Откуда берётся совесть?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


В Северной Америке, в болотах штатов Северная и Южная Каролина, живёт удивительное растение – венерина мухоловка. Растение это хищное – питается муравьями, жуками, кузнечиками – ну, и мухе тоже не поздоровится.

Листья венериной мухоловки по краям вооружены острыми и очень прочными «зубами». Как только неосторожное насекомое заползает на лист – тот мгновенно складывается пополам – буквально захлопывается, как книжка или тетрадка, образуя «желудок». А намертво сомкнувшиеся «зубы» не дают насекомому убежать. За несколько дней кузнечик или жук будут переварены, от них останутся только сухие «ножки да крылышки».

Венерина мухоловка умная – если подсунуть ей кусочек бумажки, хватать и переваривать его она не станет. Вопрос: а кто мухоловку этому учил? Скажем, отличать муху или жука от бумажки или другого кусочка мусора? А никто. Она знает и умеет то что надо знать и уметь, с самого рождения из семечка.

Из мира растений перенесёмся в мир насекомых.

Познакомьтесь – окситанская песчаная оса, которую ещё называют «лангедокский сфекс» – по названию области Лангедок в южной Франции. Сам по себе сфекс – не хищник, он питается исключительно сладким соком с цветов. Но вот личинка сфекса – другое дело, ей нужно мясо, да не простое, а «свежее»!

Чтобы обеспечить корм своим личинкам, сфексы охотятся на бескрылых виноградных кузнечиков – эфиппигеров. Сперва самка осы выкапывает норку, затем отправляется на охоту.

Не думайте, что кузнечик – беззащитный бедняжечка! Во-первых, кузнечики – сами хищные, а во-вторых, эфиппигер крупнее, сильнее и тяжелее осы, у него мощные челюсти-жвалы, очень сильные шипастые задние лапки и прочная хитиновая «броня».

Но сфекса это не останавливает. Тщательно прицелившись, оса быстро жалит кузнечика – всегда ровно три раза! Удар, второй, третий! И кузнечик замирает неподвижно.

У кузнечика нет головного мозга. Основа нервной системы эфиппигера состоит из трёх крупных узлов – головного, грудного и брюшного. Как показали наблюдения учёных, оса-сфекс с идеальной точностью поражает жалом именно эти три узла, один за другим. Как будто оса ходила в школу, долго изучала там анатомию кузнечиков, и сдала экзамен!

Что самое интересное – жизнь осы-матери окончится осенью, вылупившаяся на следующий год из куколки молодая оса ничего не будет знать о своих родителях. Её никто ничему никогда не учит – и тем не менее, она, выбравшись из-под земли, уже совсем скоро начнёт искать подходящее место для норки, а затем отправится на охоту за кузнечиками, причём именно за эфиппигерами, и точно так же парализует свою жертву хирургически точными тремя ударами.

Снова получается – поведение живого существа, причём очень сложное поведение, «записано», «запрограммировано» ещё в яйце! Едва родился – а уже «всё знаю, всё умею»!

Учёные до сих пор выдвигают самые разные теории и гипотезы на тему того, как устроена и работает память у живых существ. Однако примеры венериной мухоловки, сфекса, тысяч и тысяч других живых существ – ну, возьмите хотя бы крохотного паучка, который, едва вылупившись из яйца, уже умеет прекрасно плести паутину! – показывают: очень сложная информация может передаваться через гены, через клеточный материал.

Однако есть на нашей планете и другая большая группа живых существ, у которых всё не так. Возьмите, к примеру, собак или кошек. Котята рождаются крохотными, слабыми, слепыми и абсолютно беспомощными. Без матери (или существа, которое её заменит) новорождённый щенок не проживёт даже нескольких часов. Он не умеет вообще ничего – ну, или почти ничего. Только дышать, пищать и сосать мамино молоко.

Таким животным – учёные часто называют их «высшими животными» – приходится тратить довольно много времени и сил на то, чтобы растить своих детёнышей, чтобы учить их.

И вот ведь какая интересная штука получается. В школе на уроках биологии нам много рассказывают об эволюции и естественном отборе – дескать, выживает тот, кто лучше всего приспособлен к выживанию. Но почему же тогда в природе появилось это вот удивительное разделение живых существ – на тех, кто уже рождается со всеми необходимыми знаниями и навыками, и на тех, кто рождается «без ничего», и должен долго расти и учиться, чтобы занять своё место в жизни?

Ведь как бы было круто, если бы люди рождались сразу сильными, умелыми, знающими! Разве это не было бы огромным преимуществом в том самом «естественном отборе»?

Честно говоря, точного ответа на этот вопрос учёные тоже пока не знают. Но мы можем догадываться!

Мы, люди, уже в прошлом веке придумали компьютеры. И что характерно: мы используем разные компьютеры. Скажем, микрокалькулятор. Это же компьютер – только программа в нём зашита навсегда и заранее. Маленький, удобный, на нем можно быстро считать и решать разные задачи. Но на нём не получится, скажем, поиграть в «Майнкрафт». Или музыкальный синтезатор. Это тоже компьютер – только единственная программа в нём предназначена для того, чтобы воспроизводить разные звуки. Исполнять музыку. А вот решить пример по математике на музыкальном синтезаторе нельзя.

Но есть у нас и другие компьютеры – те самые, которые в магазинах продаются «с пустой памятью». Даже без установленной операционной системы. Включаешь – а он толком ничего не может. Чёрный экран с надписью «Вставьте загрузочный диск». Но когда в такой компьютер загружена нужная программа, он помогает делать самые разные вещи: и считать, и писать тексты, и обрабатывать фотографии, и создавать видеоролики, и сочинять музыку, и играть в видеоигры, и копаться в Интернете, и смотреть мультики...

То есть мы, люди, создали две разновидности «умных машин». Одни умеют делать что-то одно, зато быстро и надёжно. Другие – «обучаемые», «программируемые», как настольный компьютер. Надёжность часто не такая высокая (может зависнуть!), но зато способны стать универсальным инструментом для решения самых разных задач...

Ничего не напоминает, а?

Ещё раз: все живые организмы на Земле разделяются на тех, кто уже рождается со всеми необходимыми знаниями и навыками, но при этом прост, и на тех, кто рождается «почти без ничего», но при этом сложен...

Схожесть более чем очевидна. Живые организмы с «генетической памятью» очень слабо способны к обучению, к изменению своего поведения. Они, образно выражаясь, «глупы». Та же самая оса-сфекс действует точно, быстро, эффективно – но «тупо», или, как говорят учёные, «не вариативно». Скажем, поймала оса кузнечика, притащила его в норку, отложила яйцо. В этот момент учёный-экспериментатор аккуратно вытаскивает яйцо и кузнечика из норки. Что же оса? Возмущается? Защищает добычу? Летит за новой? Нет, она спокойно запечатывает норку – как будто кузнечик до сих пор лежат там, внутри! Может, оса слепая? Нет, у ос отличное зрение (доказано опытами). Но вот «зашитая» в осу программа не позволяет ей изменить своё поведение. Понять, что «что-то пошло не так».

Ну, а человек, понятно, так «глупо» вести себя не будет… (По крайней мере, не должен!..)

Последнее замечание. Существование в природе механизмов передачи информации «на молекулярном уровне» приводит многих людей к мысли о том, что неплохо бы такие механизмы «включить» и у человека тоже. Какие при этом раскрываются возможности? Да просто невероятные! Скажем, вместо того, чтобы учить уроки, зубрить слова, писать упражнения в школе тебе делают, скажем, один укол. И вдруг ты – раз! – и уже знаешь иностранный язык. Или решаешь любую задачу по математике. Как компьютер.

Но, с другой стороны, – а хотели бы вы, чтобы такие уколы действительно существовали? Уколы, которые открывают огромные возможности, но при этом лишают человека свободы воли, свободы выбора? Стать великим математиком с помощью укола – это круто, а если вам вместо математики вколют программу «суперсолдата»? Или уборщика мусора?

«Чего-о? Какая ещё математика? У тебя модель «СС» – суперсолдат! Встань и дерись!»

Ну, а теперь давайте ещё раз подумаем: какая совесть лучше? Простая и надёжная, которая вложена в человека с рождения и командует ему ясно и чётко: «Сюда ходи, туда не ходи»? Или сложная, которую надо развивать, воспитывать, собирать в себе по кусочкам, а она в нужный момент возьми да и зависни?

Лучик:

Я думаю, что люди, которые привыкли просто смотреть на вещи, выберут первую совесть. Простую, но зато надёжную. Она мало что умеет, но умеет хорошо. А люди, которым интересно всё сложное, и совесть выберут посложнее...

Марь Иванна:

А ты, Лучик, оказался непрост!..

Утомились? Без картинок выглядит страшно, да. Как роман Достоевского "Бесы" какой-то. Или продолжать? Следующая серия будет называться "Две совести".


Источник: vk.com

Комментарии: