Что обозначают термины «гнозис», «мнезис», «праксис»? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-08-25 14:35 В заключениях ряда специалистов, в частности психологов, нейропсихологов, дефектологов, часто можно встретить термины: «гнозис», «мнезис», «праксис». Что же они обозначают? Гнозис — собирательное понятие для процессов перцептивной категоризации (опознания) стимулов разной модальности. • Предметный зрительный гнозис — наиболее важный для ориентации в окружающей действительности, с помощью него человек различает предметы. Формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений. • Цветовой гнозис также развивается постепенно. Вначале осваиваются яркие цвета спектра (красный, синий, зеленый), затем — менее яркие — белый, черный, коричневый, оранжевый. • Лицевой гнозис — особый вид зрительного гнозиса, который формируется относительно изолированно от остальных видов зрительно-гностической деятельности. Первым, что усваивает ребенок зрительно — это лицо матери или близкого ему человека. Затем приобретается способность различать и запоминать другие лица. • Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки. • Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. • Тактильный гнозис — это способность распознавать на ощупь поверхность, текстуру материала; узнавать форму предмета; а также принимать тепловые и болевые сигналы. Термин «мнезис» в переводе с латыни означает память. Это зрительная память (мнемическая деятельность, мнезис - память, зрительный анализ и синтез) – необходимая функция для формирования навыка письма и чтения. Праксис - практическое (предметное) действие. Предметные действия бывают: 1. Кинестетические (чувствительные) – афферентные («центро-стремительные»), подразумевают направление нервных импульсов от периферии к центру. 2. Кинетические (двигательные) – эфферентные («центробежные»), подразумевают направление нервных импульсов от центра к периферии. Виды праксиса: • Символическиий праксис - способность совершать смысловые предметные действия без предметов (по имитации); • Пальцевый праксис свидетельствует о значительной степени дифференцированности кистевых действий; • Оральный праксис - умение по заданию подуть, поцокать, пощелкать языком, надуть щеки и т.д. Он формируется на основе менее предметных, а следовательно, более абстрактных действий; • Артикуляционный праксис - способность произносить звуки речи и их серии (слова). Это наиболее сложный из всех видов праксиса. Афферентный артикуляционный праксис — это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляцион¬ные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами. Эфферентный артикуляционный праксис — это способность произносить серии звуков речи. Нарушение способности воспроизводить практические действия называется апраксия. Принципиально важно, что при апраксии человек теряет способность выполнять движения и действия именно произвольно. Непроизвольно эти же действия могут быть ими легко выполнены. Источник: vk.com Комментарии: |
|