![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Социальны не только люди? |
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-04-18 19:27 ![]() Разработав материалистическое учение об обществе, Карл Маркс и Фридрих Энгельс одними из первых высказали идею об основной, направляющей роли труда в возникновении общества и человека современного вида: идею о том, что только из-за своей производственной деятельности человечество возвысилось в мире животных, а на основании инстинктивного стадного объединения возникло самостоятельное (то есть существующее уже без поддержания с помощью специальных инстинктов) человеческое общество. Сейчас же эта идея признаётся всеми серьёзными (и даже буржуазными) учёными. Но перед рассмотрением процесса возникновения общества необходимо проанализировать положение дел в дикой природе на момент социальности: имеются ли у животных языки, обмен опытом, взаимное обучение, традиции, непередающиеся генетическим путём, или их поведение полностью определяется врожденными алгоритмами поведения? Как показывают наблюдения, верен первый вариант, а таких живых организмов, поведение которых совершенно автоматизировано, практически нет даже на микроуровне. Например, мартышки-верветки используют три крика для разных врагов: для орлов, для леопардов и для змей. Задача родителей здесь заключается в том, чтобы научить своих детей правильно применять эти крики при виде врага. Обучение происходит так: если детеныш издаёт правильный звук, то родители повторяют его и хвалят ребенка, а если же нет - могут даже дать по лбу нерадивому «ученику». Как можно заметить, у верветок есть язык, даже в какой-то мере семантический, так как разные сигналы имеют разный смысл; а также есть социальное обучение, передача опыта подрастающему поколению. Другой пример: в 1921 году небольшая группа синиц в английском городе Свейтлинг научилась открывать молочные бутылки, чтобы пить из них сливки (до середины 70-х в США и Европе молочники развозили свежее молоко в бутылках и оставляли его у дверей своих клиентов). К 1949 году этот навык распространился по всей Великобритании и стал практиковаться среди, по крайней мере, 11 видов птиц. Можно привести ещё множество подобных примеров среди самых разнообразных животных, которые указывают на наличие обмена опытом и поведенческих культурных традиций отнюдь не только у человека. Но стоит учитывать один очень важный аспект: несмотря на неотъемлемый и необходимый социальный характер жизни многих животных, их социальность подчинена инстинктам, не может противоречить их действию и имеет лишь вспомогательный (но у ряда видов чрезвычайно важный) характер для выживания: если новокаледонскую ворону мать не научит делать из палочек и листьев инструменты для добычи пищи из труднодоступных мест или если она не получит навык открытия молочных бутылок от других особей, то качество жизни и шансы на выживание у такой вороны, конечно же, понизятся, но жить она всё же сможет. Человек же вне своего социума погибнет с вероятностью 99,9%, так как весь его организм заточен под коллективность и труд, которому можно научиться только в социальной среде. Таким образом, человеческое общество от социумов животных отличается: 1) Господством социального над инстинктами; 2) Поведением, движущей силой которого является трудовое сознание; и 3) Производством, то есть постоянным трудом и систематическим созданием и использованием орудий труда, как основным способом приспособления к среде посредством приспособления среды к себе. Некоторые животные тоже могут трудиться и строить себе орудия труда, но их труд, как и их социальность, также имеет лишь вспомогательное значение. Вернёмся к возникновению общества. Как справедливо указывали классики марксизма, было бы ошибкой считать, будто превращение инстинктивного стада в общество, как и превращение предков человека в человека современного, имело мгновенный, моментальный характер. Общество не возникло сразу же вместе с трудовым сознанием и изготовлением первых каменных орудий труда: существовал длительный период его формирования, только по окончанию которого и образовался современный человек. Этот длительный период называется первобытным человеческим стадом, которое являлось переходной формой между объединением, в котором господствуют инстинкты, и объединением, в котором господствует социальное. Эпоха первобытного стада начинается с создания первых каменных орудий труда и, соответственно, появления трудового сознания 3,3 или 2,6 млн. лет назад в зависимости от того, влияла ли орудийная традиция австралопитеков на орудия человеческого рода или нет (если влияла, то 3,3, если же нет – то 2,6). Заканчивается же период первобытного стада с возникновением родового строя 40-30 тыс. лет назад. Во время эпохи стада человечество накапливало и передавало следующим поколениям опыт и знания, возникающие в процессе производственной деятельности, в результате чего люди постепенно овладевали контролем над самими собой, в частности над своими инстинктами. Ведь свобода – это в первую очередь познанная необходимость, и чем лучше человек понимает самого себя и окружающий мир, тем более самостоятельно он определяет собственное поведение, тем более свободным от внешних и внутренних (в том числе, инстинктов) воздействий становится принятие решений. Первобытно-стадная экономика же характеризуется борьбой между остатками непроизводственного животного образа жизни и производством, создаваемым новыми социальными отношениями и активным приспособлением природы к себе посредством труда, что и формирует человеческое общество. Победа первобытно-коммунистического производственного уклада и замена им остатков животных отношений и есть переход к обществу, к первобытному коммунизму. Возникновение родового строя характеризуется крутым переломом в развитии материальной и духовной культуры, в развитии общественных отношений и в эволюции человека. Но люди формирующиеся противопоставляются людям готовым, современным не только в аспекте общественности, но и в моменте физиологической организации, которая окончательно развивается под трудовые задачи и уже не ставит никаких преград безграничному развитию производства. Таким образом, можно выделить два скачка в антропосоциогенезе: 1) Возникновение производства и трудового сознания, отмеченное созданием первых каменных орудий труда, что положило начало процессу захвата сознанием и социальным господства над поведением и инстинктами; и 2) Конец процесса этого захвата, происхождение родовой общины и, соответственно, общества. Источник: vk.com Комментарии: |
|