части медиа, и не может не радовать. Я буду рад обратной связи и вашим мыслям по поводу вышесказанного и надеюсь, что кого-то удалось заинтересовать. Источник: vk.com Комментарии: |
|