Несколько тезисов про метафоры

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2023-04-22 15:03

лингвистика

Несколько тезисов про метафоры. Написано в поезде по дороге после пробной попытки провести семинар «метафоры жизни» доя психологов практиков. Не судите строго.

Мы живем в пространстве метафоры. МЕТАФОРЫ визуальной (картинка в голове или на бумаге), МЕТАФОРЫ действия как аналога динамики отношений (драматизация) и метафоры языковой (глаголы действия)?

Метафоры управляют нашим поведением. Метафоры отношений (аналоги отношений) создают саму конструкцию планирования повеления (отношений), С предметным или человеческим миром

Метафоры визуальные дают основание для расчёта позиции вмпросирансиве (саванн оконное видел цифры как ландшафт)

МЕТАФОРЫ звуковые (музыка, стихи) дают возмодность назвать и выразить состояние души.

Тезис три. Знаковая система (картинки или слова или сценарии отношений) дают удвоение системы управления движением. Павлов и его две сигнальные системы. Выготский выдвинул идею, что речь словами дают человеку самому себе основание управляют планомерным движением

Дублирование способа управления движении даёт возможность человек корректировки и получения ОС. Животное домашнее, которое выполняет словесную команду, раздумывает...возможно, оно строит «картину движения». И смотрит заранее на результат своего движения в пространстве и в системе отношений.

Символы это отражение и фиксация в культурно закреплённой форме усложнённый комплексы программ поведения ) в развитии систем отношений. И отношения с предметным и человеческим миром.

Собственно, символы обслуживают туже самую задачу программирования, планирования ролевого повеления в ситуации неопределенного будущего. Так как симво и из комплекты создают и одномоментно отражение реальности и возможность развития событий. Ближе всего в этой функции мы обнаружим понимание РОДИ И СИТУАЦИИ. Как только названа роль (функция), «кто я», сразу мы как люди получаем и прогноз отношений. Например вы встречаете человека и собаку.

«Чья это собака?» спрашиваете вы. Ответ « не знаю», или «собака друга» или «моя собака». Все меняется в моменте, когда у собаки появояется атрибут и роль. Мы знаем, как себя вести в соответствии с рнруитивнл понятными культурными нормами и знаем чего ожидать от собеседника или от других участников ситуации.

Вспомним историю про маме, которая не знала, как называть некоторую молодую даму. Дама жила тримгола в квартире, се С смен сыном, но КТО ЖЕ ОНА? Вопросмксиати был не праздным

Или вспомним даму, которая «не хотела» признавать перенёс своего малолетнего сына. И была права! Как только она согласилась «признать что есть внук», то сразу стала бабушкой и свободное время закончилось.

Вернёмся к символам и метафорам. Есть мнение, что «дети мыслят символами». Видимо ирелуетс уточнение. Мы точно знанмипро детские сны, что-нибудь иерноасцлачно конструируют из телесного опыта некотопынсфигуры, обладающие топологическим единством и подобием с чем то , что мы название «архетипом», используя термин юнга. Мы заметим, что есть топологическое подобие изображения иинекоторого специфичски организованного сенсорно/двигательного опыта. Фрейд как доктор показал, что контурное самоирегистрациямгкниталий, суммируясь с внешними визуальными впечатлениями, создаёт в сновидениях базу для генерации картинок или для выбора готова картинок. Конечно, интересен всего именно «генерированные картинки «.

Подбормкартинок «по топологическому подобию» из каталога реальных визуальных впечатлений менее интересен для нас.

Но по сути дела, только метафоры отношений Создают отражение реальных динамики ролей отношений и (или) пронощмпащыития отношений.

Язык как система метафор становится ещё и средством коммуникации. Планирования и оценки ситуации. Вигруппе.

Выготский считает что то же самое в отношениях с самим собой.

Коллега АП говорит, что Анохин развивал идеи про онтогенез символов, что символы к врождённые, а получаются в ходе культурного опыта

Есть биологически реактивные сами собой иместь созданные в системе отношений виотнтлгенезе тесть созданные в отношениях вмкультуре.

Врождённые автоматические «картинки МЕТАФОРЫ» питают энергией культурные, культурные создают развитые форма отношений.

Например, эксперимент в психо тренинге. Я прикасаюсь (с предварительнымиовщркшениеммна эксперимент) палочкой или кисточкой к руке моего собеседника. Глаза его закрыты. Он переживает некоторые сенсорное впечатление. Я спросить его: что это? Создай метафору? Он скажет кисточка к коже. Это его распознавание. Вместо я попрошу метафору? Напомни геиоиветит «птичка с нужными лапками села на ветку дерева». Поисковая форма выбора этой метафоры

Включала миллионы выборов и миллионы ассоциативных цепочек. Вряд ли. Смогу ВСЕ из проследить. Однако результат будет реально в метафоре отношений ВСЕЙ СИСТЕМЫ моих актуальных отношений с реально существующим в моем опыте миром, включая все историю моего отношения с миром от рождения. Я создаю некоторый нарратив, уникальный в моей системе отношений с миром.

Этот нарратив ситуационный.

Я предпочитаю думать о двух системах метафор, сосуществующих в опыте человека. Символы/метафоры картинки («правое полушарие» и развёрнутые высевания словами.

Высказывание словами отвечают за движения в пространстве, они слова последовательны. В этом аналогия с движении випростпасиве. Метафора картинки(предметов) единомоментнч. Она собирает ВСЮ информацию отпоре опыта.

Но МЕТАФОРЫ картинки отражают состояние человека и специфику отношений, но зато менее точны в плане действий. Соединение и диалог этих метафорических систем дают уникальность человеческого опыта.

Отдельная тема это регрессии при стрессе и полнота метафор вместо простых глаголов слов и Действий (в «картинках больше помешается смыслов) и потому проще. При регрессии могут добавляться «естественные перечные метафоры», которые заполняют пустоты. И обратим внимание на МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ при регрессии, которое опирается на «бинарные базовые языковые оппозиции».

Конечно, еслиместь МНОГО информации, ёмкость визуальной знаковой системы помогает собрать ее в один доступный обработке Гештальт. И в этом ее преимущество перед логическим словесным Размышлением.

Неточно, зато полно.

Заключённое в теле мышление это отдельная тема. Популярная психология с удовольствием скажет»тело лучше знает». Но этомвернл только для выбора партера для житьс в одном доме или примвыборе шляпки. Тогда отмени тело отражает своим комфортом/дискомфортом миллионный операций, которые совершает психика сравнивая варианты.

Однако опасно, если человек не хочет думать словами или думать действиями о ситуации в отношениях с людьми или предметами, а общее состояние «отправляет в тело». Мы с терапии как раз действуем в обратном порядка, возвращая в коммуникацию то, что шастаялр в теле.

Итак, побуждение желаний стартует в теое и встречается с предметным миром. А конфликт принадлежит внешнему миру, но иногда по ошибке отправляется внутрь тела . И это ошибка. Тело (дискомфорт) может дать дополнительную информацию

Что «что Ирине так», а символы и МЕТАФОРЫ подскажут (может и с ошибкой) форму. Как мы помним, форма и отношени это вариант нарратива.

Книги

Лакофф «МЕТАФОРЫ в которых мы живем»

Арбиб Майкл «метафорический мозг»

(Оба автора 1970-ые )

Вот инструкция, которую мы предлагаем клиентам. «Посмотрите на что то извне. Заметки отклик в своём теле. Заметьте самое простое «беру/отвергаю», то что принадлежит только вам в этих мини отношениях с предметом. Сохраняя неподвижность, мысленно сделайте движение рукой (беру или отвергаю) . После этой мысленной операции, сделайте в реальном пространстве этот жест.»

Такая инструкция помогает восстановить координацию «глаз/тело/рука» так, как это было в онтогенезе у младенца. И возможно вы заметите, как из тела/движения формируется база для МЕТАФОРЫ. Картинка движения в пространстве это ПРОТОТИП. Метафоры, которой будет пользоваться взрослый человек. .


Источник: vk.com

Комментарии: