Учёные предложили использовать VR-прогулки для лечения депрессии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ученые НИУ "БелГУ" разработали способ коррекции психологического состояния человека с использованием виртуальной реальности. По их словам, персонализированная VR-прогулка по различным пространствам позволяет повысить эффективность реабилитации и сократить время ее прохождения, сообщили в пресс-службе вуза.

Последнее десятилетие виртуальная реальность (VR) широко применяется для терапии ментальных заболеваний и коррекции эмоциональных состояний, рассказали исследователи Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ "БелГУ").

Ученые разработали новый способ коррекции психологического состояния с использованием технологий VR. По их словам, при перемещении в цифровой среде в головном мозге происходит активация системы позиционирования в пространстве.

"Можно сказать, что мозг фиксирует дорогу, по которой идет человек. Это способствует тренировке различных зон мозга, ответственных не только за хорошее настроение, но и особых участков, позволяющих восстановить связи между нейронами", – рассказала руководитель проекта, доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии НИУ "БелГУ" Ульяна Москвитина.

По ее словам, технологии виртуальной реальности способны расширить подход к коррекции депрессивных состояний и нейродегенеративных расстройств.

Ученые подчеркнули, что аналогов данного метода пока нет. Они предложили рассматривать содержимое виртуальной реальности с точки зрения целостного образа с его границами.

Ранее создатели программ виртуальной реальности полагали, что на человека оказывает влияние наблюдение самого сюжета или взаимодействие с ним (приятный горный пейзаж, прогулка по парку или лесу). Исследователи НИУ "БелГУ" обратили внимание на то, что важными факторами являются также границы окружающей реальности и то, насколько предсказуемо они меняются.

"Одно дело, когда вы идете по прекрасному песчаному пляжу и имеете широкую перспективу обзора, а другое – когда приходится пробираться сквозь густую чащу леса, где зона видимости и угол обзора достаточно ограничены. А что находится за поворотом, вообще трудно предсказать", – объяснила Ульяна Москвитина.

Участнику исследования демонстрировалась созданная персонально для него последовательность кадров: поле, горы, антропогенный рельеф современного города, жилая комната или офис. При виртуальном перемещении в этих пространствах у человека возникали разные реакции. Их отслеживали по изменениям показателей функциональной активности мозга, объяснили ученые.

"Таким образом, выбирая различные рельеф и длительность виртуальной прогулки можно влиять на психоэмоциональное состояние пациента. При этом все параметры подбираются индивидуально, с учетом реакций конкретного человека", – рассказал доцент кафедры прикладной математики и компьютерного моделирования института инженерных и цифровых технологий Орест Иващук.

По словам исследователей, описанный способ воздействует на энторинальную кору головного мозга. Она отвечает за один из участков, ответственных за регуляцию депрессивного фенотипа, а также нейрогенез и нейропластичность взрослого мозга.

Ученые отметили, что энторинальная кора может повреждаться на ранних стадиях болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона, при депрессивных расстройствах, стрессовых воздействиях.

"Энторинальная кора постоянно задействуется при перемещении человека в пространстве. Она обладает высокой нейропластичностью, так как мозгу необходимо каждый раз картировать, распознавать и сравнивать пространство, по которому ежедневно передвигается человек. А при депрессиях и прочих расстройствах психической деятельности как раз страдает механизм нейропластичности", – добавила Москвитина.

По словам разработчиков, в качестве средства визуализации могут использоваться любые из средств создания видимого виртуального пространства (например, VR-очки или VR-линзы).

"Дополнительно процесс коррекции включает оценку состояния до и после сеанса с применением психопатологического анкетирования, измерения пульса, артериального давления, исследования уровня сатурации кислорода в крови и других методов функциональной диагностики", – рассказала Ульяна Москвитина.

Она отметила, что предложенный метод повышает эффективность реабилитации, сокращает время ее прохождения. Результаты могут быть использованы в медицине, при создании искусственного интеллекта, персонализированной робототехники. Также потенциальной сферой применения метода может быть архитектура и создание антропогенного рельефа современных городов.

Исследование проведено междисциплинарной командой медиков, психологов и IT-специалистов по проекту программы стратегического развития "Приоритет-2030".

На разработку получен патент №2792205.


Источник: ria.ru

Комментарии: