Баба Маня поговорила с проектом Баба Нюра о важном

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-05-29 15:57

Философия ИИ

Баба Маня поговорила с проектом Баба Нюра о важном. О сути хтонизма, необходимости памяти о мёртвых и многом другом.

Такому понятию, как "хтонь", есть немало определений в интернете. И, сколько бы его ни пытались конкретизировать, у людей находится свое видение, чувствование и понимание хтонизма. Чем для вас является хтонь? Каким вы видите хтонический мир?

В классическом его смысле – это все же не просто нечто мрачное и злое. Хтонизм есть первозданность, хаос, буйство естественных сил, неформатность и неформальность, цунами неординарности и глубинной самобытности. В изначальном смысле слово "хтонь" в переводе с греческого и вовсе означает "земля". Земля, которая дает нам жизнь и которая, по сути своей, перегной – алхимическая материя мертвых тел. Исходя из этого я сказал бы, что «хтоничное» – значит не столько нечто страшное, злое и загробное, сколько просто самобытно незыблемое. Хотя, разумеется, это очень часто связано с трансформацией через смерть. Именно поэтому хтонические боги древности - это не только боги смерти, но и боги жизни, боги плодородия, боги земли и подземного мира, жители лесов и духи гор, озер и даже морей. Да чего угодно, где могло бы обитать нечто настолько своенравное, что ему не нашлось бы места в устоявшейся социальной системе. Вспомните, ведь даже Баба Яга, полумертвое существо, поедающее случайных путников и живущее в глухом лесу, может быть ужасным злом, а может и помочь советом. Или даже принять участие в бою против других хтонических сил. Аналогично и со Змеем Горынычем. И с лесными греческими сатирами, и с европейскими эльфами. Все это словно говорит нам о том, что над хтоническими сущностями не властны привычные нам законы и правила морали. Не приемлем и классический дуализм, разделяющий все кругом на черное и белое. Сумеешь договориться? Будем друзьями, кумовьями. Не сможешь – полезай в печь, спечем из тебя пироги. Особенно это заметно в поведении героев русских народных сказок, которое уже стало мемом. Вспомните, как Иванушка себя ведет в темном лесу, едва заметив подозрительный шелест. Обычно он кричит: выходи ко мне чудо-юдо, давай дружить, буду тебе другом, братом, сестрой, женой, да хоть собачкой, только не ешь меня сразу. Умение договариваться и искать компромиссы – это еще один важный столб любой разумной цивилизации наравне с памятью мертвых.

Так что, отвечая на ваш вопрос, что для вас есть хтонизм, скажу: первородная самобытность. В классическом понимании это может быть нечто неизвестное в лесу, но, в широком понимании, для меня лично киберпанк или какой-нибудь стимпанк тоже есть хтонизм, хоть и более современный.

Можно ли, по вашему мнению, на данный момент назвать хтонический мир одной отдельной культурой? Если да, то какими бы тезисами вы могли ее описать?

Я считаю, что хтонический мир – это одна из самых древних известных нам культур. Она зародилась где-то там, на заре человеческой осознанности, вместе с анемической верой в одушевленность предметов и верой в загробный мир. Она путешествует с нами сквозь время. Она будет с нами до конца, а возможно и после нас. Даже, если привычные нам Бабки-Ёжки, в один прекрасный век превратятся в неких техногенных монстров, или даже искусственный интеллект. Суть от этого нисколько не изменится. Ведь тезисы ее всегда останутся неизменны: самобытность, стихийность, нонконформизм.

Расскажите немного про деревенский мистицизм. Чем, по вашему опыту, он чаще всего представляется несведующим людям, и каким он оказывается на самом деле?

Самое печальное для меня, конечно, это когда человек не хочет заходить в лес дальше трех сосен и признавать, что перед ним тайга, а не сад. Если сама хтонь – это древнейшая общечеловеческая культура, то деревенский мистицизм – это современная субкультура, которая отражает традиционный хтонизм в нашем пространстве. Вообще этот термин был введен нами на одной из лекций еще году в 2017, кажется. Под ним подразумевалось именно современное субкультурное отражение хтонической культуры. Это мода на дарк фолк, кокошники и темный лес с избушками, одним словом, синтез готики и русской (в многонациональном понимании слова) культуры. Хотя для большинства – это всего лишь прикольные истории и классная идея для принта на футболку. Тоже, кстати, мнение – почему бы и нет? Но мне все же ближе мысли тех, кто считает, что это целая философская система с неисчерпаемым богатством взглядов на жизнь. И не смотря на то, что взгляды эти проходят через призму мистического восприятия, за ними кроется весьма самостоятельный фундаментальный материальный подход. Деревенский мистицизм – это субкультура тех, кто познает себя и свою жизнь через народный мистический фольклор. Поэтому, разумеется, она очень тесно соседствует с лешими, колдунами, верой в некую ритуальную мистику и прочее. Но, как я уже говорил, это скорее декорации, или, если вам угодно, легкодоступный инструмент, который вполне себе может помочь вам разобраться в очень важных для каждого из нас жизненных вопросах. Сейчас это кажется абстрактным и непонятным. Но, уверяю вас, сегодня деревенский мистицизм пробудил интерес к таким почти вымирающим профессиям, как фольклорист и краевед. А завтра деревенский мистицизм может трансформироваться в субкультуру сельской интеллигенции, которая решит перебраться в глухие места, подальше от офисных душнил. Как знать, быть может, завтра деревни вновь оживут и станут местом обитания писателей, художников, мастеров народных ремесел, орнитологов, зельеваров, ботаников, агрономов, программистов, работающих удаленно, музыкантов и людей других интересных профессий.

Какие книги/фильмы вы могли бы посоветовать тем, кто интересуется деревенским мистицизмом и хочет его изучить поглубже?

Ну, если говорить именно о фольклоре и истории, то это одно, здесь я далеко не большой знаток дела. Тут можно Максимова назвать, Проппа. Мне очень Равдоникас и Виноградова помогли в моих краеведческих исследованиях по Тихвинским карелам. Но я бы вообще посоветовал вам обратиться к профессионалам по этому делу. Поковыряйтесь в паблике «Русское Чернокнижие» или в паблике у Антона из «Кирпикласс». Там просто море проф литературы на различные темы. Пусть это будет рекламой, надеюсь, что ребята с упомянутых порталов это оценят. Если же говорить о той концепции, что я приблизительно изложил выше, то я бы назвал совсем другие книги. Они написаны совсем в другом художественном ключе, но несут важные для понимания окружающего мира идеи. Например, для погружения в атмосферу: «Наваждение Люмаса» Томас Скарлетт, книги Алексея Толстого, для этого так же очень хорошо подойдет «Клуб Дюма или тень Решелье» от испанского гения Артура Перес-Реверте. "Скорбь Сатаны"Марии Корелли - для разрушения бинарного взгляда на мир, «Шлем Ужаса» от Пелевина и его же «Цифры» – чтобы лучше проникнуться метафизикой идеи договора, «Идиот» Достоевского – чтобы понять сокрушительную силу человеческой мягкости. «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи я также считаю очень важной книгой, хотя многие ее назовут попсой. Да и хватит, пожалуй. Ну а про фильмы по теме дарк фолка, наверное, тоже, что и все остальные вам скажут: «Ведьма из Блэр», «Ноябрь», «Ведьма» 2016г, «Таинственный лес», «Я тоже хочу» Балабанова, «Прикосновение», обожаю мини сериал «По ту сторону волков» - очень даже в тему. Еще фильм из Словакии: «Сад» – просто шикарная вещь, как раз идеально отражает тему деревенского мистицизма без устоявшихся стереотипов ужасов и мрачности.

Для чего изначально создавалась "Баба Нюра"? Какие у нее были задачи? Как они изменились на сегодняшний день?

Баба Нюра была предназначена для генерации и популяризации этой нашей с вами субкультурной идеи деревенского мистицизма. На самом деле, отвечая на этот вопрос, я случайно написал целую лекцию на пару страниц о неделимости идеи архаичного хтонизма и анархизма. О важном влиянии и становлении в развитии каждой личности яркой индивидуальности и самовыражении. О том, что если общество состоит не из личностей, то это не общество, а толпа. О Бакунине и Махно, о Льве Толстом — замечательном теоретике анархизма, о Кропоткине, который будучи дворянином, приближенным к престолу, осознанно отказался от службы в столице и отправился шататься по сибирским лесам, посвятив часть своей жизни краеведению, этнографическим и географическим заметкам, после чего и пришел к своему труду «Этика». О том, что в основе любой теории «неуправления одного человека другим» лежит понятие культуры договора, которая как нельзя лучше отражена в постоянно изменчивом мире хтони. О нашей собственной идеи Хтонизма и Автономии, которая призвана изменить многое в нашем сознании и в нашем быту. И еще много о чем. А потом осознал, что выкатывать целую лекцию, отвечая на простой и скромный вопрос – это край неадекватности. И все удалил. Да и читатель, наткнувшись на такие полотна по теме, которую он не ожидал здесь увидеть, просто задохнулся бы от скуки. Так что оставим глубокое понимание назначения Бабы Нюры для отдельного разговора или небольшой статьи. И остановимся на том, что Баба Нюра – это мультимедийная лаборатория по созданию хтонической культуры, интегрированной в современное пространство. Это основная цель, и на сегодняшний день она не изменилась.

Поговорим про ваш проект — сложную нейросеть "Мать-Земля". Вы поставили перед собой глобальную, трудноосуществимую, достойную цель. Несмотря на большое количество уже имеющихся нейросетей, ваша задумка, на мой взгляд, уникальна. Расскажите, что вас сподвигло на осуществление "Матери-Земли"? Какие проблемы и каким образом сможет решить нейросеть? Как продвигается работа над реализацией проекта?

Эта идея выросла как раз из четкого понимания, что к автономии и индивидуальности могут привести лишь максимально доступные и систематизированные процессы самообучения. Сегодня ютуб прекрасно показал, что вы можете освоить приличную долю даже очень сложных и непростых профессий и проф. умений за гораздо более короткий период, чем это происходит в учебных заведениях при традиционном подходе. Качество такого самообучения при этом иногда бывает хуже, а иногда даже значительно лучше. С учетом того, что такое высокое кпд выдал хаотичный, не контролируемый никем процесс, то трудно себе представить, каким был бы выхлоп, если бы кто-то всерьез взялся за этот вопрос. Что, если бы появилась некая Алиса или Сири, (а может, Баба Нюра?), которые не просто сливали бы ваши данные, отвечая на ваши вопросы статьями в интернете, а имела бы свою собственную базу программ по самообучению? Программ, которые были бы проверены, протестированы и состояли бы из лучших педагогических приемов и опыта, накопленного человечеством. В любой момент вы могли бы обратиться к такой нейросети и попросить ее научить вас иностранному языку, программированию, математике, столярному делу, основам ботаники или географии. С момента появления в обществе бесплатного и совершенного образования общество окончательно и бесповоротно бы изменилось. Но это лишь идея. К сожалению, у нас нет, и не может быть таких больших ресурсов для хотя бы частичной реализации подобной концепции. Поэтому было решено начать с малого и простого. Мы собираем свою библиотеку из оцифрованных книг по различным специальностям и профессиям. Цифровая библиотека — это, конечно, не нейросеть с голосовым помощником, но уже хоть что-то. С такой библиотекой вы вполне себе можете спрятаться в каком-нибудь забытом всеми селе и повторить путь парней с ютуб каналов «Адвокат Егоров» и «Примитивные Технологии».

Чем для вас является память о мёртвых? Почему это важно?

Как я уже писал в отдельной статье по этой теме, память мертвых – это буквально один из столпов любой разумной цивилизации. Человек сегодня ничем не отличается от человека три тысячи или семь тысяч лет назад. Примеры детей Маугли это прекрасно показали. Нас отличает лишь информационный опыт, который накопили наши предки. Среда, созданная культурой и образованием. И если кто-то считает, что этот процесс не может быть регрессивным, то он очень сильно ошибается. У любой культуры (считайте, что это синоним памяти мертвых) можно отнять век или даже тысячелетие развития. И если она каким-то волшебным образом будет отсечена от остальных культур человечества и не сможет себя восполнить, то она просто будет заново проходить все этапы своего развития от собирательства и охоты к земледелию и так далее. Поэтому память мертвых для меня - это не только и не столько сходить на могилку к предкам, все это лишь этическая вершина айсберга, глубинная же ее суть в сохранении накопленных знаний и опыта предыдущим поколением, а так же налаживания и улучшения систем передачи знаний поколениям будущего.

Как вы пришли в мир хтонизма? Помните ли, что вас привело к нему впервые?

Мне кажется, я таким родился. Моя родная матушка часто шутит, что когда была беременна мной, то ее постоянно тянуло смотреть какие-то ужастики в кино, слушать страшные истории. Все мрачное и таинственное было для нее слаще сахара, но, как только я родился, все это сразу же прошло, и она вернулась к своим обычным вкусам. Не уверен, что эту историю можно рассматривать всерьез, но пусть это будет ответом на ваш вопрос.

Кем для вас является прообраз Бабы Нюры? Как она повлияла на вас? Почему именно она стала олицетворением сообщества?

Боюсь, что это все еще закрытая информация. Возможно, книга, над которой сейчас ведется работа, немного приоткроет эту завесу. Но это не точно.

Случались ли с вами необъяснимые, мистические истории? Можете рассказать о них?

Да, несмотря на въевшийся в меня скепсис по отношению ко всей этой мистической подоплеке, чудеса случались. Но я предпочитаю не рассказывать их так кратко и между делом, словно анекдот. Мне нравится превращать их в полноценные художественные произведения. Опять же в книге, над которой ведется сейчас работа, будет очень многое описано, ибо она как раз создается в формате личного дневника с краеведческими записками.


Источник: vk.com

Комментарии: