Что общего между древними китайскими чиновниками и блогерами 21 века? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-08-15 15:40 или Бюрократия взрастившая творчество Бюрократия родилась в Китае. Все эти экзамены, бумажки, писульки. За почти полторы тысячи лет (от создания в 605 году во время правления династии Суй и до 1905 года при закате династии Цин) госэкзамен стал центральным элементом в культурной истории Китая. Почему так? Грамотная мотивация. Если обладатель ученой степени не всегда мог получить должность в корпусе высших чиновников или пойти на военную службу, то рассчитывать на налоговые и судебные льготы — пожалуйста. Чтобы стать чиновником, нужно было пройти госэкзамен кэйцзюй (кит. трад. ??, упр. ??, пиньинь k?j?). Всего делов-то: знать традиционный китайский литературный язык (вэньянь) и с 1173 года еще и чжурчжэньский язык. Если бы набор на вакансию чиновника делалась сегодня, объявление выглядело бы примерно так: "Если ты взрослый мужик, не важно богатый или бедный, араб или китаец, но только не торговец — приходи, пиши сочинение и получай должность при императоре. Ну, или после сдачи иди в школу преподавать, тоже ничего." Кстати, шпоргалки были еще в древнем Китае. Их массово печатали, чтобы спрятать в карман, а в эпоху Цин мелко исписывали исподнюю рубашку. К современным ученикам-студентам вообще теперь не должно быть вопросов — это все китайцы начали. Эх, вспоминаются школьные и университетские годы, когда шпоры прятались в ручку, в пенал или манжет рукава. А кое-кто и на ногах рисовал! Начиная с XVI века представители китайского чиновнического класса, сформированного при помощи этой экзаменационной системы, стали известны европейцам как «мандарины». Про них расскажу как-нибудь потом. Продолжу про мужиков-литераторов-чиновников. Как они связаны с современными блогерами? Не зря я расписывала три абзаца про экзамен — именно из-за него (конкретно литературной направленности) развился жанр в классической китайской литературе — бидзи (кит. трад. ??, упр. ??, пиньинь b?j?, палл. бицзи), которое дословно переводится как "записная книжка". Т.е. чиновники, много лет учившиеся писать сочинения для экзамена с помощью литературы и энциклопедий лэйшу (кит. трад. ??, упр. ??, пиньинь l?ish? — дословно «книги, [расставленные] по предметным рубрикам») в свое свободное время потом продолжали что-то писать. О чем они писали? Обо всем. Серьезно: записывалось все, что автор считал достойным записи — от цитат и случайных мыслей до философских рассуждений. Напоминает блогеров и лайф-блогеров, только древних и обученных красиво писать, в отличие от современных, пишущих зачастую разговорным языком. Ну а т.к. одним из условий в сочинении на госэкзамене в имперском Китае было отсутствие упоминания современности в пользу метафор, аналогий и аллюзий, то бицзи отличались фактографичностью, не имеющей ничего общего с достоверностью. Материал подавался с внешним обоснованием, и, хотя он мог быть плодом фантазии, преподносился как факт, так как сам автор в это искренне верил. Примеры известных произведений бидзи: Дуань Чэнши, "Всякая всячина из Юяна" (кит. трад. ????, пиньинь Y?uy?ng z?z?, палл. Ю ян цза цзу), династия Тан Шэнь Куа, "Записи бесед в Мэнси" (кит. трад. ????, пиньинь M?ngx? b?t?n, палл. Мэн си би тань), династия Сун Хун Май, "Заметки Жун-чжая" (кит. трад. ????, пиньинь R?ngzh?i su?b?, палл. Жун чжай суй би), династия Сун Су Ши, "Лес записей Дун-по" (кит. трад. ????, пиньинь D?ngp? zh?l?n, палл. Дун-по чжи линь), династия Сун Фан Ичжи, "Предварительные сведения о принципах вещей" (кит. трад. ????, пиньинь W?l? xi?osh?, палл. У ли сяоши), династия Мин Юань Мэй, "О чём не говорил Конфуций" (кит. трад. ???, пиньинь Z?b?y?, палл. Цзы бу юй), династия Цин Су Ши про бидзи говорит: «сходна с бегущими облаками и текучей водой… Законы естественны: она живая и ничем не скована» А вот фрагмент бидзи от Су Ши (который писал под псевдонимом Дун-по): "Ночью двенадцатого дня десятого месяца шестого года правления Юань-фэн я разделся и хотел было лечь спать, как лунный свет, как говорится, вошел в двери. Я тут же в восторге вскочил, жалея, что не с кем разделить эту радость — бросился в храм Чэнтяньсы и стал искать Чжан Хуай-миня. Хуай-минь тоже не спал, и мы вместе вышли в храмовый двор. А во дворе — в водной глади [пруда] мерцала-сияла еще одна луна, водоросли и травы в ее свете переплелись причудливо-тесно, да еще тень падала от бамбуков и тополей!.. Пост по китайской тематике появился благодаря марафону "Вокруг света за 30 дней" от паблика #Пиши_за_гроши. Спасибо, ребят, я как раз ждала такого вот пенделя. Ну, а чуть позже выложу свой вариант бидзи. Источник: vk.com Комментарии: |
|