Подход к созданию вымышленных языков

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-06-08 12:46

лингвистика

Здравствуйте, начинающие или опытные писатели!

Возможно, кто-то из вас в детстве пробовал создавать свои языки, считая это интересным занятием. И, возможно, кто-то из вас не отказался от подобных увлечений и решил, что это необходимо для своего творчества. Для какой-то особой группы людей, для народа необычных существ или для кого-то ещё в рамках ваших миров. И хотя автор статьи не лингвист, но мы же и не собираемся повторять эволюцию языков точь-в-точь, верно? Специалисты могут достичь много большего, однако, если у вас нет такого специалиста, писателю остаётся лишь действовать самому. Поэтому мы рассмотрим один из подходов к созданию вымышленных языков, не погружаясь в детали слишком глубоко, чтобы не стать жертвами разъярённых критиков-лингвистов. А заодно прикроемся жанром фэнтези как щитом, ведь нередко новые языки создаются для вымышленных существ, отличных от человека, а мы сейчас не будем описывать многие вещи, например, то, как формируются их голоса.

Сам процесс создания разделим на несколько условных этапов.

1. Определите, что для вас является языком.

Если вы хотите серьёзно подойти к делу, то вам попросту необходимо понимание того, что является языком. Чтение статей и рассмотрение чужих мнений позволят вам лучше понять свою цель и составить ряд задач для её достижения. Вы должны хорошо представлять себе основы, чтобы осознавать, что вы делаете, и чтобы ваш язык был живым и естественным, мог развиваться на каком-то фундаменте без чрезмерной связи с авторским произволом.

Что такое язык? Зачем он нужен? Как он развивается и от чего зависит? Чем больше вы будете погружаться в данную тему, тем лучше будете понимать всю тяжесть предстоящей работы. Вам придётся научиться расставлять приоритеты, и в какой-то момент вы столкнётесь с тем, что язык нельзя определить однозначно. Все пытаются понимать под языком что-то своё, и лично для меня вполне привлекательно, что язык – это способность во время общения разделять намерения других, поскольку такое определение явно не противоречит моему вымышленному миру. В зависимости от того, насколько важна для вас тема общения, вам следует самим сформировать своё представление, в которое вы сами будете готовы поверить и которое будете готовы представить другим тем или иным образом. Пусть они тоже смогут разделить ваши намерения, да?..

Но раз уж язык неразрывно связан со своими носителями, то как один писатель может сравняться со множеством подобных носителей, чтобы сформировать полноценный язык и дать ему развиваться? Очевидно, это недостижимо для одного человека, так как писательское время не бесконечно. Однако... на то мы и люди, чтобы при желании обходить невозможность раз за разом. Мы будем аккуратно всё упрощать до той самой границы, когда в самом деле сможем позволить себе создание языка.

Нужно ли вам придавать много значения произношению, когда вы писатель? Нужно ли вам сильно погружаться в синтаксис, если вы можете просто использовать отдельные слова для придания шарма своим сценам? Нужно ли вам большое число синонимов, если вы довольно редко вставляете фразы на своём вымышленном языке? Просто здраво оценивайте свои силы и возможности, будьте изобретательны и хитры. Тогда всего десяток вымышленных слов оставит у читателя впечатление, будто такой язык действительно существует (а разве это не так?). Всё здесь в ваших руках, и всё невозможное становится вдруг возможным, если немного «поиграть» с правилами.

2. Сравните различные языки и по возможности хорошо изучите несколько иностранных.

Понимание других языков – это ключ к пониманию других людей. А также ключ к созданию своего собственного языка. И если вы рассмотрите языки, которые сильно отличаются друг от друга, то вам будет проще установить, что объединяет все языки. Что должно стать основой для вымышленного.

Обращали внимание на знаки препинания в испанском языке? На японские слоговые азбуки, на китайские иероглифы? Подобное разнообразие – очень ценный источник идей для нашего языка. Однако не бросайтесь в этот океан без чёткой цели, ведь не все доступные нам детальки можно с лёгкостью соединить. Язык служит для общения ваших существ, а значит, он должен быть практичным и удобным в применении. Зачем создавать 500 иероглифов, если для общения и для выражения всех своих мыслей достаточно всего 40? Зачем нужны звуки «р» или «л», если ваши существа произносят их с большим трудом?

Понимание других языков поможет вам определить, как устроены слова и целые предложения. Поможет взглянуть со стороны на ваш язык и выйти за рамки привычного для создания чего-то нового. Кроме того, опираться на другие языки очень удобно, если вы намерены всё упростить. Просто используйте малоизвестные языки и с уважением изменяйте их под свои нужды так, чтобы ваш новый язык казался естественным, а сходства с реальным не бросались в глаза. Этот лёгкий способ может тоже научить вас многому, к тому же результат может оказаться очень правдоподобным. Экономия времени очевидна, ведь тогда вам не придётся работать с нуля. У вас уже будет большая часть всего, что нужно.

3. Определите носителей вымышленного языка и опишите окружающий мир.

Если вы на первом пункте не сдались, а на втором – не остановились, то добро пожаловать на новый уровень сложности. Бросая трепетные взгляды на книги настоящих специалистов, давайте работать всерьёз. Ваш вымышленный язык невозможен без его носителей, а значит, пора сосредоточиться на понимании ваших существ.

Кто они? Как и где они живут? Каковы их интересы? Вам стоит понять то, чем они отличаются от других, в чём заключаются их особенности. Это ценно как минимум потому, что люди не используют слова, которые для них бесполезны. То есть зачем вашим существам выражаться длинно, когда можно выразиться коротко? Зачем им «физика», если они маги? Зачем им «зубы», если они никогда зубастых существ не видели? Нет необходимости в чрезмерном усложнении языка ради какой-то там красоты. Ведь существам, прежде всего, нужно общаться, а уже после сочинять стихи и поражать всех словарным запасом.

В зависимости от потребностей ваших носителей и формируется сам язык. Так зачем вам слова, описывающую погоду, если ваши носители не хотят говорить о погоде? Это почти что единство с авторским замыслом, удобно, не правда ли? Однако вы можете споткнуться в том случае, если тема погоды на деле является чрезвычайно важной и основополагающей для всего народа ваших носителей, а персонажам просто не везло уделить этому время в разговоре. Тогда может получиться так, что некоторые новые слова станут конфликтовать с более оптимальными вариантами, с точки зрения ваших существ. Превратится ли это в отдельную разновидность языка или будет исправлено как ошибка, решать только вам.

4. Выявите связи между окружающим миром и вымышленным языком.

Мы можем решать проблемы по мере их поступления, создавая новые слова и предложения при появлении необходимости. Однако настоящий язык отражает мир вокруг своих носителей, и, подражая этому миру, возможно сформировать язык, похожий на настоящий. Ведь даже слово «рисунок» произошло от связи с немецким словом «r??en», от связи одних людей с другими, и это ваша возможность отразить связь ваших существ с окружением, их личное понимание мира и влияние друг на друга. Разве подобное не стоит попытки?

Рассмотрите место жительства и образ жизни ваших существ подробнее. Слово «кузнец» не будет иметь смысла без кузнечного дела, а слово «вода» – в условиях жесточайшей пустыни без малейшей капли воды. Слова призваны что-нибудь описать, поэтому подумайте о том, как язык ваших существ может передать условия их жизни. Если в округе много страшных рычащих хищников, то, может быть, носителям стоит взять на вооружение побольше слов, подражающих рыку? Ведь для запугивания нужно, чтобы бедолага понял угрозу, и тогда акцент на звуке «р» может стать изюминкой для слов, связанных с охотой или угрозами. А если жизнь вашего народа зависит от одинокого оазиса и веры в водное божество, то почему бы ему не связывать многие свои слова с водой? Например, сделать слово «вода» корнем для других жизненно важных?

Если мы посмотрим на происхождение слова «арбалетчик», то сперва вернёмся к слову «арбалет». Далее перейдём к французскому «arbal?te», которое в свою очередь происходит от латинского «arcuballista». Однако столь большое слово основано на двух других: «arcus» («дуга») и «ballisto» («бросать»). Таким образом, мы можем наблюдать удивительную взаимосвязь двух слов, которые превращаются в одно из-за особенностей человеческих представлений. Почему бы не использовать подобные связи, чтобы сделать наш язык системой, в которой все элементы взаимосвязаны? Слова «самострел» и «треножник» подсказывают нам способ формирования таких связей и избавления от необходимости каждый раз придумывать совершенно новые сочетания букв или звуков. Они отражают в себе историю и направления внимания людей, и это тот глубокий смысл, который делает язык по-настоящему особенным и добавляет красок вашей истории. Ваши существа обретают возможность выразить свои чувства посредством собственной истории и связи с окружающим миром, и при достаточно ловкой подаче языка читателю это может превратиться в настоящее писательское оружие. Ведь, если вам вдруг признаются в любви на испанском языке, вы почувствуете, что это происходит особенным образом? Это будет непривычно, а потому, возможно, заставит вас немножко подумать? Будет ли такая особенность значить для вас много больше, чем классическая обыденность?..

5. Сформируйте список ключевых слов или частей слов.

Теперь вам пригодится список основных слов или их частей, которые наиболее важны и характерны для ваших существ. Если «фо» – это вода, а «кса» – это дар, то можно предположить, что существа могут расценить дождь как дар своей богини и называть дождь посредством слова «фокса». Или «ксафо», так как важны именно взаимосвязь и заложенный смысл. Поэтому «фо» и «кса» будут для вас ключевыми, причём они сами по себе могут помочь вам лучше понять собственных существ, их приоритеты и личные взгляды на мир.

6. Составляйте новые слова с опорой на ключевые и добавляйте ключевые слова и части слов в случае их недостатка.

Не тратьте время впустую и в случае затруднений не составляйте из пары слов тысячу, словно это двоичный код. Создать полноценный язык слишком сложно, особенно в одиночку, поэтому будьте разумны и не взваливайте на себя слишком много работы. Старайтесь упрощать себе жизнь и остерегайтесь крайностей. Вам необязательно все слова формировать только из десятка основных. Вам необязательно придумывать все слова независимо от других. Будьте изобретательны и креативны, но следите за тем, чтобы ваш язык мог передать дух существ, которые на нём говорят.

В конечном итоге вы столкнётесь с бесконечными глубинами синтаксиса, однако нет нужды добиваться крайней однозначности фраз и составлять железобетонные правила. Позвольте себе и своим существам вдохнуть немножко свободы. Используйте слабости реальных языков и тоже создавайте исключения, если это сильно упростит вам работу. Пусть возможные глупости не сбивают вас с пути, ведь даже в русском языке есть место «ветреНому» и «деревяННому». Используйте это в интересах своей истории. И при желании создайте историческое обоснование, чтобы его поведать в ходе вялотекущего разговора.

7. Повышайте глубину взаимосвязей между словами по возможности.

Самое главное – просто найти, от чего оттолкнуться. Ваш вымышленный язык не должен быть сложным или простым. Он просто должен быть живым и естественным. А потому, если «арха» – это ходьба, а «ун» – это слуга, то «архаун» может оказаться чем-то большим, нежели ходящий слуга. Например, аналогом «мальчика на побегушках». И в этом тоже проявят себя особенности жизни ваших существ.

Даже вопросы времён могут быть сведены к особенностям мировоззрений носителей языка и отражены через их представления о будущем и прошлом. Потому, если ваши существа – фаталисты, то просто используйте слова или части слов, заключающие в себе неизбежность, для формирования будущего времени. Мыслите нестандартно и вкладывайте смысл в свою деятельность, чтобы удивить и привлечь читателей. Ведь это не экзамен по лингвистике. Это ваше искусство.

8. Развивайте язык и применяйте полученный опыт в будущем.

Конечно, тут и целой книги не хватит, чтобы описать всё в деталях. Почему в высказываниях, состоящих из двух слов, на первое место ставится чаще всего название субъекта-деятеля, а на второе – название объекта действия? Почему возникает такая значимость слов «это» и «то» для управления вниманием собеседника? Подобные вопросы рассматриваются во множестве научных трудов, и их изучение зависит от ваших приоритетов.

Представленный взгляд является не глубоким, но широким для того, чтобы вы могли по-новому посмотреть на создание вымышленных языков и обнаружить нечто полезное для себя. В конце концов, мы сами постоянно используем свои языки, и наше творчество невозможно без языковых средств. Так что нет ничего странного в том, чтобы обратиться к корням для создания magnum opus («великой работы»), и нет ничего постыдного в том, чтобы попробовать передать живость своих персонажей через их личный язык.

Поэтому совершенствуйтесь, используя для этого все возможности, и вполне возможно, что однажды ваш вымышленный язык проявит себя ценным образом в ваших стремлениях выразить свои мысли. Пусть это будет красиво. Удачи.

Автор: AVengarde

Специально для группы "Писательство"


Источник: vk.com

Комментарии: