Часть 4. Учиться новому надо в детстве, потом будет поздно! Правда?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-06-04 11:58

Психология

Правда ли, что с возрастом в мозге происходят изменения, затрудняющие обучение? Нет, это миф, который опровергается множеством исследований.

Человеческий мозг пластичен — он может создавать и перестраивать нейронные связи в ходе приобретения нового опыта. Такая нейропластичность бывает структурной и функциональной.

При структурной нейропластичности в некоторых зонах мозга может увеличиваться количество серого вещества, как, например, это показало исследование 2000 года с лондонскими таксистами, которые знают карту города наизусть. В их мозге по сравнению с другими людьми наблюдается увеличение серого вещества гиппокампа, отвечающего за обучение, регуляцию памяти и настроения.

При функциональной — одни структуры мозга могут брать на себя функции других. Это, в частности, доказывали исследования известного советского нейропсихолога Александра Лурии, описывающие восстановление пациентов после тяжёлых черепно-мозговых травм. Например, в книге «Потерянный и возвращённый мир» он рассказывает о клиническом случае пациента Льва Засецкого, который из-за военного ранения в возрасте 23 лет потерял четверть мозгового вещества и утратил большую часть когнитивных функций: не мог писать, считать, читать, в первое время не помнил информации о себе; не мог ориентироваться в сторонах пространства; не мог определить, что за предмет перед ним находится и так далее. В течение нескольких лет нейропсихологических упражнений Засецкий частично реабилитироваться: снова начал читать и писать — это произошло благодаря тому, что сохранившиеся структуры мозга «научились» регулировать эти процессы вместо отсутствующих.

Кроме того, нейропластичность доступна нам в любом возрасте. Исследования доказывают, что учиться и приобретать новые навыки никогда не поздно.

Работа, опубликованная в 2020 году в The Journals of Gerontology, представляет важный эксперимент.

В течение трёх месяцев пожилые люди (58-86 лет) осваивали по три-пять новых навыков. Это могло быть изучение иностранного языка, рисование, сочинение музыки, фотография, пользование iPad. До и после обучения у участников измерялись когнитивные показатели (рабочая память, когнитивный контроль и эпизодическая память). За время обучения пожилые повысили свои когнитивные способности до уровня, аналогичного взрослым на 30 лет их моложе.

Тестирование после обучения показало, что все навыки успешно приобретаются. Кроме того, осознание участниками исследования, что несмотря на возраст они смогли приобрести новый новые навыки помогло им поверить в себя. Испытуемые сообщали, что обучение вывело их из привычной рутины, они стали по-новому смотреть на мир, увереннее пользоваться технологиями.


Источник: vk.com

Комментарии: