Откуда берётся совесть? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-05-16 12:09
В Северной Америке, в болотах штатов Северная и Южная Каролина, живёт удивительное растение – венерина мухоловка. Растение это хищное – питается муравьями, жуками, кузнечиками – ну, и мухе тоже не поздоровится.
Листья венериной мухоловки по краям вооружены острыми и очень прочными «зубами». Как только неосторожное насекомое заползает на лист – тот мгновенно складывается пополам – буквально захлопывается, как книжка или тетрадка, образуя «желудок». А намертво сомкнувшиеся «зубы» не дают насекомому убежать. За несколько дней кузнечик или жук будут переварены, от них останутся только сухие «ножки да крылышки». Венерина мухоловка умная – если подсунуть ей кусочек бумажки, хватать и переваривать его она не станет. Вопрос: а кто мухоловку этому учил? Скажем, отличать муху или жука от бумажки или другого кусочка мусора? А никто. Она знает и умеет то что надо знать и уметь, с самого рождения из семечка. Из мира растений перенесёмся в мир насекомых. Познакомьтесь – окситанская песчаная оса, которую ещё называют «лангедокский сфекс» – по названию области Лангедок в южной Франции. Сам по себе сфекс – не хищник, он питается исключительно сладким соком с цветов. Но вот личинка сфекса – другое дело, ей нужно мясо, да не простое, а «свежее»! Чтобы обеспечить корм своим личинкам, сфексы охотятся на бескрылых виноградных кузнечиков – эфиппигеров. Сперва самка осы выкапывает норку, затем отправляется на охоту. Не думайте, что кузнечик – беззащитный бедняжечка! Во-первых, кузнечики – сами хищные, а во-вторых, эфиппигер крупнее, сильнее и тяжелее осы, у него мощные челюсти-жвалы, очень сильные шипастые задние лапки и прочная хитиновая «броня». Но сфекса это не останавливает. Тщательно прицелившись, оса быстро жалит кузнечика – всегда ровно три раза! Удар, второй, третий! И кузнечик замирает неподвижно. У кузнечика нет головного мозга. Основа нервной системы эфиппигера состоит из трёх крупных узлов – головного, грудного и брюшного. Как показали наблюдения учёных, оса-сфекс с идеальной точностью поражает жалом именно эти три узла, один за другим. Как будто оса ходила в школу, долго изучала там анатомию кузнечиков, и сдала экзамен! Что самое интересное – жизнь осы-матери окончится осенью, вылупившаяся на следующий год из куколки молодая оса ничего не будет знать о своих родителях. Её никто ничему никогда не учит – и тем не менее, она, выбравшись из-под земли, уже совсем скоро начнёт искать подходящее место для норки, а затем отправится на охоту за кузнечиками, причём именно за эфиппигерами, и точно так же парализует свою жертву хирургически точными тремя ударами. Снова получается – поведение живого существа, причём очень сложное поведение, «записано», «запрограммировано» ещё в яйце! Едва родился – а уже «всё знаю, всё умею»! Учёные до сих пор выдвигают самые разные теории и гипотезы на тему того, как устроена и работает память у живых существ. Однако примеры венериной мухоловки, сфекса, тысяч и тысяч других живых существ – ну, возьмите хотя бы крохотного паучка, который, едва вылупившись из яйца, уже умеет прекрасно плести паутину! – показывают: очень сложная информация может передаваться через гены, через клеточный материал. Однако есть на нашей планете и другая большая группа живых существ, у которых всё не так. Возьмите, к примеру, собак или кошек. Котята рождаются крохотными, слабыми, слепыми и абсолютно беспомощными. Без матери (или существа, которое её заменит) новорождённый щенок не проживёт даже нескольких часов. Он не умеет вообще ничего – ну, или почти ничего. Только дышать, пищать и сосать мамино молоко. Таким животным – учёные часто называют их «высшими животными» – приходится тратить довольно много времени и сил на то, чтобы растить своих детёнышей, чтобы учить их. И вот ведь какая интересная штука получается. В школе на уроках биологии нам много рассказывают об эволюции и естественном отборе – дескать, выживает тот, кто лучше всего приспособлен к выживанию. Но почему же тогда в природе появилось это вот удивительное разделение живых существ – на тех, кто уже рождается со всеми необходимыми знаниями и навыками, и на тех, кто рождается «без ничего», и должен долго расти и учиться, чтобы занять своё место в жизни? Ведь как бы было круто, если бы люди рождались сразу сильными, умелыми, знающими! Разве это не было бы огромным преимуществом в том самом «естественном отборе»? Честно говоря, точного ответа на этот вопрос учёные тоже пока не знают. Но мы можем догадываться! Мы, люди, уже в прошлом веке придумали компьютеры. И что характерно: мы используем разные компьютеры. Скажем, микрокалькулятор. Это же компьютер – только программа в нём зашита навсегда и заранее. Маленький, удобный, на нем можно быстро считать и решать разные задачи. Но на нём не получится, скажем, поиграть в «Майнкрафт». Или музыкальный синтезатор. Это тоже компьютер – только единственная программа в нём предназначена для того, чтобы воспроизводить разные звуки. Исполнять музыку. А вот решить пример по математике на музыкальном синтезаторе нельзя. Но есть у нас и другие компьютеры – те самые, которые в магазинах продаются «с пустой памятью». Даже без установленной операционной системы. Включаешь – а он толком ничего не может. Чёрный экран с надписью «Вставьте загрузочный диск». Но когда в такой компьютер загружена нужная программа, он помогает делать самые разные вещи: и считать, и писать тексты, и обрабатывать фотографии, и создавать видеоролики, и сочинять музыку, и играть в видеоигры, и копаться в Интернете, и смотреть мультики... То есть мы, люди, создали две разновидности «умных машин». Одни умеют делать что-то одно, зато быстро и надёжно. Другие – «обучаемые», «программируемые», как настольный компьютер. Надёжность часто не такая высокая (может зависнуть!), но зато способны стать универсальным инструментом для решения самых разных задач... Ничего не напоминает, а? Ещё раз: все живые организмы на Земле разделяются на тех, кто уже рождается со всеми необходимыми знаниями и навыками, но при этом прост, и на тех, кто рождается «почти без ничего», но при этом сложен... Схожесть более чем очевидна. Живые организмы с «генетической памятью» очень слабо способны к обучению, к изменению своего поведения. Они, образно выражаясь, «глупы». Та же самая оса-сфекс действует точно, быстро, эффективно – но «тупо», или, как говорят учёные, «не вариативно». Скажем, поймала оса кузнечика, притащила его в норку, отложила яйцо. В этот момент учёный-экспериментатор аккуратно вытаскивает яйцо и кузнечика из норки. Что же оса? Возмущается? Защищает добычу? Летит за новой? Нет, она спокойно запечатывает норку – как будто кузнечик до сих пор лежат там, внутри! Может, оса слепая? Нет, у ос отличное зрение (доказано опытами). Но вот «зашитая» в осу программа не позволяет ей изменить своё поведение. Понять, что «что-то пошло не так». Ну, а человек, понятно, так «глупо» вести себя не будет… (По крайней мере, не должен!..) Последнее замечание. Существование в природе механизмов передачи информации «на молекулярном уровне» приводит многих людей к мысли о том, что неплохо бы такие механизмы «включить» и у человека тоже. Какие при этом раскрываются возможности? Да просто невероятные! Скажем, вместо того, чтобы учить уроки, зубрить слова, писать упражнения в школе тебе делают, скажем, один укол. И вдруг ты – раз! – и уже знаешь иностранный язык. Или решаешь любую задачу по математике. Как компьютер. Но, с другой стороны, – а хотели бы вы, чтобы такие уколы действительно существовали? Уколы, которые открывают огромные возможности, но при этом лишают человека свободы воли, свободы выбора? Стать великим математиком с помощью укола – это круто, а если вам вместо математики вколют программу «суперсолдата»? Или уборщика мусора? «Чего-о? Какая ещё математика? У тебя модель «СС» – суперсолдат! Встань и дерись!» Ну, а теперь давайте ещё раз подумаем: какая совесть лучше? Простая и надёжная, которая вложена в человека с рождения и командует ему ясно и чётко: «Сюда ходи, туда не ходи»? Или сложная, которую надо развивать, воспитывать, собирать в себе по кусочкам, а она в нужный момент возьми да и зависни? Лучик: Я думаю, что люди, которые привыкли просто смотреть на вещи, выберут первую совесть. Простую, но зато надёжную. Она мало что умеет, но умеет хорошо. А люди, которым интересно всё сложное, и совесть выберут посложнее... Марь Иванна: А ты, Лучик, оказался непрост!.. Утомились? Без картинок выглядит страшно, да. Как роман Достоевского "Бесы" какой-то. Или продолжать? Следующая серия будет называться "Две совести". Источник: vk.com Комментарии: |
|