«Вероятности и неприятности» Сергея Самойленко - это самая странная книга из всех, что я когда-либо читал

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


«Вероятности и неприятности» Сергея Самойленко - это самая странная книга из всех, что я когда-либо читал. Начнем с того, что это первая книга в моей жизни, значительную часть которой я просто не понял. Печально это осознавать, но это факт.

Честно говоря, аннотация книги и введение вводят заблуждение. Кажется, что это научно-популярная книга, которая простыми и понятными словами расскажет о том, как с математической точки зрения устроен наш мир. И как обманчиво захватывающе все начинается. Автор (кстати, вулканолог по профессии) обещает нам объяснить принципы работы разнообразных законов подлости – начиная от закона Мерфи (если что-то плохое может произойти, то это произойдет) до наблюдения Этторе (соседняя очередь всегда движется быстрее).

Я вступил в эту математическую битву с воодушевлением, меня не напугаешь распределением Гаусса, дисперсией и математическим ожиданием. «Да я даже таблицу производных зачем-то помню!» - уверенно сказал себе я. Но не тут-то было.

Начиналось все действительно хорошо. Знакомые экономистам и обществоведам кривая Лоренца и индекс Джини. А потом… а потом пуассоновские процессы, марковские цепи, числа Стирлинга, распределение Гиббса, странные аттракторы и прочие радости высшей математики.

В общем, это книга не для «любопытного читателя», как пишут на сайте издательства. И явно даже не для всех учителей математики. И уж тем более не для несчастного гуманитария вроде меня.

Но все-таки я осилил эту книгу и сделал несколько не самых оригинальных выводов.

1) Сократ вечен. «Чем больше я знаю, тем больше я не знаю». Может приводить это суждение в качестве примера абсолютной истины на уроках обществознания?

2) Математика была, есть и будет царицей наук. Эрнест Резерфорд говорил (он же шутил, да?), что науки делятся на две группы – на физику и коллекционирование марок. А может на математику и все прочие?

3) Поразительно то, что практически все в нашем мире можно описать математически – от бутерброда, падающего или непадающего масло вниз, до того, почему большая часть дел остается на последнюю ночь. Не говоря уже о таких вещах как распределение богатства или интенсивность трафика на дорогах.

4) Какой бы абстрактной не была та или иная математическая теория, рано или поздно она находит практическое применение. В том числе в таких областях, представить которые не могли даже авторы этих теорий.

5) И да, вероятность выпадения орла или решки при бросании монеты вовсе не 50%, как мы все наивно полагали всю свою бренную жизнь.

Спасибо директору Гимназии №12 г. Липецка Ольге Николаевне Уласевич за рекомендацию этой удивительной книги, заставляющей охать, ахать, хвататься за голову, испытывать себя на прочность, вспоминать былое и учиться новому.


Источник: vk.com

Комментарии: