Отчитываюсь

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-05-18 14:19

наука

Отчитываюсь. Я досмотрела курс Роберта Сапольски про биологию поведения человека и Майкла Сэндела про социальную философию.

Напомню: Майкл Сэндел – профессор Гарварда, Роберт Сапольски – Стэнфорда. И тот и другой курс можно бесплатно смотреть на Ютуб-канале Верт Дайдер VERT DIDER

Пока смотрела, словила горькое сожаление о своем несоответствии занимаемой должности: до спикерских высот и Сэндела, и Сапольски мне – как Икару до Гагарина.

Хотела даже закончить с проведением тренингов, но решила дать себе последний шанс на исправление.

И вывести 7 принципов идеального спикера – тех, что я подсмотрела и у того, и у другого. Что важно: все эти принципы применяются не один раз за лекцию, а тотально – с первой минуты до последней.

1. Примеры

Как можно больше примеров. Весь рассказ – из примеров. Теория – минимум, примеры – максимум. Причем примеры, вызывающие эмоции.

2. Вовлечение слушателей

Сэндел рассказывает историю – реальную историю, про которую писали все английские газеты полтора века назад: после кораблекрушения выжили три человека – двое взрослых мужиков и 17-летний юнга. Они почти две недели болтались по океану в маленькой лодке.

Еда кончилась и взрослые мужики… убили и съели юнгу. Потом мужиков нашли и судили. Мужики говорили: «Но если б мы его не съели, мы бы умерли все трое! А так хотя бы вот мы выжили. У нас жены, дети, а юнга – сирота, по нему никто не заплачет!»

(кстати, вот вам – насчет примеров, вызывающих эмоции. Вызывает эмоции история? Еще как!)

Студенты ахают.

Сэндел предлагает им высказаться - с позиции такого философа, сякого философа: как надо было поступить? А ваша, студенты, позиция, какая? Как говорится, с кем вы, мастера культуры? Так студенты запоминают разницу в философских направлениях.

3. Имена слушателей

Тут Сэндел на высоте. Когда кто-то из студентов говорит что-то с места, он тут же спрашивает:

- Как вас зовут?

- Боб, - отвечает студент (или Джилл, Линдси, Питер…)

- Итак, Боб считает, что… - резюмирует Сэндел позицию студента.

И до самого конца лекции он периодически возвращается к фразе Боба (Джилл, Линдси, Питера).

А студенты отвечают активно. А Сэндел их запоминает. И имя, и фразу. И держит их слова в голове как минимум до конца лекции. Слова! Каждого! Студента!

4. Прямая речь

Вы смотрите выступления стендап-комиков? Они не говорят: «И тут мне подруга сказала, что она беременна». Они говорят: «И тут мне подружка сказала: «Прикинь, я беременна!»

Роберт Сапольски идет дальше. У него говорят все – вплоть до цитоплазмы.

- Представьте, что вы – молекула ДНК, - говорит Сапольски. – И вы говорите: «Эй, как бы мне передать заложенную во мне информацию?»

5. Представьте, что вы…

Это вообще любимый оборот Сапольски. Представьте, что вы – антилопа. Представьте, что вы – самка бабуина. Представьте, что вы – эмбрион человека.

После любого «представьте, что вы…» - информация от профессора становится мне ценнее и ближе. Если б он просто рассказывал про самок бабуина, это был бы – ну так, отвлеченный fun fact.

Как только он говорит «представьте, что вы…» - любая его фраза становится крайне важной для меня, самки бабуина.

6. Чем проще, тем лучше

Вы скажете: «Э, так я тоже все тренинги веду на примерах. Вот, например, мой тренинг по вышиванию крестиком…»

Дело в том, что и Сапольски, и Сэндел говорят об абстрактных понятиях. В российской культуре лекций на этом этапе принято надувать щеки и произносить научные термины чаще, чем дворовый алкоголик использует неопределенный артикль «бл…».

Сапольски и Сэндел стараются говорить не умно, а понятно.

Например, Сапольски рассказывает, как устроена память у человека. Сейчас он сказал бы просто: «как нейросеть» - и все б всё поняли. Но лекция 2010 года, нейросетей в зоне шаговой доступности еще не было.

Поэтому он объясняет через пример.

- Мы смотрим, как происходит угасание памяти у людей с деменцией, - говорит он. – Например, в 2008 году спрашивали человека: «Кто сейчас президент Америки?» Человек без деменции говорил: «Джордж Буш-младший». На первой стадии деменции человек задумывался. «У него еще отец был президентом», - подсказывали ему. – «А, точно! Буш-младший!». На второй стадии не помогало и это. Давали подсказки: он кудрявый, он упал с велосипеда, его фамилия похожа на слово «душ». – «А, точно! – на каком-то этапе восклицал человек с деменцией. - Буш!»

То есть человек не забыл эту фамилию вообще, она сохраняется в памяти. Но при деменции доступ к информации становится все более и более затруднительным.

Теперь и вам стало понятно, да ведь?

7. Юмор

Они ржут. Студенты на лекциях по социальной философии и биологии поведения ржут как кони. Постоянно. Я и сама ржала, когда слушала.

Какие моменты лекций я запомнила лучше всего? Те, в которые я ржала. Разумеется.

Конечно. Было бы странно, если б Сапольски, который изучал биологию поведения, читал бы скучные лекции. Если уж ты понимаешь, как устроено запоминание, ты будешь выдавать информацию так, чтобы ее максимально точно запомнили.

Но Сэндел-то каков красавец!

Одно плохо – после того, как насмотришься лекций лучших профессоров из лучших университетов мира, остро понимаешь собственное несовершенство. Очень, надо сказать, освежающее чувство.

Как холодный Буш. То есть – душ.


Источник: vk.com

Комментарии: