Разведка дроном: особенности первого российского арктического беспилотника |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-04-17 13:23 Комплекс для беспилотной разведки ледовой обстановки в феврале прошел первые натурные испытания на Рыбинском водохранилище, следующие будут на Севморпути. Эти комплексы — ?часть цифровой экосистемы СМП, которую «Росатом» разворачивает по поручению правительства. Не исключено, что беспилотники станут новым бизнесом госкорпорации. На рынке таких систем не было Спутников для получения оперативной и точной информации о состоянии ледового покрова на СМП не хватает. Их дефицит решено компенсировать комплексами, базирующимися на суше и судах, прежде всего ледоколах. Беспилотник должен удаляться от точки старта на 200 км, подниматься на 2 км — ?таких параметров достаточно для выстраивания маршрута. А главное — ?он должен получать и оперативно передавать радиолокационные изображения на станцию управления, где их переводят в удобный для использования вид. На рынке систем с такими параметрами не было. Дирекция СМП обратилась в Московский физико-технический институт, который занимается арктическими БПЛА уже несколько лет, и договорилась о создании комплекса для оперативной ледовой разведки на базе конвертоплана. Конвертоплан совмещает признаки самолета (несущие плоскости крыльев и хвостовое оперение с устройствами управления) и квадрокоптера (четыре винта в горизонтальной плоскости для вертикального подъема). «Базовый аппарат, который МФТИ приобрел у своего технологического партнера, постоянно модифицируется. Меняются детали фюзеляжа, силовая установка, топливная система, система управления. В этом конвертоплане можно усмотреть внешнее сходство с зарубежными беспилотниками, однако это разработка чисто российская»,?— ?рассказывает исполнительный директор научно-технического центра мониторинга окружающей среды и экологии МФТИ Александр Родин. Масса конвертоплана с оборудованием — ?около 55 кг, размах крыльев — ?4 м. Его можно разобрать и сложить в ящик размером примерно с офисный стол. Беспилотник автоматически перемещается по заданным точкам, привязанным к электронной карте, не боится осадков и низкой температуры, выдерживает скорость ветра при взлете и посадке 20 м/с. Главная опасность для него — ?обледенение. Топливо — ?обычный бензин, бака хватает на четыре-пять часов полета. Винты взлета и посадки работают на аккумуляторах. Радиолокатор с синтезированной апертурой (см. справку) захватывает полосу шириной около 10 км и позволяет получать детальные изображения объектов даже через сплошную облачность. С учетом обратного пути общая ширина изображения — ?20 км. «Аппарат передает на станцию управления радиолокационные изображения в виде последовательности кадров раз в несколько секунд. Станция передает обработанные данные на сервер геоинформационной системы, где распознается тип и характеристики льда и составляется прогноз. Формируются ледовые карты, капитану судна предлагается оптимальный маршрут»,?— ?объясняет Александр Родин. СПРАВКА Синтезированная апертура — ?это метод получения высокодетальных радиолокационных изображений при помощи виртуальной антенны, создаваемой во время полета беспилотника. Метод использует сложные математические алгоритмы обработки данных. Один в небе Рыбинское водохранилище выбрали для испытаний потому, что это большое пространство с сильным ветром, в феврале еще покрытое снегом и льдом. На водохранилище есть острова с деревьями, по четкости изображения которых можно оценить качество передачи и обработки данных. Небо над Рыбинским водохранилищем входит в зону ответственности диспетчеров питерского аэропорта Пулково. Они выделили воздушное пространство для испытаний на целый день. Аппарат поднялся при ветре 12 м/с на высоту 1 км, пролетел 70 км и приземлился в заданной точке. Испытания подтвердили, что он хорошо управляется на большом расстоянии, данные передаются на станцию управления. Это два компьютера, за одним сидит пилот, за другим — ?оператор, принимающий изображение. На беспилотник поставили камеру. Разница между изображениями с нее и с радиолокаторов была огромная: камера, например, «увидела» только белое пространство, радиолокатор — ?остров с рельефом и деревьями.
Что дальше Следующие испытания намечаются в акватории Обской губы в мае, пока стоит лед. Аппарат взлетит с суши, пройдется над морским каналом и передаст изображения оператору. Тот перенаправит изображение в Штаб морских операций Главсевморпути, оттуда она поступит капитанам ледоколов, которые оценят качество картинки.
Беспилотники должны базироваться на ледоколах проекта 22220, изучаются возможности разместить их и на других судах. Для развертывания сети нужно обучить пилотов и операторов. Необходимо обновить правовую базу: аппараты тяжелее 30 кг подчиняются общим регламентам полетов больших пилотируемых воздушных судов, но это не подходит для оперативного мониторинга СМП. Пока запускать беспилотники планируют в экспериментальном режиме по индивидуальному разрешению.
Источник: strana-rosatom.ru Комментарии: |
|