Сергей Переслегин для образовательного интенсива «Педагог-2035» для управленческих команд, работающих в системе дополнительного образования: Образование во время фазового кризиса |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-04-05 15:03 Сергей Переслегин для образовательного интенсива «Педагог-2035» для управленческих команд, работающих в системе дополнительного образования: Образование во время фазового кризиса. Организаторы: Дворец молодёжи и Форсайт-клуб Урала. Сейчас от эпохи турбулентности 2010-х гг. мы ушли в эпоху кризиса, который будет нарастать. Сколько лет будет продолжаться фазовый кризис, прогнозировать трудно. Есть несколько вариантов (короткий и долгий), и они все зависят от человеческой деятельности: как будут заархивированы человеческие знания, как будет расширено пространство, контролируемое цивилизацией, как быстро возникнут новые форматы мышления, деятельности и коммуникации по созданию новой социальности. Если это удастся сделать, то кризис будет короткий и закончится между 2020-2040 гг. Если этого не будет сделано, и кризис будет развиваться стихийно, как во всех предыдущих фазовых кризисах, то он может продолжаться столетиями, и никто из нас не доживет до его конца. Но и в этом случае нам надо задуматься, как передать в будущее наши знания. В некоторых кризисах люди теряли даже письменность. Думаю, что сейчас такое невозможно. Чему в таких условиях надо учить? Учить архивировать: в краткой и понятной форме фиксировать знания, переводить их на неуничтожаемые носители и уметь с этими архивами работать. Может не быть Интернета, электричества, и уже сейчас такие районы появились. Может быть и Интернет, и электричество, но они могут принадлежать группам лиц, которые уже сейчас монополизируют доступ к знаниям. Информация может быть, но ее большая часть может быть ложной. Будут нужны люди, которые могут работать со сложной, плохо структурированной информацией, извлекать из нее содержание и на этой основе что-то делать, от конкретных вещей до важных инженерных и социальных выводов. Второе требование. Кризис может оказаться короче. В таком случае мы сталкиваемся с вызовом искусственного интеллекта (ИИ). На данный период времени ИИ уже может делать многое. Уже сейчас он делает ненужными все массовые интеллектуальные профессии: управленца, писателя, аналитика, учителя. ИИ вытесняет людей из области мышления. И если мы перестаем быть субъектами мышления, то ИИ становится опасным. ИИ хорошо работает с большими данными, именно для этого он и придуман. Но только человек имеет возможность своим разумом связывать несвязуемое. ИИ этого никогда не сможет делать. Таким образом, у нас две задачи: Готовить людей к возможной катастрофе. Готовить людей, которые смогут возрождать цивилизацию, уметь архивировать и разархивировать знания. Если катастрофы не будет, готовить людей к сверхвызову ИИ, умению реализовывать сугубо человеческие возможности над тем пространством, которым будет заниматься ИИ. Мы должны стать больше людьми, чем когда-то ими были. В этом есть противоречие - нужно получить человека, который должен выживать при минимуме удобств и ресурсов и начать с нуля что-то делать, и одновременно человека, который будет жить в обществе, где решены все базовые проблемы, и при этом сможет сохранить человеческое в мире, который будет нечеловеческим. Мы должны обязательно учитывать четыре вида безопасности: Военно-инженерная безопасность - уметь себя защитить. Продовольственная безопасность. Часть людей на Земле считает необходимым сократить население до 500 млн или 1 млрд, чтобы на них хватило ресурсов. Через войну эту проблему не решить - возможно только через голод. Демографическая безопасность - возможность нации воспроизводить себя. Онтологическая безопасность - школа должна давать знания о картинах мира и техники перехода между ними. Часть людей должна уметь работать с техниками отрицания картин мира, но это более высокий уровень. Знания о картинах мира ребенок должен получить к 14 годам, а еще лучше к 10. К этой группе относится безопасность мышления и когнитивная безопасность в условиях распространения ИИ. Вопросы зала: - Как диалектику объяснить 12-летним детям? -Устойчивого развития не бывает, мир сложный, и надо будет в нем существовать. Любой человек в своей жизни столкнется со множеством вызовов. Часть из них - это вызовы для всех, сверхвызовы. Нельзя все выучить, но можно думать, уметь отвечать на новые вызовы. - Что такое человеческое? - Человеческое - связь с историей, вера в Бога, в трансцендентное, то, что живет в веках. ИИ может это только эмулировать, он не может бояться, интересоваться и любить. Источник: vk.com Комментарии: |
|