Пляжные звери

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Иногда на голландских пляжах можно встретить необычных животных. Они двигаются, хотя лишены мускулатуры. Они выбирают дорогу, хотя не имеют нервной системы. Они подчиняются законам эволюции, хотя вообще не принадлежат биологическому миру. Перед вами детища Тео Янсена — шедевр инженерии, симуляция естественного отбора и, пожалуй, самый странный арт-объект в мире.

Пляжные звери возникли в 1990 году, когда в руки голландскому художнику Тео Янсену попала книга "Слепой Часовщик". В этой работе Ричард Докинз, популяризатор науки и критик религии, излагал собственный взгляд на теорию эволюции.

Любой человек прочитал бы "Часовщика" и забыл. Но только не Тео. Говоря начистоту, он — далеко не простой художник. Ещё до заочного знакомства с Докинзом голландец успел развестись с женой, бросить инженерное дело и посвятить жизнь искусству. Неизвестно, какой из трёх моментов был переломным. Факт в том, что предыдущая биография Янсена включала в себя такие подвиги, как запуск НЛО над городом Делфт и сборка самопишущей камеры-обскуры. Имея такой опыт, Тео сумел найти в "Слепом Часовщике" призыв к действию.

Действие было вполне в духе Тео: ярким и самобытным. Первым этапом было написание программ, имитирующих эволюционные процессы. Впрочем, скоро Янсен решил придать коду немного материальности. Ему хотелось создать своих животных.

"Я старался забыть о том, что они из себя представляют. Не хотел создавать своего динозавра или насекомое, — заявил Тео в интервью российским журналистам. — Конечно, меня очень увлекает строение животных в целом. Например, чайки — они такие красивые, что от них невозможно оторваться"

Любитель птиц не искал лёгкого пути. Пляжные звери ходят на многосуставных ногах. Запитывать их от аккумулятора — очевидная идея, а потому неверная. Вместо электричества эти конструкты используют энергию ветра.

В первых итерациях звери пользовались парусом. Ветер качал ткань. Усилие передавалось на коленчатый вал. Он раздавал энергию на множество шарниров.

Со временем эта схема прошла ряд модификаций. Во-первых, ждать от моря погоды — дело неблагодарное. Во-вторых, простой бриз и шторм — две большие разницы. В-третьих, песок бывает обманчивым.

Запустился процесс естественного отбора. Неудачные модели регулярно затревали, опрокидывались ветром, забредали в море и вязли в песках. Здесь требовалось создание чего-то, способного обеспечить двустороннюю связь.

Тео с недоверием относится к компьютерам. Он смог придумать механику, берущую на себя работу нервной системы. Новое поколение пляжных зверей научилось закачивать воздух в пластиковые резервуары, аккумулируя механическую энергию. Теперь "животные" не зависели от ветра.

Резкие порывы ветра запускают триггеры, инициирующие отстрел якоря. Они же непрерывно анализируют сопротивление поверхности, запуская довороты корпуса. Так "животные" научились выходить из воды и тщательно избегать зыбких мест.

Из чего сделаны пляжные звери? Кажется, что материалом послужило дерево, но это не так. Конструкты созданы из банальных ПВХ-трубок. Они продаются в любом строймаге.

С помощью парусов, бутылок и труб Тео Янсен решил крайне сложную задачу в области кибернетики. Пляжные звери ползают не хуже современных роботов. Раскрывая крылья, они могут летать. Плохо и недолго, но всё-таки это уже полёт. Другое дело, что в них нет никакой электроники. Они обходятся без элементов питания, мощных процессоров и тысяч строк кода. Всю вычислительную работу выполняет механика.

Этот факт наглядно показывает стагнацию робототехники. Получив доступ к огромным вычислительным мощностям, нынешние инженеры всё чаще забывают о творческом подходе.

Тео не делает иллюзий на тему жизнеспособности своих творений. Да, они обучились чему-то вроде таксиса, демонстрируя избегание опасных мест. В то же время, пляжные звери могут ходить только по влажному, но не мокрому песку. Многосуставные сочленения быстро изнашиваются, а первые полёты частенько становятся последними. ПВХ-трубки, скреплённые верёвками, не очень приспособлены к высоким нагрузкам. Сказывается усталость материала и бич студентов-технарей. Имя ему сопромат. Сопромат жесток, немилосерден и сложен в освоении.

Тут вылезает беда, актуальная для всех шагоходов. Давление от ступни больше, чем у колеса. Переход на схему с большим количеством ног частично решает эту проблему. Тем не менее, пляжные звери так и не научились форсировать горки, а малейшие препятствия вызывают опрокидывание конструкции.

На выходе мы имеем очень странные штуковины, бездумно ползающие по пляжу. Какой у них практический смысл?

Никакой. Это арт-объект. Цель искусства — отращивать новые нейронные связи у зрителя, показывать ему, что невозможные вещи возможны.

У некоторых людей пляжные звери попадают в "зловещую долину". Они слишком "живые" для машин, однако их существование не преследует какого-то функционала. Они слишком сложны для заводных игрушек, и слишком просты для роботов. Они — что-то не от мира сего.

Несмотря на очевидную рукотворность, пляжные звери потихоньку становятся непонятными даже их создателю. В них есть что-то, настолько инопланетное и чужеродное, что миллионы людей по всему миру не могут устоять перед их тусклым очарованием.


Источник: vk.com

Комментарии: