Диалектический материализм. Корнфорт М.К. 1956

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ЛОГИКА: ФОРМАЛЬНАЯ И ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ

Формальная логика есть наука об элементарных законах и формах правильного мышления. Она есть собрание элементарных правил о том, как нужно пользоваться понятиями, суждениями, умозаключениями, дабы наше мышление было определённым, связным, последовательным, доказательным, непротиворечивым.

Формальная логика элементарна. Она, по ленинской характеристике, «берёт формальные определения, руководствуясь тем, что наиболее обычно или что чаще всего бросается в глаза, и ограничивается этим» (В.И. Ленин, «Диалектика стакана»).

Формальная логика, будучи безусловно необходимой, хотя и недостаточной для полного знания предмета, отнюдь не является метафизикой, поскольку её не абсолютизируют, не признают единственно возможной.

Нет двух формальных логик: старой, метафизической, и новой, диалектической, — как нет двух — метафизической и диалектической — арифметик, грамматик. Формальная логика одна, общечеловеческая; она есть свод элементарных правил мышления, есть простейшее учение об этих правилах.

Необходимость формальной логики обусловлена тем, что она даёт правила логичности мышления, которые обязательны для всех людей и несоблюдение которых ведёт к разрушению мышления, к хаосу, неразберихе в мышлении. Эти правила надлежит соблюдать для того, чтобы стройно, последовательно мыслить. У тех, кто нарушает эти правила, нет порядка в мыслях, а следовательно, не может быть порядка и в действиях, поскольку действия человека должны быть всегда осмысленными.

Знание и соблюдение элементарных правил формальной логики необходимы не только школьнику, но и каждому взрослому человеку. Они необходимы партийному и советскому работнику, инженеру, учителю, врачу, агроному, юристу и т.д. Без умения последовательно и определённо мыслить нельзя руководить никаким участком работы. Болтуны и путаники отличаются, в частности, тем, что в своих рассуждениях, нарушающих элементарные правила логики, они топят живое дело, вносят сумбур и неразбериху. Если человек не знает и не соблюдает правил логики, его нельзя понять; мышление такого человека бессистемно, а результаты мышления неправильны. Как человек, не знающий правил арифметики и грамматики, не может правильно считать и грамотно писать, так и человек, не знающий правил логики, не может правильно рассуждать и действовать. В этом значение формальной логики.

«Логика диалектическая требует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и „опосредствования“. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения» (В.И. Ленин, «Диалектика стакана»).

Марксистская диалектическая логика совпадает с диалектикой и теорией познания марксизма, она, в сущности, представляет собой тождество с ними.

Диалектическая логика «есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития… всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира».

Диалектическая логика применяется как к изучению законов и форм мышления, так и к изучению законов действительности. Она раскрывает органическую связь форм и законов мышления с законами объективного мира, показывая, что они суть не что иное, как отражение законов объективного мира.

По сравнению с логикой формальной диалектическая логика есть качественно новая, высшая ступень в развитии мышления. Её отношение к формальной логике, по глубокому сравнению Энгельса, аналогично отношению высшей математики к низшей.

«Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления, т. е. различные формы суждений и умозаключений. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих».

Диалектическая логика, будучи высшей логикой, не устраняет низшую, формальную логику, но показывает её ограниченность. Диалектическая логика входит составной частью в марксизм, формальная же логика составной частью марксизма не является.

Такова марксистская точка зрения на формальную логику и её отношение к логике диалектической. Эта точка зрения ясно изложена в произведениях классиков марксизма-ленинизма.

Приобрести уникальные учебники можно на сайте «Сталинского букваря».

«Логика. Учебник для средней школы». Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. 1954 г. https://stalins-bukvar.ru/catalog/samogobrazovanie/logika_uchebnik_dlya_sredney_shkoly/

«Диалектический материализм» М. Корнфорт, 1956 г. https://stalins-bukvar.ru/catalog/marksistsko_leninskaya_literatura/dialekticheskiy_materializm.Kornfort/


Источник: stalins-bukvar.ru

Комментарии: