![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
«Относительно практики» |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-05-25 11:00 ![]() Ввиду того, что опираться нужно на плечи людей великих, сегодня мы с вами поговорим о работе Мао Цзэдуна «Относительно практики». И наверное, самое эпичное в этой работе это условие ее возникновения. Вот представьте себе 1937 год, уже не один год идет кровавая гражданская война в Китае. Война, в которой коммунисты терпят поражения от националистических сил Гоминдана. В результате чего они вынуждены отправиться в свой Великий поход, где терпят огромные потери пробираясь сквозь горы и болота. И вот они обосновываются на своей базе в Янане. А тут начинается внезапная интервенция японских захватнических войск. И так все это тяжело продвигается, что в результате приходится организовать вместе с теми же националистами единый антияпонский фронт. И вот в эти тяжелейшие сложнейшие времена, вождь китайских коммунистов, вождь не только политически, но и военный - Мао Цзэдун проводит лекции по философии перед красноармейцами. Потому что понимает, что для бойца Красной Армии владение диалектическим материализмом, марксизмом не менее важно чем владение винтовкой и в результате появляется на основании этих лекций две работы «относительно противоречия» и «относительно практики». Как несложно догадаться из названия работа «относительно практики» посвящена соотношению познания и практики с марксистской точки зрения. Одна из главных заслуг этой работы — это то, что, учитывая уровень подготовки аудитории, к которой обращался Мао Дзедун ему приходилось доносить довольно сложные проблемы философии марксистской теории и познания марксизма излагать максимально простым языком. Это работа отлично подходит как своеобразный ликбез по марксистской теории познание и Мао говорит о том в этой работе, что есть в принципе два главных отличия марксистской теории познания от тех теорий познания, которые были до неё в прошлом. Первое это её классовый характер, а Второе — это как раз в значении, которое в ней придаётся практике, а с точки зрения марксизма практика действительно играет Центральную роль в гносеологии. Познание само начинается с практики. Когда мы говорим о практике, речь идет о практике в самом широком смысле. Да это производственная практика. Но также это практика классовой борьбы, это практика антиимпериалистической войны, это наконец практика научного поиска и художественного творчества. Но из всех форм практики центральное место конечно же занимает производственная практика. Все же остальные от нее зависимы, включая политику, классовую борьбу и так далее. Все остальное зависимо от уровня развития производительных сил, то есть от производственной практики. И познание вообще, во всём человеческом начинается с самой практики, люди в начале каким-то образом практически пытаются преобразовать мир и на основании этого преобразования этот мир познают. Более того преобразуя мир, они вступают между собой в различные общественные отношения и таким образом появляется возможность изучать эти отношения, их познавать. То есть даже уровень нашего познания соответствует уровню развития нашего производства. В конце концов невозможно было бы создание марксизма даже при капитализме, если бы этот самый капитализм не был достаточно развит. То есть как минимум быть достигнут уровень промышленного производства, который избавил наше познание от односторонности. Что позволило Марксу, в частности, сформировать теорию этого самого капиталистического общества. Точно так же, как до того, как капиталистическое общество не вступило в фазу империализма никто не мог бы познать этот самый империализм, как это позже, когда уже начались соответствующие материальные практически процессы это сделал Ленин. Причём, Мао отмечает, что как бы ни были гениальны Маркс Энгельс Ленин и Сталин, но то, что они смогли познать то, что они смогли познать, было связано не только и не столько с их гениальностью, сколько с тем, что они активно были вовлечены в практику, в первую очередь в практику классовой борьбы и практику научного поиска. Конечно же, познание начинается с практики, но развивающаяся на основе практики познания имеет два очень разных типа. Первый тип познания - чувственное познание, второй тип - логическое понимание. Первый тип – чувственное - познание формами, ощущениями, восприятиями, представлениями, а второй тип - логическое мышление - логическое познание, которое выражается в понятиях, суждениях, и умозаключениях. В чём же отличие этих двух типов познания? Чувственное познание обладает односторонностью, чувственное познание — это то, что нам даётся в восприятии, а в восприятиях нам даны лишь отдельные стороны действительности разрозненные ее стороны. В то время как рациональное логическое познание, познание в понятиях, а не в представлениях, заключается в познании сущности вещи, то есть явление во всей его полноте, а также во всех его внутренних взаимосвязях, которые есть у этого явления с другими явлениями. При этом эти типы познания, часто особенно в буржуазной философии трактовались именно как два разных типа познания. В этом смысле заслуга диалектического материализма и диалектика материалистической теории познания что она показала, что это не просто два разных вида или типа познания это две ступени развития единого познавательного процесса, то есть познание начинается с чувственного познания с ощущений с восприятий с представлений и мы постепенно от этой ступени переходим на более высокую ступень познания, познания в понятиях, суждениях и умозаключениях. Что же объединяет эти два типа познания? Ровно одно, говорит нам Мао, это практика, именно практика связывает познавательный процесс в некий единый процесс и вот переход от одной ступени к другой он предельно важен и наблюдаем на множестве примеров. Например, возьмем такое явление как классовая борьба в 19 веке в Англии. В ведущей промышленной стране того времени начинается классовая борьба пролетариата и на первом этапе развития практики это все происходит на более низкой ступени познания, а именно чувственном уровне, на уровне познания, когда класс пролетариат является лишь классом в себе, не осознавая подлинность своего положения. Это проявляется в определенную форму борьбы, например в том, как луддиты разрушали машины, думая, что тем самым они как-то борются со своими угнетателями. Но со временем класс переходит из класса в себе в класс для себя. Он осознает себя и появляется марксизм, как способ осознания классового себя, что в то же самое время, является способом перейти от уровня чувственных представлений о действительном положении вещей, к подлинному понятию включающему в себе полное понимание изучаемого явления. То же самое отлично подходит, говорит Мао, и для борьбы национально-освободительной, в частности борьбы китайского народа от угнетателей. Но в начале всё происходит на примитивном, чувственном познании, когда восстающие понимают лишь отдельные стороны действительности и ими возмущены. Как примеры, совершенно стихийные восстания вроде Тайпинского или боксёрского восстания. В то время как по мнению Мао начиная с 1919 года происходит восхождение от уровня представления к уровню понятия, что выражается в подлинном осознании китайским народом своих интересов и уже осознанной целенаправленной борьбой за национальное освобождение. В то же время надо понимать, что чувственное и логическое познание это не просто два этапа единого познавательного процесса, а что сами эти типы познания постоянно взаимодействуют, что каждый из них является в нашем познании условием другого нашего познания. Что наше логическое познание не может начинаться, не опираясь на опытные данные, то есть на чувственное познание, но и развитие рационального логического познания обогащает чувственное. Если у вас есть подлинное понимание сути того явления, на которое вы смотрите, Вы и глазами увидите в этом явлении больше, чем если бы этого не знали. Человеку необходимо такое диалектическое взаимодействие чувственного и логического, ибо метафизический взгляд уводит в ту или иную крайность. То есть, например если человек преувеличивает значение в нашем познании рационального логического познания он превращается во всезнайку, который по верхам из книжек что-то нахватался, но никакого реального практического опыта не имеет. Соответственно, его практика оказывается не очень успешной, так как опирается на одностороннее познание действительности. Если человек опирается только на эмпирический уровень, на чувственный уровень, то мы получаем такого дельца, который отлично знаком с какими-то особенностями опытного знания или даже имеет практические навыки, но подлинной природы действительности, которая перед ним предстоит, он никак понять не может. Таким образом подлинное познание должно соединять в себе и один и другой тип познания и не развивать их подобно тому, как это делали ранее в философии рационализм и эмпиризм. Но в действительности логическое познание, познание в понятиях, это не высший уровень, это еще не конец пути нашего познания, потому что целью нашего познания является все та же практика. Практика является критерием истины и целью, ради которой производится познавательный процесс. Теория и практика в этом смысле, также диалектически взаимосвязаны. Невозможно построить правильную практику, не стихийную, а целенаправленную, не опираясь на правильную теорию. Так же невозможно построить правильную теорию если она, во-первых, не будет исходить из практики, а во-вторых, не будет иметь своей целью практику, иначе теория будет просто беспочвенной и ни к чему в общем-то не приведет. Здесь конечно же надо понимать, что практика поэтому сопровождает целиком наш познавательный процесс. Наш познавательный процесс начинается с практики, он протекает на всем протяжении практической деятельности человека, и он является целью этого процесса, то есть практикой все заканчивается. Когда мы сформулировали на теоретическом уровне какие-то идеи, планы, проекты, мы воплощаем их на практике. Здесь, говорит Мао, мы понимаем, что все не так просто, потому что действительность полна противоречий и борьбы. Когда мы воплощаем свои планы и идеи на практике, мы неизбежно сталкиваемся с пониманием, что наша изначальная теория была в чём-то неверна, а значит ее следует корректировать непосредственно в процессе практической реализации наших замыслов. Но, говорит Мао, и на этом все не заканчивается. Даже если мы реализовали то что и хотели реализовать, то есть преобразовали окружающую действительность согласно наших планов и проектов, мы понимаем, что сама действительность — это процесс диалектический. Действительность — это постоянно изменяющийся процесс и вместе с изменением каких-то обстоятельств необходимо изменять своё познание. Мы с вами есть объективный процесс изменения действительности и наш субъективный процесс её познания должен этому изменению соответствовать. Наше познание должно постоянно подстраиваться под действительность, изменяя свои теории так, чтобы субъективное соответствовало объективному. И вот если этого не происходит, возникают разного рода уклоны и как верный Сталинист Мао конечно же выделяет левый и правый уклон. Правый уклон состоит в том, что мы останавливаемся на некой теории и впадаем в догматизм относясь к нашим теориям никак чему-то способному открыть нам действительность, а некоей установленной раз и всегда догме, от которой действительно уж далеко отходит. Ведь действительность изменяется диалектично, а наше мышление остается метафизическим и не поспевает за этой действительностью. Отсюда возникает консерватизм и отсюда же по мнению Мао возникает по оппортунизм. Но не менее опасен и левый уклон. Левый уклон заключается в том, что, не понимая подлинной природы материальных объективных процессов мы пытаемся перескочить через какие-то его этапы. Например, мы ставим себе сейчас цели, которые в реальности в силу того устройства действительности могут быть реализованы лишь в будущем, в результате мы попадаем такой революционное фразерство, когда мы хотим чего-то что на данный момент абсолютно не реализуемо, не считаясь тем самым, с объективно действительностью. Конечно же вот такое соединение теории и практики в самых ее разных формах. В форме классовой борьбы, форме национальной освободительной борьбы, политических действий, искусства и науки, всё это нас ведёт к чему? Да конечно же коммунизму! Путеводной звездой которого конечно же для Мао является Советский Союз. Но Мао отмечает, что вот диалектика субъективного и объективного в нашем преобразовании действительности должна распространяться и на Коммунизм. Коммунизм это не просто изменение материальных условий нашего существования, то есть не только объективное изменение действительности, но это и субъективное изменение, это изменение того сознания, которое эту действительность познает и вот только одновременные или хотя бы последовательные изменения объективной реальности и субъективной реальности, то есть самой действительности и нашего познания, нашего сознания, приведет нас к построению коммунистического общества. Чего нам всем конечно же и желаю. Составлено в рамках подготовки к голосовому чату Герасимов Ф.М. Источник: m.vk.com Комментарии: |
|