Саванты и синдром Саванта |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-07-07 11:57 Отрывок из книги невролога В.С. Рамачандрана "Фантомы мозга". Синдро?м сава?нта, саванти?зм (от фр. savant — «учёный») — редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Один из наиболее известных савантов — Ким Пик (обладатель феноменальной памяти), ставший прототипом героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя». Ким Пик родился с грыжей головного мозга, недоразвитым мозжечком и отсутствием мозолистого тела. По предположению врачей и нейробиологов, нейроны ввиду отсутствия мозолистого тела создали новые соединения, что привело к многократному увеличению объёма памяти Пика за счёт межполушарных связей. Он знал все междугородные телефонные коды и почтовые индексы США. Он держал в голове карты всех городов Америки и мог дать рекомендации, как проехать по любому из них. Ему были знакомы сотни классических музыкальных произведений, он мог рассказать, где и когда каждое из них было написано и впервые исполнено, называл имя композитора и различные подробности его жизни. Мог часами рассуждать об особенностях музыкальной формы и тональности произведений тех или иных композиторов и угадывать авторство произведений. К концу жизни Пик хранил в памяти содержание около 12 тысяч ранее прочитанных книг. https://vk.cc/7RB5I6 Врач-невролог, профессор Вилейанур С. Рамачандран, глава Центра изучения мозга и когнитивной деятельности Университета Калифорнии в своё время заинтересовался феноменом савантов. Читайте отрывок из его книги, посвященный савантам: Саванты – люди с невероятно низкими умственными способностями или общим интел лектом, обладающие тем не менее островками поразительного таланта. Например, известны саванты с рекордными показателями IQ менее 50, которые с трудом функционируют в нор мальном обществе, однако с легкостью могут генерировать восьмизначное простое число – подвиг, который не в состоянии повторить большинство преподавателей математики. Один савант мог за несколько секунд извлечь кубический корень из шестизначного числа и удвоить 8 388 628 двадцать четыре раза (ответ: 140 737 488 355 328). Такие люди – живое опровер жение гипотезы, что специализированные таланты суть просто умное использование общего интеллекта. Изобразительное искусство и музыка изобилуют савантами, чьи таланты поражали и вос хищали зрителей на протяжении веков. Оливер Сакс (известный невролог) описывает Тома, 13-летнего сле пого мальчика, который не мог завязать шнурки на ботинках. Хотя он никогда не учился музыке и вообще школьным предметам, он освоил игру на пианино, слушая, как играют дру гие. Он впитывал услышанные арии и мелодии точно губка и мог сыграть любое музыкаль ное произведение с первой попытки не хуже любого прославленного исполнителя. Одним из самых замечательных его достижений было исполнение сразу трех музыкальных произведе ний. Одной рукой он играл «Fisher’s Horn Pipe», другой – «Yankee Doodle Dandy» и одно временно пел «Dixie». Он мог играть на пианино, сидя спиной к клавиатуре, и сочинял соб ственную музыку... Надия, чей IQ колебался между 60 и 70, была художественным гением. В возрасте 6 лет она демонстрировала все признаки сильного аутизма – ритуалистическое поведе ние, неспособность устанавливать контакт с др. людьми, ограниченный словарный запас и т.д. Фактически она едва могла связать 2 слова. Однако начиная с самого раннего возраста Надия рисовала окружающих ее людей, лошадей и даже сложные композиции, кото рые не имели ничего общего с «головастиковыми» рисунками ее сверстников. Ее эскизы были настолько живыми и реалистичными, что, казалось, вот-вот спрыгнут с холста. Воистину они были достойны висеть в любой галерее Мэдисон... Др. саванты обладают невероятно специфичными талантами...Девочка может определить точную ширину предмета с рас стояния в 6метров. Вы или я назвали бы приблизительную цифру. Она скажет: «Ширина этого камня ровно 2 фута и 11 3/4 дюйма». И будет права. Данные примеры показывают, что специфичные таланты не возникают спонтанно из общего интеллекта: будь это так, как они могут наблюдаться у «идиота»? На самом деле нам вовсе не обязательно приводить экстремальный при мер савантов, ибо элемент этого синдрома есть у каждого талантливого человека и, безусловно,у каждого гения. «Гений», вопреки распространенному заблуждению, не является синони мом сверхчеловеческого интеллекта. Большинство гениев, которых я имел честь знать, больше похожи на идиотов-савантов, чем им хотелось бы – необычайно одаренные в нескольких обла стях, но вполне заурядные в других отношениях. Возьмем хотя бы знаменитого Рамануджана – гениального математика из Индии, кото рый на рубеже веков работал клерком в морском порту.... В старших классах школы он плохо успевал по всем предметам и не получил никакого специального образования. Тем не менее он был поразительно одарен в математике, буквально одержим ею. Его семья была очень бедной, он не мог позво лить себе бумагу, а потому писал свои уравнения на выброшенных конвертах...Он решил сообщить о своих открытиях нескольким математикам...включая Кембридж. Один из ведущих математиков того времени, знаток теории чисел Г. Х. Харди, получил его каракули... «Я никогда не видел ничего подобного, – позже писал Харди. – В них в принципе не могло быть ошибки, ибо ни у кого не хватит воображения, чтобы придумать такое». Поэтому он отправил записку своему коллеге Дж. Э. Литтлвуду, который тоже просмотрел рукописи. Оба светила быстро поняли, что Рамануджан, вероятно, гений самого высокого калибра. Они пригласили его в Кембридж, где он и проработал много лет, в конечном итоге затмив обоих оригинальностью и важностью своего вклада в науку. Я упоминаю об этом потому, что, если бы вы позвали Рамануджана на ужин, вы бы не заметили в нем ничего необычного. Он не отличался от др. людей, за исключением того факта, что его математические способности выходили за всякие рамки – фактически они казались почти сверхъестественными, как говорили некоторые. Опять же, если способность к математике – просто функция общего интеллекта, результат увеличения и совершенствования мозга в целом, тогда более умные люди должны лучше справляться с математическими задач ками... В чем же секрет? Собственное «объяснение» Рамануджана – что уравнения прошептало ему во сне главное деревенское божество, богиня Намагири – не очень-то помогает. Но я могу предложить 2 др. гипотезы. Первая, более простая, состоит в том, что общий интеллект на самом деле представляет собой совокупность нескольких умственных способностей... Поскольку в популяции гены объединяются случайным образом, время от времени вы получаете случайную комбинацию признаков... Так рождается необычайный талант, который мы называем гением – дар Эйнштейна, который мог «визуализиро вать» свои уравнения, или Моцарта, который видел а не просто слышал, свои музыкальные композиции. Такой гений редок только потому, что удачные генетические комбина ции встречаются редко. Впрочем, с этим аргументом есть одна проблема. Если гениальность является результа том случайных генетических комбинаций, как объяснить таланты Надии и Тома, общий интел лект которых чудовищно низкий? (Реальность такова, что уровень развития социальных навы ков аутичного саванта может быть ниже, чем у обезьяны бонобо). Кроме того, непонятно, почему такой уникальный талант более распространен среди савантов, чем среди общей попу ляции, которая, если уж на то пошло, обладает бо?льшим количеством здоровых черт для пере тасовки в каждом поколении... Это подводит меня ко второму объяснению синдрома саванта в частности и гениальности в целом. Как может человек, который не способен завязать собственные шнурки и поддержи вать нормальную беседу, оперировать простыми числами? Возможно, ответ кроется в левом полушарии – в так называемой угловой извилине. Люди с повреждениями угловой извилины не способны выполнять простые вычисления... Это не означает, что левая угловая извилина является математиче ским модулем мозга, но эта структура определенно делает нечто важное для математических вычислений... Предположим, что для всех савантов характерно некое повреждение головного мозга, возникающее до или вскоре после рождения. Возможно ли, что в их мозге происходит некая разновидность реорганизации. Ведет ли пренатальное или неонатальное повреждение к формированию необычных нейрон ных связей? По какой-то неясной причине одна часть мозга саванта может стать более плотной [по насыщенности нейронных связей] и развитой. Допустим, это развитая извилина. Что произойдет с математическими способностями? Сможет ли такой ребенок генерировать восьмизначные простые числа? По правде говоря, мы так мало знаем о том, как нейроны выполняют такие абстрактные операции, что предсказать эффект подобных измене ний практически невозможно. Не исключено, что гипертрофия угловой извилины в 2 раза приведет не к двукратному, а к логарифмическому, а то и 100-кратному увеличению математи ческих способностей. Можете представить себе буйство таланта в результате этого простого, но «аномального» изменения... Тот же самый аргумент может быть справедлив для рисования, музыки, языка – по большому счету, для любой человеческой черты С помощью аналогичной аргументации можно не только объяснить случайное появление гения или необыкновенного таланта в нормальной популяции, но и ответить на прежде нераз решимый вопрос о том, как эти способности вообще возникли в ходе эволюции. Возможно, когда мозг достигает некой критической массы, появляются новые и непредвиденные черты, свойства, которые не являются прямым следствием естественного отбора. Возможно, мозг дол жен был расти по некоторой другой, явно адаптивной причине – бросание копья, говорение или ориентировка в пространстве – и самым простым способом добиться этого было увели чение уровня одного или двух связанных с ростом гормонов или морфогенов (гены, которые изменяют размер и форму в развивающихся организмах). Однако поскольку такие гормоны или морфогены не могут выборочно увеличить размер одних частей и никак не повлиять на другие, бонусом стал еще больший мозг, включая огромную угловую извилину, а также сопут ствующее десятикратное или стократное усиление математических способностей. Обратите внимание, что этот аргумент сильно отличается от широко распространенного мнения, будто вы развиваете некую очень «общую» способность, которая затем применяется для специали зированных навыков. Я могу пойти еще дальше и спросить: возможно ли, что люди находят такие необычные таланты – будь то музыка, поэзия, рисунок или математика – сексуально привлекательными главным образом потому, что они служат внешне видимым признаком развитого мозга? Подобно тому, как большой, переливающийся хвост павлина или размер величественных бивней слона представляют собой «правдивую рекламу» здоровья животного, так и способ ность человека напеть мелодию или сочинить сонет может быть маркером незаурядного мозга. «Правдивость в рекламе» может играть важную роль при выборе партнера. (это был отрывок из главы 9 книги "Фантомы мозга"). Иллюстрация из книги доктора Рамачандрана. Обратите внимание, что рисунок Надии значительно превосходит рисунок типичного ребенка и отнюдь не хуже (а, может быть, даже лучше!) рисунка да Винчи. Источник: away.vk.com Комментарии: |
|