Психика и нейрофизиология мозга, почему манипуляции и пропаганда работает, и как пост-модерн убил логику.

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-04-30 13:17

Работа разума

Начнем небольшую серию статей по поводу работы мозга, его базовую нейрофизиологию, механизм формирования мыслей, эмоций и нашего мировосприятия, и системы эвристики, по которой живет наш мозг. Изначально я хотел написать статью о том, как именно разные известные вам манипуляторы сознательно и не сознательно пудрят мозги своей пастве и формируют мировосприятие у соте тысяч людей, и как работает профессиональная пропаганда, но как это обычно и бывает, чтобы наиболее полно и целостно раскрыть эту проблематику мне придется зайти немножечко издалека (Сурен тайм)

Начнем с того, что мозг в целом — это очень сложная и комплексная машина, внутри которого происходят триллионы различных параллельных процессов, и наше сознание и мы сами в целом это комплекс всех этих взаимодействий вместе взятых, этакий гештальт, который формируется из частей, при этом не является частью каждой, а лишь возникает во взаимосвязи их всех. Внутри же мозга находится множество различных отделов, известных вам из школьного курса биологии, и у каждого из них свой функционал. Так, допустим мозжечок у вас отвечает за координацию движения, положения тела в пространстве, баланс, восприятие глубины и так далее. А вот Кора больших полушарий отвечает за различные эмоции и все анализаторы, она разделена на большие отделы, и вся эта огромная комплексная система находится в непрерывной взаимосвязи друг с другом, так допустим информация с зрительного анализатора поступает и в зрительную кору больших полушарий, и в мозжечок, первый формирует целостное восприятие объекта, наше отношение к нему, эмоции и ряд других факторов, а вот от мозжечка мы получаем информацию о конкретной форме и положение объекта в пространстве. Подробнее уже рассматривать не будем, этого в целом достаточно для вашего понимания.

Но если копнуть глубже, то мы увидим, что там, внутри, находятся нервные клетки – нейроны, строение которых я надеюсь вы уже знаете, да и для понимания процесса это знание не критично, в целом нейрон это просто микропроцессор, который получает простую информацию и дает вывод, аки процессор обычного компьютера. Самое главное, что вы должны знать о нейронах это то, что для нервных клеток (или нейронов) очень характерно наличие отростков, имеющих названия аксоны и дендриты. Дендриты — это такие отростки, которые воспринимают информацию. Их, как правило, довольно много, и они образуют что-то вроде такой дерева-антенны. Чем больше этих отростков, тем больше информационных потоков принимает и дальше обрабатывает нейрон. А аксон — это отросток, передающий сигнал от нервной клетки следующим клеткам: нейронам, или мышечным клеткам, или клеткам внутренних органов. То есть это та часть нервной клетки, которая находится на выходе.

И важно понятие, что нейрон лишь обрабатывает информацию и не работает по одиночке, это гигантские ветвеобразные структуры, напоминающие сетку-рабицу, включающие в себя сотни нейронов, которые целостно обрабатывают информацию, каждый свою часть и передают её дальше, формируя мысль, которая возникают у вас в голове

Соответственно, поодиночке нейроны не функционируют. Они функционируют, собираясь в цепи и сети. Для того чтобы такая сеть сформировалась, нужно, чтобы аксон, воспринимая раздражитель и обрабатывая его разросся до того, что сможет дотянуться до следующей клетки и создаст контакт. Эти контакты и называются синапсы, что по-гречески означает ‘соединение, и именно эти синаптические контакты и формирует нас теми, кто мы есть, в них и записаны все наши черты, навыки, возможности, знания и память (в том числе играх бля и хентае) ’. Именно синаптические связи и есть функциональная и структурная единица нервной системы. То есть, по сути, элементарной единицей работы мозга является не нейрон, а синапс. Именно в синапсе происходят базовые информационные процессы и передаются сигналы. Все эти синаптические связи отличаются от друг друга записанной информацией и характере его передаче, а посему и функционалом, одни хранят информацию в своей связи друг с другом, допустим в одну сеть записана информацию о понятие дата, а в другую информацию о том, когда именно граф де Маркиз оказался во Франции, а третья сеть хранит в себе информацию о том, что это за человек, ну а четвертые отвечают за воображение и почему-то формируют образ ледоруба внутри себя.

Синаптические связи образуются в ходе нашей жизнедеятельности, буквально всегда, и они все опосредуют друг друга, так, например, когда мы воспринимаем зрительно объект, либо узнаем о нем из диалога, мы запоминаем его характеристики, формируем свое отношение к нему, и запоминаем его, следующие же итерации информации, которые мы получим будут наслаиваться на прошлые синаптические связи сверху, расширяя их, диалектически отрицая и распространяя прошлую информацию, формируя наш новый образ об этой материи. И все синапсы опосредуют друг друга, например вы, марксисты (вы же марксисты, да?), прежде чем изучать Ленина должны в хоть какой-то мере сформировать метод эвристики диамата, который будет в будущем опосредовать всю поступающую в ваш мозг информацию. Важно понимать, что все эти процессы непрерывно происходят в ходе деятельности психики, и отражают внешний мир т.е. они объективизированы. “Объективная материя, как объективная реальность, данная нам в ощущении, со всеми присущими ей процессами, отражается в сознании путем внутренней рефлексии обращается в субъективный идеальный образ». – цитата Ленина к месту, это из «Материализм и Эмпириокритицизм», советую к прочтению. Важно и понимать то, что любая синаптическая связь — это деятельность всего нашего организма, всей нервной деятельности, находящаяся в диалектическом противоречии между новой неизвестной нам информацией, и нашего доступного оперативно-информационного уровня. И они всегда формируются в процессе деятельности психики (даже когда вы просто чилите под гачи ремикс сабатона).

Подробнее про этот процесс на примере зрительного анализатора, обратившись к трудам основателя всей отечественной психологии, учителю Павлова и первооткрывателю рефлексов - Сечину. Когда мы воспринимает новый или слегка измененный объект, именно его факт наличия запускает процесс работы психики, и она снимает копию с предмета, путем движение органа чувств по контуру предмета, именно оно воспроизводит форму внешнего предмета в своей траектории и пространстве, отражая в нашей психики, этот процесс что-то вроде «ощупывания» руками, но на расстоянии. Но особенность этого ощупывания заключается в том, что это движение воспроизводит форму внешнего предмета именно там, где находится сам предмет, т.е. во внешнем субъекту пространстве окружающего мира. Поскольку воспроизводящее форму внешнего предмета движение субъекта разворачивается в пространстве внешнего мира, имеет сложную объемную форму, то и воссоздаваемый этим движением образ предмета имеет ту же форму, находится в том же объективном пространстве, те объективизирован, т.е. весь наш мир материален, и лишь отражен нашей психикой в нас.

И обработав эту информацию мы создаем новые синаптические связи, формируем свое отношению к нему, его содержание и функционал, записывая в эти связи, в будущем мы к ним будем обращаться и они же будут опосредовать наши новые факты наблюдения схожих объектов. Так работает с любым процессом психики, даже в ходе мышления, когда мы формируем суждения и умозаключения.

Но ведь эти связи же должны как-то функционировать и передавать друг другу информацию. И очень долго существовал серьезный спор на тему как функционирует психика, и как передается нейронный импульс между друг другом, на эту тему был жаркий спор в самом конце XIX века и в начале XX века межу двумя величайшими гистологами — Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанец, и Камилло Гольджи, итальянец. Они сломали много штыков в спорах друг с другом (именно в споре, а не тем чем занимаются трули) Гольджи считал, что нейрон напрямую соединяется с нейроном, дальше получается система, как если у вас есть штекер, вы его вставили в гнездо, сигнал непрерывно передается. А Кахаль считал, что есть все-таки некий промежуток между нервными клетками, и в итоге он оказался прав. Хотя увидели синапсы только в середине XX века, когда изобрели электронный микроскоп. И они оба считали, что нервные сигналы в нашей системе похожи на электрический ток, но в будущем выяснилось, что сигнал между нейронами передается химическим путем. Рассмотрим этот процесс подробнее. Внутри себя нейрон передает информацию в виде электрических импульсов. Эти импульсы называются потенциалы действия, и потенциал действия — это короткая вспышка электрического тока, обращенная вверх, то, что называется позитивность. И длится потенциал действия где-то одну тысячную секунды. И этот потенциал действия бежит по мембране нервной клетки, по мембране аксона, добегает до синапса, и дальше электрический принцип передачи сигнала сменяется химическим принципом. То есть вместо того, чтобы импульс перескакивал напрямую на следующую нервную клетку, из окончания аксона выделяется химическое вещество, и это вещество уже влияет на следующую клетку. И это вещество, которое передает сигнал от нейрона к следующей клетке, играет колоссальную роль в работе мозга, в работе нашего организма. Вещества этой категории называются медиаторы. Слово «медиатор» обозначает ‘посредник’. То есть это вещество — посредник между нейроном и какой-то следующей клеткой, и состав этого медиатора зависит о того, какую в него запишут информацию, от знаний до эмоций касательно объекта.

Открыли медиаторы два ученых-физиолога, два великих имени — это Отто Леви и Генри Дейл, которые получили Нобелевскую премию за изучение химических принципов работы синапсов. Сейчас мы функционирование синапса представляем уже достаточно детально, и все действительно начинается с того, что электрический импульс «прибегает» в окончание аксона. Это окончание называется пресинаптическое окончание. В этом окончании уже наготове находится медиатор, который упакован в специальные мембранные пузырьки. Эти пузырьки называются везикулы, что-то наподобие коробочки, внутри которой хранится 7–8, может быть, 10 тысяч молекул медиатора. Для того чтобы он туда попал, его, конечно, нужно сначала синтезировать. Поэтому первым этапом того, что называется жизненным циклом медиатора, является синтез. То есть нужно медиатор сделать. Как правило, медиатор возникает, синтезируется прямо в пресинаптических окончаниях, в этих окончаниях аксона, и для того, чтобы он возник, нужно, во-первых, вещество-предшественник и, во-вторых, некий фермент, который будет это вещество превращать в молекулу медиатора.

И вот мы накопили медиаторы, приходит потенциал действия, и нужно дальше электрический феномен, движение электрического импульса превратить в движение медиатора. Это происходит химическим путем, посредством ионов кальция, белков-насосов создающие движение медиаторов и транспортных белков, которые доставят везикулы к окончанию аксона, он лопнется, и медиатор окажется в очень узком межклеточном пространстве между аксоном и следующей клеткой. Это узкое пространство называется синаптическая щель.

Его размеры крайне малы, ибо медиатор должен максимально быстро достичь следующей клетки, и передать информацию. Потому как в нашем мозгу происходят триллионы процессов, то даже самая простая мысль, которая возникает у нас в мозгу, — это последовательность срабатывания десятков синапсов (а представьте сколько нужно додумать, чтобы прорвать известные цепи). И если бы каждый синапс долго передавал сигнал, тогда мы бы думали катастрофически медленно. А скорость важна, как и важен кальций. Кстати, один из способов активировать работу мозга — добавить кальций в межклеточную среду. А для этого стоит кушать соответствующие продукты.

Итак, медиатор выделился из окончания аксона, из пресинаптического окончания, дальше он достигает, мембраны следующей клетки. Эта мембрана называется постсинаптическая мембрана, представляющая из себя вторую часть Синапса. Аксон, синаптическая щель, постсинаптическая мембрана. На этой постсинаптической мембране главное действующее лицо еще одни белки - белки-рецепторы. Это специальные чувствительные белки, которые настроены на молекулы медиатора. По своей структуре это что-то вроде клубка ниток, у которого в 3D-структуре есть ямка, активный центр, подходящий для медиатора, как ключ в замок. Это так и называют — «ключ — замок — взаимодействие».

Соответственно, когда медиатор входит в активный центр рецептора, он включает рецептор, и дальше рецептор обеспечивает передачу сигнала уже на следующую клетку. Как правило, это происходит за счет синтеза дополнительной молекулы, вторичного посредника, возникающего уже в постсинаптической клетке со стороны цитоплазмы. И она внутри цитоплазмы постсинаптической клетки продолжает передачу сигнала. Вторичные посредники очень важны: они передают сигналы уже на следующие каналы, только уже не для кальция, а для натрия. Резюмируем: есть аксон, он прикасается к следующей клетке, передает сигнал, сработали рецепторы, и открылись вокруг синапса каналы для натрия.

Через эти каналы входит натрий, благодаря входу натрия постсинаптическая клетка возбуждается, и уже на ней возникает электрический импульс, и сигнал может передаваться дальше. Но это лишь один из исходов. Если реономный бит информации миновал синапс и отправился дальше, как правило, его возникновение связано как раз со входом натрия. Тогда мы говорим, что следующая клетка возбудилась, мы называем этот синапс возбуждающим, и медиатор, который вызывает открывание натриевых каналов, мы тоже называем возбуждающим медиатором. Но есть и другой вариант, дело в том, что для нервной системы важно не только быстро передавать информацию, но и не передавать лишней, зачем вам скучная лекция по шитью, когда вы мирового империалиста в Приднестровье ищете?

Это задача других медиаторов, которые, наоборот, заставляют клетку терять заряд и снижают вероятность генерации потенциала действия, генерации электрического импульса, чтобы это произошло рецептор, на который действует медиатор открывает в своих окрестностях либо каналы для калия или хлора. Через каналы для калия калий выходит из цитоплазмы, клетка теряет положительный заряд, в итоге в целом в ней заряд оказывается меньше, вероятность генерации импульсов падает, то есть лишние сигналы не проводятся. Через каналы для хлора входят ионы хлора, они отрицательно заряжены, опять-таки клетка теряет заряд, и вероятность возникновения импульса тоже падает.

Как правило, к каждой нервной клетке подходит не один аксон, а сотни и даже тысячи, и соседние аксоны могут работать с использованием возбуждающих и тормозных медиаторов. Как правило, каждый конкретный аксон, каждый конкретный синапс либо возбуждающий, либо тормозной. И соответственно, передача информации идет за счет постоянной конкуренции и противоречия возбуждающих и тормозных входов, несущих в себе различную информацию. Таким образом мы и формируем свое отношение к объекту, в ходе работы задействуют и одни связи, несущие «положительную» и «отрицательную» информацию о материи, и процесс их отрицания и снятие и формирует окончательный образ, умозаключение, отношение и так далее. Оказывается, что нервная клетка, благодаря множеству преходящих сигналов с информацией и эмоциями — это уже сложная вычислительная машина, которая сопоставляет сигналы, поступающие по сотням и тысячам каналов.

Ну а самый последний этап – это удаление медиатор, чем занимаются специальные белки-ликвидаторы, которые буквально выдирают медиатор, либо белки-насосы, возвращающие по транспортным белкам медиатор обратно на базу, для дальнейшей работы.


Источник: vk.com

Комментарии: