Итак, знакомьтесь. Илья Романович Пригожин, бельгийский химик с русскими корнями, лауреат Нобелевской премии 1977 года.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Законы природы, которые он открыл на неорганических веществах, оказались настолько универсальны, что предсказывают происходящие в современном обществе процессы - такие, как закрытие торговых границ, атомизация общества, феномен государства. Но давайте по порядку.

Его работа, за которую дали премию - это открытие так называемых диссипативных структур. Грубо говоря, если в определенный набор растворенных веществ начать подавать энергию, ну например, нагревать, то вещества сами по себе начинают формировать сложные структуры, и эти структуры даже эволюционируют! Диссипация означает рассеивание, то есть главным свойством таких структур является рассеивание усваиваемой энергии - в окружающую среду уходит высокая энтропия, а внутри них, соответственно, энтропия понижается - то есть происходит самопроизвольное усложнение.

Структура подразумевает отдельность, неоднородность, то есть наличие у неё границ и внутреннего содержимого. Что у нас в итоге получилось? Клетка же. В те времена уже было понятно, как эволюционируют организмы, но как возникла биологическая клетка? Это же сложная штука, и если нарушить ее целостность, она перестает жить. Из работы Ильи Романовича однозначно следовало, что клеткоподобные диссипативные структуры начинают формироваться сразу же после подачи энергии в раствор, из чего попало - из разных неорганических молекул. Затем в таких протоклетках происходит химическая эволюция - молекул становится меньше, но сами они усложняются - то есть, грубо говоря, условия для возникновения нуклеиновых кислот, белков, жиров и углеводов уже есть по фундаментальному закону.

Но оказалось, что принцип усложнения систем не относится только к химии, а является универсальным. Он назвал этот принцип философией нестабильности. Если в любую систему начать закачивать ресурс, то она начинает эволюционировать.

Под эволюцией понимается усложнение составляющих систему структур, способных самовоспроизводиться, усваивая энергию.

С живыми организмами все понятно. Каждый живой организм - это по сути химическая реакция. С экосистемами в принципе то же самое.

Человеческое общество - тоже диссипативная структура. Оно потребляет энергию из ископаемых и солнечного света. Люди стремятся накопить энергию в виде денег, но также и тратят их, уменьшая собственную энтропию и увеличивая ее в окружающей среде (испражняются, выбрасывают мусор)

Но раз деньги - функция от энергии, то экономика - это тоже система из диссипативных структур которыми являются физлица, юрлица, государства. Они получают денежный ресурс и используют его для снижения собственной энтропии, автоматически увеличивая беспорядок вокруг себя.

Ну а раз всё это диссипативные структуры, значит они подчиняются вторичным законам, единым для всех таких структур:

1. Стремление к удержанию ресурса внутри себя. Наиболее успешны биоценозы, сохраняющие ресурс внутри - так, каменноугольные леса, постоянно теряющие углерод, проиграли современным цветковым растениям, которые своими корнями могут удерживать берега от размывания. Поэтому корпорации не только стремятся удерживать финансы, но и создают внутри себя структуры, дублирующие системы окружающего мира - школы, ЧВК, эрзац-деньги...

2. Рост разных границ и ограничений, иногда бессмысленных. Государственные границы будут все более усиливаться - трансграничные денежные переводы, путешествия, совместные проекты будут все более затрудняться. Глобализация противоречила теории Пригожина, но как видим, она постепенно, но все более явно прекращается и уже не будет возобновлена.

3. Самый главный закон - принципиальная непредсказуемость направления усложнения (т.н. "Черный лебедь"). Динозавры могли обоснованно критиковать первых млекопитающих: мелкие, вонючие, требуют в 10 раз больше пищи, не выживут! Но нет - выжили, съели динозаврят, и породили такую красоту как панда, тигр, юная самка человека:) Мы принципиально не можем предсказать, что составит основу энергоперехода, но скорее всего его начало будет некрасивым, неожиданным, неприемлемым.

4. Кризисы. Направление усложнения непредсказуемо, но когда оно появляется, наступает кризис. Причиной кризиса никогда не является собственно ухудшение системы, а только появление в ней новых, более сложных компонентов, способных кратно выше усваивать энергию. Древовидные папоротники росл бы и росли, если б их не вытеснили системы цветковых растений. СССР бы не погиб, если б его не сломил внешний капитализм и зачатки внутреннего, который проявлялся не как что-то хорошее, а как тотальная коррупция.

Таким образом, нынешний мегакризис, по Пригожину, должен идти как появление более эффективных диссипативных структур в разваливающемся глобальном мире. Их признак - мощная самовоспроизводимость (плодятся как крысы) и лучшая способность удерживать ресурс (бабки). Это не обязательно люди или сообщества, это может быть что угодно, например мировоззрения, формы организации бизнеса или ИИ.


Источник: vk.com

Комментарии: