Сергей Переслегин для образовательного интенсива «Педагог-2035» для управленческих команд, работающих в системе дополнительного образования: Образование во время фазового кризиса

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-04-05 15:03

Трансгуманизм

Сергей Переслегин для образовательного интенсива «Педагог-2035» для управленческих команд, работающих в системе дополнительного образования: Образование во время фазового кризиса. Организаторы: Дворец молодёжи и Форсайт-клуб Урала. 

Сейчас от эпохи турбулентности 2010-х гг. мы ушли в эпоху кризиса, который будет нарастать. 

Сколько лет будет продолжаться фазовый кризис, прогнозировать трудно. Есть несколько вариантов (короткий и долгий), и они все зависят от человеческой деятельности: как будут заархивированы человеческие знания, как будет расширено пространство, контролируемое цивилизацией, как быстро возникнут новые форматы мышления, деятельности и коммуникации по созданию новой социальности. 

Если это удастся сделать, то кризис будет короткий и закончится между 2020-2040 гг.

Если этого не будет сделано, и кризис будет развиваться стихийно, как во всех предыдущих фазовых кризисах, то он может продолжаться столетиями, и никто из нас не доживет до его конца. Но и в этом случае нам надо задуматься, как передать в будущее наши знания. В некоторых кризисах люди теряли даже письменность. Думаю, что сейчас такое невозможно.

Чему в таких условиях надо учить? 

Учить архивировать: в краткой и понятной форме фиксировать знания, переводить их на неуничтожаемые носители и уметь с этими архивами работать. Может не быть Интернета, электричества, и уже сейчас такие районы появились. Может быть и Интернет, и электричество, но они могут принадлежать группам лиц, которые уже сейчас монополизируют доступ к знаниям. Информация может быть, но ее большая часть может быть ложной. Будут нужны люди, которые могут работать со сложной, плохо структурированной информацией, извлекать из нее содержание и на этой основе что-то делать, от конкретных вещей до важных инженерных и социальных выводов.

Второе требование. Кризис может оказаться короче. В таком случае мы сталкиваемся с вызовом искусственного интеллекта (ИИ). На данный период времени ИИ уже может делать многое. Уже сейчас он делает ненужными все массовые интеллектуальные профессии: управленца, писателя, аналитика, учителя. ИИ вытесняет людей из области мышления. И если мы перестаем быть субъектами мышления, то ИИ становится опасным. ИИ хорошо работает с большими данными, именно для этого он и придуман. Но только человек имеет возможность своим разумом связывать несвязуемое. ИИ этого никогда не сможет делать.

Таким образом, у нас две задачи:

Готовить людей к возможной катастрофе. Готовить людей, которые смогут возрождать цивилизацию, уметь архивировать и разархивировать знания.

Если катастрофы не будет, готовить людей к сверхвызову ИИ, умению реализовывать сугубо человеческие возможности над тем пространством, которым будет заниматься ИИ. Мы должны стать больше людьми, чем когда-то ими были.

В этом есть противоречие - нужно получить человека, который должен выживать при минимуме удобств и ресурсов и начать с нуля что-то делать, и одновременно человека, который будет жить в обществе, где решены все базовые проблемы, и при этом сможет сохранить человеческое в мире, который будет нечеловеческим.

Мы должны обязательно учитывать четыре вида безопасности:

Военно-инженерная безопасность - уметь себя защитить.

Продовольственная безопасность. Часть людей на Земле считает необходимым сократить население до 500 млн или 1 млрд, чтобы на них хватило ресурсов. Через войну эту проблему не решить - возможно только через голод. 

Демографическая безопасность - возможность нации воспроизводить себя.

Онтологическая безопасность - школа должна давать знания о картинах мира и техники перехода между ними. Часть людей должна уметь работать с техниками отрицания картин мира, но это более высокий уровень. Знания о картинах мира ребенок должен получить к 14 годам, а еще лучше к 10. К этой группе относится безопасность мышления и когнитивная безопасность в условиях распространения ИИ. 

Вопросы зала:

- Как диалектику объяснить 12-летним детям? -Устойчивого развития не бывает, мир сложный, и надо будет в нем существовать. Любой человек в своей жизни столкнется со множеством вызовов. Часть из них - это вызовы для всех, сверхвызовы. Нельзя все выучить, но можно думать, уметь отвечать на новые вызовы.

- Что такое человеческое? - Человеческое - связь с историей, вера в Бога, в трансцендентное, то, что живет в веках. ИИ может это только эмулировать, он не может бояться, интересоваться и любить.


Источник: vk.com

Комментарии: