Социальны не только люди?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Разработав материалистическое учение об обществе, Карл Маркс и Фридрих Энгельс одними из первых высказали идею об основной, направляющей роли труда в возникновении общества и человека современного вида: идею о том, что только из-за своей производственной деятельности человечество возвысилось в мире животных, а на основании инстинктивного стадного объединения возникло самостоятельное (то есть существующее уже без поддержания с помощью специальных инстинктов) человеческое общество. Сейчас же эта идея признаётся всеми серьёзными (и даже буржуазными) учёными.

Но перед рассмотрением процесса возникновения общества необходимо проанализировать положение дел в дикой природе на момент социальности: имеются ли у животных языки, обмен опытом, взаимное обучение, традиции, непередающиеся генетическим путём, или их поведение полностью определяется врожденными алгоритмами поведения? Как показывают наблюдения, верен первый вариант, а таких живых организмов, поведение которых совершенно автоматизировано, практически нет даже на микроуровне.

Например, мартышки-верветки используют три крика для разных врагов: для орлов, для леопардов и для змей. Задача родителей здесь заключается в том, чтобы научить своих детей правильно применять эти крики при виде врага. Обучение происходит так: если детеныш издаёт правильный звук, то родители повторяют его и хвалят ребенка, а если же нет - могут даже дать по лбу нерадивому «ученику».

Как можно заметить, у верветок есть язык, даже в какой-то мере семантический, так как разные сигналы имеют разный смысл; а также есть социальное обучение, передача опыта подрастающему поколению.

Другой пример: в 1921 году небольшая группа синиц в английском городе Свейтлинг научилась открывать молочные бутылки, чтобы пить из них сливки (до середины 70-х в США и Европе молочники развозили свежее молоко в бутылках и оставляли его у дверей своих клиентов). К 1949 году этот навык распространился по всей Великобритании и стал практиковаться среди, по крайней мере, 11 видов птиц.

Можно привести ещё множество подобных примеров среди самых разнообразных животных, которые указывают на наличие обмена опытом и поведенческих культурных традиций отнюдь не только у человека.

Но стоит учитывать один очень важный аспект: несмотря на неотъемлемый и необходимый социальный характер жизни многих животных, их социальность подчинена инстинктам, не может противоречить их действию и имеет лишь вспомогательный (но у ряда видов чрезвычайно важный) характер для выживания: если новокаледонскую ворону мать не научит делать из палочек и листьев инструменты для добычи пищи из труднодоступных мест или если она не получит навык открытия молочных бутылок от других особей, то качество жизни и шансы на выживание у такой вороны, конечно же, понизятся, но жить она всё же сможет. Человек же вне своего социума погибнет с вероятностью 99,9%, так как весь его организм заточен под коллективность и труд, которому можно научиться только в социальной среде.

Таким образом, человеческое общество от социумов животных отличается: 1) Господством социального над инстинктами; 2) Поведением, движущей силой которого является трудовое сознание; и 3) Производством, то есть постоянным трудом и систематическим созданием и использованием орудий труда, как основным способом приспособления к среде посредством приспособления среды к себе. Некоторые животные тоже могут трудиться и строить себе орудия труда, но их труд, как и их социальность, также имеет лишь вспомогательное значение.

Вернёмся к возникновению общества. Как справедливо указывали классики марксизма, было бы ошибкой считать, будто превращение инстинктивного стада в общество, как и превращение предков человека в человека современного, имело мгновенный, моментальный характер. Общество не возникло сразу же вместе с трудовым сознанием и изготовлением первых каменных орудий труда: существовал длительный период его формирования, только по окончанию которого и образовался современный человек.

Этот длительный период называется первобытным человеческим стадом, которое являлось переходной формой между объединением, в котором господствуют инстинкты, и объединением, в котором господствует социальное. Эпоха первобытного стада начинается с создания первых каменных орудий труда и, соответственно, появления трудового сознания 3,3 или 2,6 млн. лет назад в зависимости от того, влияла ли орудийная традиция австралопитеков на орудия человеческого рода или нет (если влияла, то 3,3, если же нет – то 2,6). Заканчивается же период первобытного стада с возникновением родового строя 40-30 тыс. лет назад.

Во время эпохи стада человечество накапливало и передавало следующим поколениям опыт и знания, возникающие в процессе производственной деятельности, в результате чего люди постепенно овладевали контролем над самими собой, в частности над своими инстинктами. Ведь свобода – это в первую очередь познанная необходимость, и чем лучше человек понимает самого себя и окружающий мир, тем более самостоятельно он определяет собственное поведение, тем более свободным от внешних и внутренних (в том числе, инстинктов) воздействий становится принятие решений.

Первобытно-стадная экономика же характеризуется борьбой между остатками непроизводственного животного образа жизни и производством, создаваемым новыми социальными отношениями и активным приспособлением природы к себе посредством труда, что и формирует человеческое общество. Победа первобытно-коммунистического производственного уклада и замена им остатков животных отношений и есть переход к обществу, к первобытному коммунизму.

Возникновение родового строя характеризуется крутым переломом в развитии материальной и духовной культуры, в развитии общественных отношений и в эволюции человека. Но люди формирующиеся противопоставляются людям готовым, современным не только в аспекте общественности, но и в моменте физиологической организации, которая окончательно развивается под трудовые задачи и уже не ставит никаких преград безграничному развитию производства.

Таким образом, можно выделить два скачка в антропосоциогенезе: 1) Возникновение производства и трудового сознания, отмеченное созданием первых каменных орудий труда, что положило начало процессу захвата сознанием и социальным господства над поведением и инстинктами; и 2) Конец процесса этого захвата, происхождение родовой общины и, соответственно, общества.


Источник: vk.com

Комментарии: