![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Мамардашвили не принято считать философом науки. |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-05-23 14:21 ![]() М.К. Мамардашвили не принято считать философом науки. Однако его первая книга «Формы и содержание мышления» полностью посвящена именно научному познанию и содержит много интересного. Например, идея несовпадения реального эмпирического предмета и объекта науки, известная мне из трудов В.С. Стёпина, дана у М.К. Мамардашвили более сжато и более выразительно. В «реальном» мире, в мире, представленном напрямую нашей чувственности, нет ни градусов Цельсия, ни материальных точек, ни равноускоренного движения. Это всё идеальные объекты, полученные путём абстракции и обобщения. «И в то же время продуктом деятельности на базе этих объектов (и посредством их) являются научные знания о реально осуществляющемся природном механическом движении, о реально движущихся материальных телах — знания, применяемые на практике. Наука оперирует этими преобразованиями, этими идеальными объектами как особым содержанием деятельности в исследовании предмета и построении конкретного знания о нём. На них как бы нанизывается вся масса эмпирически наблюдаемых свойств и связей действительности, которые в этом случае берутся научно, а не каким-либо иным возможным для сознания образом. Человек оказывается в положении ИССЛЕДОВАТЕЛЯ по отношению к ним. „Наука“ означает прежде всего создание специфических научных объектов (специфической предметности) и мышление о действительности посредством их, через них» [Формы и содержание мышления 2011: 23]. Эти идеализации призваны В ЦЕЛОМ РАНЬШЕ, ЧЕМ В ЕГО ЧАСТЯХ, охватывать наблюдаемые явления и их связи с другими явлениями. Переход от чувственно-эмпирических свойств предмета к отражению его внутренних (скрытых от прямого и пассивного наблюдения) его свойств и связей с другими предметами сопровождается в науке активным МЫСЛИТЕЛЬНОЕ-ИДЕАЛИЗИРОВАННЫМ ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ предмета и объективированием этого преобразования в виде особого «познавательного объекта». Этот познавательный объект может быть зафиксирован (сформулирован) в виде определения, закона, формулы и т.д. и отличается от реального предмета тем, какие его характеристики и связи являются наиболее значимыми [Там же: 24–25]. Совокупность (надо заметить, довольно большая) таких идеализированных объектов и есть активно выявляемая и формируемая наукой реальность, которая составляет научную картину мира и с которой имеет дело отдельный индивид (будь то учёный или обыватель). Мир как он есть «на самом деле» как бы скрыт от отдельного человека этой особой реальностью научных абстракций, позволяющих в целях познания и вообще жизни не обращаться к реальности мира, а оперировать самими этими абстракциями. Особенно это выгодно для обывателя: он может не задумываться, как «на самом деле» устроен атом (учитывая, например, корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц), ему достаточно планетарной модели атома, чтобы считать атом вполне понятным. Объект познания преобразован наукой таким образом, что в нём УЖЕ выделены, абстрагированы и обобщены те его свойства и связи, которые в наибольшей степени интересуют науку. «…При анализе отношения „предмет — знание“ необходимо учитывать, что в предмете есть особое, общественной историей науки закрепляемое содержание деятельности мысли, которое функционирует и разрабатывается внутри самой науки, и именно оно, а не безразличный к деятельности объект пассивного восприятия, направляет строй мысли в процессах получения нового знания» [Там же: 26]. Источник: vk.com Комментарии: |
|