В психолингвистике ассоциативный эксперимент чрезвычайно распространён, и, как правило, в качестве стимулов в нём используются отдельные слова

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В психолингвистике ассоциативный эксперимент чрезвычайно распространён, и, как правило, в качестве стимулов в нём используются отдельные слова. А что если использовать в нём словосочетания?

В своё время я проводил такие исследования и узнал много интересного.

Ассоциативные поля словосочетаний можно разделить на два типа. Часть из них содержит такие реакции, которые относятся в большей степени к какому-то одному слову словосочетания или реакции разделяются почти поровну (половина тяготеет к одному слову, другая половина – к другому). Например: КРАСНЫЙ УТЮГ – горячий (13), раскалённый (4), горячо (4), СССР (3), социализм (2), жёлтый (2), кровь (2), гладить (9), доска (6), платье (4), железо (2) и др.

Другая, более многочисленная, часть ассоциативных полей содержит реакции, которые совершенно явным образом не складываются из реакций на каждое из двух слов. Например: РЕДКОЕ РАСТЕНИЕ – кактус (29), фикус (8), баобаб (5), красная книга (4); мухоловка (4), джунгли (3), энциклопедия (2), изучение, открытие, заповедник; МАХАТЬ РУКОЙ – приветствие (20), привет (16), прощаться (10), прощание (10), приветствовать (6), пока (5), здороваться (3), жест, провожать; ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ – надо (7), мысли (7), всегда (5), полезно (5), а не жопой (4), медленно (3), сложно (3) и др.

Первую тенденцию можно назвать «полярность ассоциативного поля» словосочетания, вторую – «цельность ассоциативного поля» словосочетания. Важно при этом указать, что это именно тенденции, а не абсолютные характеристики. В каждом ассоциативном поле есть реакции на одно какое-то слово и реакции на всё словосочетание целиком; речь идёт о том, реакции какого типа превалируют в том или ином случае.

Интересно, что эти две тенденции проявляются в ассоциативных полях независимо от грамматической связи или значения словосочетания. Однако можно с уверенностью сказать, что далеко не все словосочетания осмысляются как нечто цельное и неделимое на отдельные семантические составляющие.


Источник: vk.com

Комментарии: