Мишустин сравнил госуправление с погоней льва за газелью |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2023-04-29 14:25 Львы, газели, борьба за выживание и прочие метафоры апологетов капитализма. Метафоры, которыми мы живем. Михаил Мишустин цитирует американского журналиста Томаса Фридмана: «Каждое утро в Африке просыпается газель. Она должна бежать быстрее льва, иначе погибнет. Каждое утро в Африке просыпается лев. Он должен бежать быстрее газели, иначе умрет от голода. Не важно, кто ты - газель или лев, когда встает солнце, нужно бежать. В госуправлении все именно так. Бездействовать и ждать недопустимо». Для того, чтобы подчеркнуть необходимость умения действовать быстро и эффективно в меняющемся мире, вероятно, можно было бы использовать и другие метафоры, в том числе из мира природы. В данном случае эта метафора — о львах и газелях - говорит скорее о социал-дарвинистском мировоззрении. Томас Фридман известен как автор книги «Плоский мир» и трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии, он — один из современных апологетов капитализма. Метафоры, которыми мы пользуемся, могут немало рассказать о нашем мировоззрении и нашей психологии, в том числе и о наших проблемах, что используется в некоторых направлениях психотерапии. В случае метафоры «Фридмана-Мишустина» один из интересных вопросов состоит том, а с идентифицируют себя ее любители — со львом или с газелью? Кроме того, социал-дарвинистские метафоры, а также метафоры, где какие-либо сферы человеческой деятельности понимаются как постоянная борьба или даже война, где есть только победители и проигравшие, могут приобретать характер самоисполняющего пророчества (https://vk.com/wall-111877082_1762) и принимать участие в конструировании социальной реальности (особенно часто тут используется биологизаторство). Дж. Лакофф, известный исследователь метафор и метафорического мышления, предупреждает - «Метафоры способны убивать». В книге Дж.Лакоффа и М.Джонсона "Метафоры, которыми мы живем" излагаются основы когнитивного подхода к метафоре - языковому, когнитивному и культурному феномену. Обсуждаются как научные аспекты изучения этого феномена в лингвистике и философии, так и роль метафоры в современном обществе, в повседневном общении между людьми. Особое внимание обращается на возможности использования метафоры как средства познания действительности, как инструмента организации опыта человека, структурирования его знаний о действительности. «Для большинства людей метафора — это поэтическое и риторическое выразительное средство, принадлежащее скорее к необычному языку, чем к сфере повседневного обыденного общения. Более того, метафора обычно рассматривается исключительно как принадлежность естественного языка — то, что относится к сфере слов, но не к сфере мышления или действия. Понятия, управляющие нашим мышлением, вовсе не замыкаются в сфере интеллекта. Они управляют также нашей повседневной деятельностью, включая самые обыденные, земные ее детали. Наши понятия упорядочивают воспринимаемую нами реальность, способы нашего поведения в мире и наши контакты с людьми. Наша понятийная система играет, таким образом, центральную роль в определении повседневной реальности. И если мы правы в своем предположении, что наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер, тогда наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорой. Однако понятийная система отнюдь не всегда осознается нами. В повседневной деятельности мы чаще всего думаем и действуем более или менее автоматически, в соответствии с определенными схемами. Что представляют собой эти схемы, для нас совсем не очевидно. Метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сама процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Именно это имеем мы в виду, когда говорим, что понятийная система человека упорядочивается и определяется метафорически. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека. Споры ведутся по определенным моделям. Это означает, что мы делаем одни ходы и не делаем другие. Тот факт, что мы осмысливаем споры частично в терминах сражения, системно обусловливает и саму форму спора, и способ обозначения наших ходов. Поскольку метафорическое понятие системно, системен и язык, используемый для его раскрытия. … Утверждение о том, что концептуальные метафоры охватывают всю сферу человеческого опыта и обладают значимым когнитивным потенциалом, на сегодняшний момент подкрепляется многочисленными исследованиями концептуальной метафоры, охватывающими практически большинство сфер человеческой деятельности». «Политические и экономические идеологии формируются на основе метафор. Как и любые другие метафоры, политические и экономические метафоры могут скрывать определенные аспекты реальности. Но в области политики и экономики метафоры значат больше, так как они ограничивают рамки нашего существования. Скрывая существенное в политике и экономике, метафора может привести к деградации человека. Рассмотрим только один пример — метафору ТРУД — ЭТО РЕСУРС. Большинство современных экономических теорий — как капиталистических, так и социалистических — рассматривают труд как естественный ресурс или товар, сопоставляя его с сырьем, и говорят в одинаковых терминах о стоимости и запасах и труда, и ресурсов. Этой метафорой скрывается сущность труда. Не делается никаких различий между понятиями труда, значимого для человека, и труда, в котором роль человека принижена или игнорируется (dehumanizing labor). Во всей статистике, посвященной труду, нет ни одной работы по значимому труду. Если мы принимаем метафору ТРУД — ЭТО РЕСУРС и допускаем, что цена ресурсов, определяемых таким образом, должна быть низкой, дешевый труд — наравне с дешевой нефтью — становится хорошим. Эксплуатация человеческих существ с помощью этой метафоры становится наиболее очевидной в странах, которые гордятся «фактически неисчерпаемыми запасами дешевой рабочей силы». Это как бы нейтральное утверждение из области экономики скрывает реальность человеческой деградации. Но фактически все крупные индустриальные страны — капиталистические или социалистические — используют ту же метафору в своих экономических теориях и политике. Бездумное принятие метафоры может скрыть реальность деградации, относится ли это к бессмысленности работы белых и синих воротничков, поставленной на индустриальную основу в «развитых» обществах, или к фактически все еще существующему рабству». Книга https://cloud.mail.ru/public/ehYM/xhxweenya Отдельная статья: Дж.Лакофф. Метафора и война. Система метафор для оправдания войны в Заливе. «Существует бессознательная система метафор, которой мы пользуемся для понимания реальности. Что делает метафора? Ограничивает то, что мы замечаем; выдвигает на первый план то, что мы видим, и частично представляет дьявольскую структуру, с которой мы сосуществуем. Из-за проникновения метафоры в сознание, мы не всегда можем обсуждать реальность в исключительно точных категориях. Не существует способа избежать метафоризации мышления, особенно в сложных случаях, таких как проблемы внешней политики. Я, таким образом, не возражаю против использования метафоры как таковой в дискурсе внешней политики. Мои возражения, в первую очередь, направлены против отрицания присутствия метафоры в дискуссиях о внешней политике, и, во-вторых, против неспособности понять, что скрывают метафоры, и в третьих, против неспособности образно мыслить о том, что новые метафоры могут быть более милосердными. Мы должны уделять больше внимания механизмам метафорического мышления, в особенности потому, что такие механизмы обязательно используются в дискуссиях о внешней политике, и потому, что метафоры, подкрепленные бомбами, способны убивать». В статье рассматриваются Метафорические системы Система ГОСУДАРСТВО КАК ИНДИВИД СКАЗКА О СПРАВЕДЛИВОЙ ВОЙНЕ Метонимия "ПРАВИТЕЛЬ КАК ГОСУДАРСТВО" Метафоры системы ТОРГОВЛИ Метафора Клаузевица "война - это политика, проводимая другими средствами" и пр. http://www.philology.ru/linguistics1/lakoff-06.htm "Метафоры, которыми мы живем" Оглавление : 1 Концепты, которыми мы живем 2 Системность метафорических концептов 3 Системность в метафорах: высвечивание и затемнение 4 Ориентационные метафоры 5 Метафора и непротиворечивость культуры 6 Онтологические метафоры 7 Персонификация 8 Метонимия 9 Свидетельства против согласованности систем метафор 10 Некоторые дополнительные примеры 11 Фрагментарность метафорического структурирования 12 На чем основывается наша понятийная система? 13 Основание структурных метафор 14 Категория причинности: непосредственный опыт и метафорическое осмысление 15 Согласование в структурировании опыта 16 Согласованность метафор 17 Сложные случаи согласования между метафорами 18 Некоторые следствия для теорий понятийной структуры 19 Определение и понимание 20 Как метафоры привносят в форму значение 21 Новый смысл 22 Создание сходства 23 Метафора, истина и действие 24 Истина 25 Мифы объективизма и субъективизма 26 Миф объективизма в западной философии и лингвистике 27 Как метафоры показывают ограниченность мифа субъективизма 28 Неадекватность мифа субъективизма 29 Альтернатива эмпиризма: новое звучание старых мифов 30 Понимание Статьи к теме: И. Бауэр: Социобиологическая научная фантастика, или: Почему гены не эгоистичны https://vk.com/@redpsychology-i-bauer-sociobiologicheskaya-nauchnaya-fantastika-ili-pochem https://vk.com/@redpsychology-i-bauer-princip-chelovechnosti-pochemu-my-po-svoei-prirode-s Источник: tvzvezda.ru Комментарии: |
|