Экзистенциализм в психологии

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-06-05 13:21

Психология

Экзистенциальная психотерапия, в чем она заключается и на чем основана?

Лечебными факторами экзистенциальной терапии являются:

- понимание своей жизненной ситуации,

- построение отношения к своему будущему,

- способность принимать ответственные решения, которые при помощи терапевта воспитывает в себе пациент.

Сам же по себе контакт с терапевтом - необходимое, но недостаточное условие для оказания помощи.

Ответственность в экзистенциальном подходе понимается и как способность отвечать на вызовы бытия, его неожиданные повороты, и как способность держать ответ за результаты своих действий.

Психолог-экзистенциалист заботится о том, чтобы его клиент был максимально открыт навстречу открывающимся в течение его жизни возможностям.

Серену Кьеркегору (одному из основателей экзистенциальной философии) удалось узреть некоторые узловые поворотные моменты в человеческой жизни, своеобразные распутья, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

Кьеркегор утверждает, что экзистенция всякого человека изначально "эстетична" - он плывет по волнам своих чувств, своих разнообразных хотений и своих разнообразных опасений; изначально человеческая жизнь страстна, самосознание - гедонистично. Он может так прожить до конца своих дней, но в жизни каждого человека есть такие моменты, когда ему приходится выбирать. И если он готов к тому, чтобы сказать - "это я сам выбрал", а не "это со мной случилось", если он начинает от чего-либо отказываться, говорить чему-либо "нет", обретая ответственность за все последствия делаемых им выборов, то он начинает жить совершенно иной жизнью, жизнью "этической". Существование его становится тревожным и сложным, но, с точки зрения Кьеркегора, и более человеческим, более личностным.

Вот на таких распутьях, как правило, клиенты и приходят в психотерапию.

Что такое Экзистенция определить объективно не возможно она всегда есть то, что ускользает от понимания. Но все же же можно попробовать уловить понятие экзистенции? Экзистенция всегда указывает на конечность существования, она всегда есть возможность, например - возможность быть. Экзистенция в этом смысле не есть сущность; в отличие от животных и растений человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция противоположна универсальному миру мертвых, застывших абстракций.

В экзистенциальной философии есть две ветви: антропоцентрическая и онотоцентрическая.

Антропоцентрическая позиция Сартра и Камю ставит, но никак не решает вопрос о высших смыслах человеческого существования. В их понимании Божии заповеди и традиции разрушены, а такая инстанция, как "правильное" (т.е. "как правильно жить", "как правильно поступать"), вообще исчезла. Человек это проект, который он сам создает посредством своих поступков. Таким образом человек радикально свободен, он сам себя определяет. Человеческое существование - это самоопределение. Основание выбора находится внутри самого человека. Отсутствие основ за пределами человека порождает вопрос - "а стоит ли идти вообще?" Жизнь становится абсурдом. В центре его внимания всегда находится бытийствующий человек, а не само бытие, выходящее за его рамки, как это бывает в случае онтоцентрических подходов.

Личный религиозный опыт экзистенциалистов, придерживающихся онтоцентрического направления, привел их к утверждениям о существовании трансцендентной по отношению к индивиду инстанции, постоянно вопрошающей к нему и призывающей к ответу (Кьеркегор, Хайдеггер, Марсель). В этом направлении для человеческого существования характерен вопрос "верно ли я иду?" и сама метафора пути. Например, Пауль Тиллих пишет о том, что Бытие человека не только дано ему, оно спрашивается с него. Человек несет ответственность за свое бытие, он призван отвечать на вопрос, что он сделал с собой. Тот кто спрашивает, его судья – это тот кто «вместе-знает», со-весть. От этого в жизни человека всегда присутсвиет тревога,

даже если он ее не осознает.

Виктор Франкл тоже онтоцентричен, он пишет, что быть человеком — значит чувствовать напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть, — это обязательное и неотменяемое условие.Он устраивает переворот Коперниковский переворот совершил Виктор Франкл? Он сам отвечает на этот вопрос так: «Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь? Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, что она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам – ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать – не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить – в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа»

Экзистенциальная психотерапия вряд ли будет популярна в ближайшее время. Она зачастую ставит перед человеком вопросы об изменениях в его жизни, а изменение жизни - процесс, требующий значительных усилий, а иногда и жертвенности. Всегда найдутся средства, быстро и эффективно снимающие симптомы, но оставляющие нетронутыми корни болезни. Экзистенциальная психотерапия - это именно та терапия, которая занимается корнями болезни, хотя и не в причинном смысле, скорее в смысле жизненной среды ее возникновения и обитания, скорее в смысле того, что ее подпитывает. Клиентами экзистенциальных терапевтов могут быть практически все страдающие люди, а не только, как это принято считать, пациенты в состоянии так называемого экзистенциального кризиса, связанного с поиском смысла жизни, а также люди с экзистенциальной болью, после очень серьезных психических травм. Более того, поскольку экзистенциальная психотерапия - это терапия, способствующая более полному и более свободному проживанию жизни, - мало кому она может быть не показана.

Материал на основе статьи Есельсона С.Б. и Летуновского В.В. "Экзистенциализм в психологии"


Источник: journal.existradi.ru

Комментарии: