О герменевтике себя

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-05-19 15:35

Философия ИИ

Герменевтика себя (или герменевтика технологий себя) с античных времён была включена в европейскую культуру, при этом в отличие от герменевтики текста, не будучи до сих пор выраженной в качестве чётко оформленной доктрины. Совокупность концепций форм понимания себя и соответствующих практик и может рассматриваться как один из специфических секторов предметного поля философской антропологии. Ему присущи собственные категории и методология, своя история.

Основы герменевтики себя были заложены греческими и римскими стоиками в учениях которых идущий от Сократа призыв «заботы о себе» стал повсеместной, универсальной философской темой. Именно стоики заложили традицию понимания заботы о себе в качестве постоянной составляющей жизни индивида, разработав систему практических соответствующих упражнений. В число этих упражнений были, в частности, включены ведение и периодическое перечитывание записей о себе, сочинение трактатов, писем друзьям, разбор сделанного и того, что следовало сделать. Такая «технология себя» с их точки зрения позволяла формировать соответствующее душевное состояние, – то которое синтезирует в единое целое ощущение себя как субъекта воли и субъекта познания.

Позже, уже в рамках христианской культуры, технология заботы о себе выходит на новый, собственно герменевтический уровень, для которого характерна трактовка мыслей как массива субъективных данных, в то же время требующих кропотливого исследования, направленного на обнаружение их причин, выявление того, что их инициализировало извне. По мнению Мишеля Фуко, истинная герменевтика себя начинается именно с этого. Так понимаемая герменевтика есть особого рода экзистенциальное познание, познание бытия экзистирующего субъекта. С этих позиций античная забота о себе в рамках истолкования себя понимается как деятельность, объединяющая ответственность за характер своей экзистенции с процессом самоистолкования.

Функция современной герменевтики себя заключается в выявлении реальности, находящейся за мыслями. Как отмечал Фуко, забота о себе самом не может более ограничиваться лишь рамками самопознания, выходя на уровень герменевтики субъекта. Человеку, если он не желает стать жертвой своих собственных мыслей, следует выполнять постоянную герменевтическую работу. Идя по этому пути, мы реализуем особую модель жизни, соответствующую актуальным реалиям.

© Д.А. Яковлев


Источник: vk.com

Комментарии: